Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение денежного рынка и его проблем становления и функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и структуру денежного рынка;
- рассмотреть спрос и предложение денег, денежный мультипликатор;
- изучить равновесие на денежном рынке;
Введение 3
Глава 1. Денежный рынок: экономическая сущность и особенности функционирования
5
1.1 Понятие и структура денежного рынка 5
1.2 Спрос и предложение денег. Денежный мультипликатор 12
1.3 Равновесие на денежном рынке 18
Глава 2. Современный денежный рынок: его организация и функционирование
22
Глава 3. Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь
27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Мультипликаторы f и h показывают относительную эффективность фискальной и монетарной политики.
Равновесие на денежном рынке происходит при равенстве спроса и предложения денег.
Предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне . Уровень цен также стабилен. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне (рис. 1.7).
Рисунок
1.7 Краткосрочное равновесие на денежном
рынке
Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода. В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению. Подвижная процентная ставка удерживает денежный рынок в равновесии.
Процентная ставка приводит рынок денег в равновесие. Это происходит благодаря тому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от процентной ставки. Если процентная ставка высока, предложение денег превышает спрос. Домохозяйства пытаются избавиться от накопленной наличности. При высокой процентной ставке курс облигаций будет низким. Поэтому экономические агенты начнут скупать дешевые облигации, увеличивая спрос на них.
Спрос
на облигации повысит их цену и
таким образом вызовет
Таким
образом, пересечение кривых предложений
и спроса на рынке денег указывает точку
равновесия рынка, в которой хозяйственные
агенты желают хранить в своих портфелях
активов как раз то количество денег, которое
способна предложить банковская система
при проведении текущей кредитно-денежной
политики.
Глава
2. Современный денежный
рынок: его организация
и функционирование
В общем виде институциональную модель денежного рынка можно представить как схему потоков денег и инструментов между тремя группами экономических субъектов: теми, которые экономят деньги; теми, что заимствует деньги; финансовыми.
Кредиторами могут быть любые экономические субъекты, которые сэкономили денежные средства. Это прежде всего семейные хозяйства (население), а также фирмы, правительственные структуры, включая органы местного самоуправления, иностранные физические и юридические лица. Заемщиками могут быть те же виды экономических субъектов, но на первое место по частоте и объему заимствований следует поставить деловые фирмы, а затем - правительственные структуры, семейные хозяйства, иностранцев. Стрелки, показывающие движение денег, направленные от кредиторов к заемщикам, а стрелки, отражающих движение инструментов - от заемщиков до кредиторов.
По
институциональным критерием
- сектор прямого финансирования;
- сектор опосредованного финансирования.
В секторе прямого финансирования связи между продавцами и покупателями денег осуществляются непосредственно, и все вопросы купли-продажи они решают самостоятельно друг с другом. Функционирующие здесь брокеры и дилеры выполняют скорее техническую роль обычных посредников, помогая им быстрее найти друг друга. В этом секторе выделяют два канала движения денег:
- канал капитального финансирования, по которому покупатели навсегда привлекают средства в свой оборот, для этого используются как инструмент акции;
- канал заимствований, по которому покупатели временно привлекают средства в свой оборот, используя для этого как инструмент облигации и другие ценные бумаги.
Наличие
сектора прямого финансирования
имеет важное экономическое значение.
Для покупателей денег
В
секторе опосредствованного финансирования
связи между продавцами и покупателями
денег реализуются через
Сектор опосредованного финансирования является объективно необходимой составляющей денежного рынка. Он не просто дополняет сектор прямого финансирования, а создает специальный механизм реализации тех связей между кредиторами и заемщиками, которые не могут быть реализованы через сектор прямого финансирования. Прежде всего речь идет о связи, установка которых требует больших затрат денег и времени на поиски и изучение контрагента или реализация которых связана со значительными рисками. Благодаря деятельности финансовых посредников удается наиболее полно реализовать все возможности и выгоды, которые свойственны денежном рынке вообще. Поэтому между секторами прямого и опосредованного финансирования существуют не только конкурентная борьба, но и интеграционные процессы, в частности активное проникновение финансовых посредников в сектор прямого финансирования как технических посредников, кредиторов и. По характеру посреднических операций различается много видов финансовых посредников: банки, страховые компании, инвестиционные, финансовые и трастовые компании, пенсионные фонды, кредитные общества и т.п. По месту на денежном рынке их можно разделить на две группы: банки и небанковские финансово-кредитные учреждения.
