Деньги и денежные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:26, курсовая работа

Описание

Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки. "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 108.13 Кб (Скачать документ)

     Эмиссионная система - законодательно установленный  порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).

     В настоящее время эмиссию неразменных  на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные  банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет  четкой грани между кредитными и  бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег.

     Депозитно-чековая  эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Денежное обращение.

3.1. Проблемы денежного  обращения. 

     Денежное  обращение, хотя и связано непосредственно  с денежным оборотом, имеет свою специфику. При характеристике денежного  оборота подчеркивается совокупность (объем) всех денежных платежей при  реализации товаров, услуг, формировании и распределении доходов. Под  денежным обращением следует понимать такое движение денег, когда они  обслуживают только перемещение  стоимости между субъектами экономических  отношений. Денежное обращение, являясь  составной частью денежного оборота, не включает движение денег как капитала при обслуживании самовозрастания  стоимости.

     В сфере денежного обращения деньги совершают непрерывное движение, опосредуя реализацию «выталкивают»  их из сферы оборота, а сами продолжают движение, переходя в распоряжение другого хозяйствующего субъекта. Они  при этом могут использоваться как  в безналичной, так и в наличной форме. Могут также последовательно  переходить из одной формы в другую в зависимости от экономических  процессов, которые они обслуживают.

     Наличные  деньги начинают свое движение из касс Национального банка Республики Беларусь, которому предоставлено монопольное  право выпуска денег в обращение. Коммерческие банки получают наличные денежные знаки в Национальном банке, компенсируя их номинальную стоимость  за счет своих ресурсов путем безналичного перевода средств. Для бесперебойного обеспечения хозяйствующих субъектов  денежной наличностью в кассах коммерческих банков постоянно должен быть необходимый  остаток. Предприятия, организации  и учреждения за счет имеющихся на своих счетах средств или предоставленного банком кредита получают наличные деньги в кассе обслуживающего банка. Эти  денежные суммы предназначены для  выплаты рабочим и служащим заработной платы и осуществления других платежей населению и не должны задерживаться в кассах предприятий и организаций. В дальнейшем движении наличные деньги переходят к населению и используются на оплату покупаемых товаров, оказанных услуг, а так же для других платежей в пользу государства, предприятий или отдельных лиц. Расходование части наличных денег может быть отложено, она становится сбережением и хранится у населения или помещается во вклад в банке. Следовательно, от населения наличные деньги опять поступают в кассу предприятий, организаций и учреждений. Согласно с действующим в нашей стране положениям, эти деньги должны сдаваться в банк для зачисления на счета.

     Таким образом, наличные деньги, начав свое движение из касс Национального банка  и пройдя каналы обращения, возвращаются в кассы коммерческих банков. Из этих касс они опять выдаются на нужды других предприятий и совершают  свое движение до полного износа. Изношенные (ветхие ) денежные знаки коммерческие банки обменивают в Национальном банке на годные. Сумма находящихся в обращении наличных денег от этого не меняется.

     При определенных условиях, особенно когда  сокращается кредитование народного  хозяйства или ускоряется движение наличных денег, коммерческие банки  могут сдавать излишки своей  денежной наличности в кассы Национального  банка. Тогда возможно изъятие денег  из обращения.

     Общая сумма платежей, совершенная наличными  деньгами за определенный период времени, характеризует размер налично-денежного  оборота. В него включаются: выдачи наличных денег через почту, выплаты  из касс предприятий, организаций и  учреждений населению, платежи населения  предприятиям, организациям и учреждениям, а также оборот наличных денег  между гражданами. Основной оборот наличных денег проходит через кассы  банков, которые осуществляют кассовое обслуживание народного хозяйства.

     Обращение наличных денег происходит непрерывно: рабочим и служащим заработная плата  выплачивается регулярно за первую и вторую половину месяца, колхозники ежемесячно получают доходы по оплате труда, ежемесячно выплачиваются пенсии, стипендии.

  В то время как у одних предприятий  или организаций наступает срок выплаты заработной платы и других платежей, и они получают для этой цели наличные деньги в банке, другие предприятия уже выплатили заработную плату, оплатили закупленную сельхозпродукцию. Эти деньги частично находятся на руках у населения как резерв платежных средств до очередного поступления доходов, частично же израсходованы  и сдаются торговыми и другими  организациями в банк с тем, чтобы  он имел возможность выдавать наличные деньги на заработную плату третьим  предприятиям и т. д. Поэтому у  всех участников налично-денежного  оборота (в кассах банков, предприятий, организаций, колхозов, у рабочих, служащих и колхозников) постоянно в тех  или иных размерах находятся денежные остатки, которые постепенно расходуются, а на смену им поступают новые  денежные суммы. Кроме того, из своих  доходов население создает сбережения, часть которых остается на руках. На сегодняшний день главной особенностью денежной массы в Беларуси является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами. Рассмотрим ситуацию, возникшую на денежном рынке в 1999 г. начале 2000 года. В 99 году экономика Беларуси продолжила движение по очередному циклу инфляционного развития. В первом полугодии денежная масса прирастала значительно быстрее, нежели объемы производства в реальном секторе экономики, что привело к превышению эффекта обесценивания активов над эффектом развития при субсидирования производства. На денежном рынке наблюдается увеличение разрыва между официальным и «параллельными» курсами твердой валюты. Быстрые темпы девальвации национальной валюты на теневых рынках приводят к существенному увеличению стоимости импортируемых сырьевых и производственных ресурсов. Вообще в событиях, происходивших на внутреннем валютном рынке в 1999 г. можно выделить два этапа, официальная идеологическая база которых и соответственно методы регулирования происходивших процессов принципиально различны.