Выделение
банков в отдельную группу обусловлено
тем, что они имеют значительно
более широкие возможности
1)
они не только могут
2)
они осуществляют расчетно-
Для проведения монетарной политики в условиях система располагает четырьмя основными инструментами:
- изменение уровня резервных требований;
- изменение процентных ставок , которые должны платить банки, беря
кредиты у центрального института (учетная ставка);
- покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);
- определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).
Первый инструмент предполагает, что все банки и финансовые институты создают резервы , то есть откладывали определенную сумму денег, равную какой то процентной доле их депозитов. Доля депозитов , которую банки должны откладывать в качестве резервов, называется резервными требованиями.
Если центральный институт приходит к выводу, что отдельные потребители и фирмы слишком много покупают и что инфляция набирает силу, он повышает резервные требования. Когда они возрастут, то банки не смогут выдавать по - прежнему ссуды своим клиентам и наоборот.
Банки могут взять дополнительные средства для кредитования своих клиентов, взяв деньги в долг у регионального отделения центробанка, который в фигуральном смысле играет роль банкира банков.
Процентная ставка по кредитам, которая устанавливается в этом случае, называется учетной (дисконтной) ставкой. Такие дисконтные операции привлекают банки, когда они могут взимать со своих клиентов еще более высокий процент за кредиты.
Значит, если центральный институт считает необходимым, чтобы выдавалось больше кредитов, то он снижает учетную ставку и наоборот. В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента.
Операции на открытом рынке осуществляются посредством купли-продажи государственных облигаций, которые предусматривают обязательство выплатить долг с процентами . Поскольку в подобном случае государственные облигации может купить любой желающий, эта практика получила наименование операции на открытом рынке.
Если центральный финансовый институт опасается инфляции и хочет уменьшить объем денег в обращении, то он продает государственные облигации банкам и населению. Деньги, полученные за облигации могут немедленно изыматься из оборота. И наоборот, когда этот институт вновь собирается стимулировать оживление в экономике, государство выкупает свои облигации, и подобным образом в экономику поступает довольно большое дополнительное количество наличности. По мере увеличения предложения денег снижается процентная ставка, и компании берут кредиты в больших объемах, что расширяет для них возможности роста и усиливает конкуренцию между ними [12, c. 210].
Задачи денежных рынков состоят в том, чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических единиц, которые зарабатывают больше чем тратят, в руки единиц которые тратят больше чем зарабатывают. На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования, по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и долговые обязательства, или косвенные, где средства проходят через финансовых посредников - банки, взаимные фонды, страховые компании.
Фактически сегодня существует несколько теорий функционирования денежного рынка. Одной из них является монетаристская теория денежного рынка М.Фридмана и А.Шварца. В то время как в экономической мысли возобладало мнение, что деньги это не главное в экономике, то М.Фридман сделал другой вывод: во-первых, эта теория рассматривает скорость обращения денег как переменную величину, а не константу. Во-вторых, монитарная теория допускает несовпадение между денежной массой, показателями валового национального продукта и абсолютным уровнем цен. Основная рекомендация в стратегии денежно-кредитной политики монетаристской теории состоит в смягчении негативных моментов в течении делового цикла и центральные финансовые институты должны проводить в жизнь постоянно предсказуемую денежную политику. Постоянный рост денежной массы находящейся в обращении, примерно равный трехпроцентному уровню роста реального объема производства, характерному для долгосрочных временных интервалов, представляет собой научную с точки зрения большинства монетаристов денежную политику.
Монетаризм это только одно из направлений анализа денежного рынка . Важный вклад в развитие понимания его вопросов внесло учение Д.М.Кейнса и его последователей , которое можно считать альтернативой монетаризму .
Для
теории изложенной Д.Кейнсом в научной
работе “Общая теория занятости, процента
и денег”, важны взгляды о неэффективности
денежной политики и необходимости регуляции
и стимулирования экономики посредством
изменения налоговой системы и структуры
государственных расходов. На сегодняшний
день имеет место синтезирование, включающее
общие для обеих теорий элементов. Согласно
современному кейнсианско-неокласическому
синтезу, денежно-кредитная политика и
фискальная политика, проводимая центральным
правительством и его финансовыми институтами,
предоставляет им значительные возможности
в области контроля за наличным ВНП. Между
тем, этот новый подход не подтверждает
уверенности способности обеспечить процветания
экономики и победить инфляционные процессы.