  На  первом этапе, начало которому было положено с выдвижением П. 
Прокоповича в вице-премьеры, а затем в председатели правления Нацбанка, доминировали принципы «народнохозяйственной необходимости» Отрасли экономики, в первую очередь сельское хозяйство и строительство жилья, обеспечивалось необходимыми суммами эмиссионных денег практически по первому требованию. С галопировавшей инфляцией, развивавшейся вследствие постоянного превышения темпов роста рублевой денежной массы над валютной, правительство настойчиво боролось административными методами. Ставка рефинансирования, к которой привязываются процентные ставки по кредитованию агропромышленного сектора, строительной отрасли и бюджетных предприятий были и остаются хронически отрицательными, т.е. ниже темпов инфляции в стране. В 1999 г. ставка рефинансирования менялась четыре раза:

  20 января - от 48 до 60% годовых

  1 апреля - от 82 до 90% годовых

  25 ноября - от 90 до 110% годовых

  15 декабря – от 110 до 120 %

  При этом темпы инфляции в стране за год приближаются к 300 %-разница очевидна. На валютном рынке действовали ограничения  на расчеты белорусскими рублями  между резидентами и нерезидентами, введенные ещё в 
1998 г. Сохранялся и продолжает оставаться заниженным в 2-3 раза официальный курс белорусского рубля по отношению к твердым и ограниченно конвертируемым валютам. Попытки наладить изъятие валюты по выгодному для государства курсу приводят к постоянному изменению правил игры на внутреннем внебиржевом валютном рынке. Его периодически открывали, закрывали, ограничивали суммы сделок. Были периоды, когда для покупки одним предприятием у другого суммы валют, превышающей 1000 единиц по одному контракту, необходимо было получить соответствующее разрешение от министерства, концерна, облисполкома, Мингорисполкома либо одного из главных управлений Национального банка по областям Беларуси.

  Однако  попытки поставить валютный рынок  под полный контроль государства  не могли увенчаться полным успехом  при наличии в стране предприятий  с негосударственной формой собственности  и невозможности обойтись без  негосударственных предприятий  России, Украины, Казахстана и др. стран  при поставках в Беларусь продукции  т.н. критического импорта. 
Надо было или полностью избавляться от частных предприятий в Беларуси, что делается и до сих пор делается, или приступить к поиску иных вариантов.

  На  наличном рынке тенденции были те же. Однако ситуацию, сложившуюся с  обменом наличных валют, трудно или  даже невозможно было аргументировать  интересами государства. Здесь прослеживались интересы несколько иного свойства. Завышение курса белорусского рубля  в обменных пунктах, к осени приблизившееся к двукратному, привело к закрытию большинства обменных пунктов и процветанию теневого рынка. Государство ежемесячно недополучало в бюджет огромные суммы налогов, исчисляемые триллионами рублей. Помимо этого, Нацбанк лишился практически единственного канала пополнения валютных резервов, отсутствие которых лишает его возможности поддерживать стабильность национальной валюты.

  Отсутствие  взаимопонимания с международными кредитными организациями, в первую очередь МВФ, лишило Беларусь возможности  стабилизировать белорусский рубль  за счет внешних источников. Все  это не могло не сказаться на общем  состоянии белорусской экономики. У руководства 
Национального банка и правительства появились мысли об ошибочности принципов, на которых базируются методы регулирования валютного и финансового рынков Беларуси.

  К июню 1999 г. с участием специалистов Нацбанка, Минфина, 
Минэкономики и привлеченных экспертов была разработана Концепция денежно- кредитной политики на четвертый квартал 1999 и 2000 гг., которая вносит серьезные изменения в методы стабилизации национальной валюты и финансирования экономики. В её основе – комплекс мероприятий, реализация которых, по мнению Нацбанка, позволит перейти к привязке национальной валюты к одной из СКВ или корзине из нескольких валют, выходу на единый курс, свободную конвертацию, отмену обязательной продажи части валютной выручки на бирже и т.д. Получив одобрение «сверху», Нацбанк начал реализацию мероприятий, заложенных в Концепции. Этот период можно назвать вторым этапом развития ситуации на валютном рынке Беларуси. Либерализация внебиржевого валютного рынка, ужесточение контроля над объемом денежной массы, снятие ограничения курсов на наличном рынке вселили надежду на улучшение экономической ситуации. Естественно не обошлось и без срывов. Так в октябре темпы девальвации белорусского рубля составили 33%, став рекордными в 1999 г. Уборка одного из самых скудных урожаев за последние годы потребовала гигантских финансовых вливаний. Иных источников, кроме эмиссии, не оказалось.

  Мероприятия по либерализации валютного рынка, предпринятые в конце ноября, и  отсутствие факторов, стимулирующих  инфляцию, позволили Нацбанку в ноябре-декабре  взять эмиссию под контроль и  укрепить белорусский рубль. 
Ключевым в данном вопросе стало разрешение на проведение операции по купле- продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке, изложенное в постановлении правления Национального банка от 25 ноября № 25.11 «сняло ограничение в 1000 единиц иностранной валюты по одному контракту при покупке ее на внебиржевом рынке. До этого момента действовавшее законодательство лишало большинство предприятий возможности легально приобрести валюту вне биржи. Однако формирование курса и далее основывается на рекомендациях Нацбанка. В 2000 году перед Нацбанком и во многом перед правительством стоит задача по стабилизации национальной валюты. И главная из них - отказ государства от столь массивного участия в экономических процессах, какое наблюдается в настоящее время. Иначе все остальные меры, направленные на укрепление белорусского рубля окажутся временными и рано или поздно будут отменены в угоду государственным интересам. Иных способов ни одна из развитых экономик мира не знает.

Информация о работе Деньги и денежные системы