Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:26, курсовая работа
Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки. "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их.
Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).
В
настоящее время эмиссию
Депозитно-чековая
эмиссия осуществляется в процессе
кредитования эмиссионным банком коммерческих
банков. Денежное регулирование представляет
собой комплекс мер государственного
воздействия по достижению соответствия
количества денег объективным потребностям
экономического развития. Во многих промышленно
развитых странах с 70-х годов было введено
таргетирование, т.е. установление целевых
ориентиров в регулировании прироста
денежной массы в обращении и кредита,
которых придерживаются в своей политике
центральные банки.
Глава 3. Денежное обращение.
3.1.
Проблемы денежного
обращения.
Денежное обращение, хотя и связано непосредственно с денежным оборотом, имеет свою специфику. При характеристике денежного оборота подчеркивается совокупность (объем) всех денежных платежей при реализации товаров, услуг, формировании и распределении доходов. Под денежным обращением следует понимать такое движение денег, когда они обслуживают только перемещение стоимости между субъектами экономических отношений. Денежное обращение, являясь составной частью денежного оборота, не включает движение денег как капитала при обслуживании самовозрастания стоимости.
В
сфере денежного обращения
Наличные
деньги начинают свое движение из касс
Национального банка Республики
Беларусь, которому предоставлено монопольное
право выпуска денег в
Таким образом, наличные деньги, начав свое движение из касс Национального банка и пройдя каналы обращения, возвращаются в кассы коммерческих банков. Из этих касс они опять выдаются на нужды других предприятий и совершают свое движение до полного износа. Изношенные (ветхие ) денежные знаки коммерческие банки обменивают в Национальном банке на годные. Сумма находящихся в обращении наличных денег от этого не меняется.
При определенных условиях, особенно когда сокращается кредитование народного хозяйства или ускоряется движение наличных денег, коммерческие банки могут сдавать излишки своей денежной наличности в кассы Национального банка. Тогда возможно изъятие денег из обращения.
Общая сумма платежей, совершенная наличными деньгами за определенный период времени, характеризует размер налично-денежного оборота. В него включаются: выдачи наличных денег через почту, выплаты из касс предприятий, организаций и учреждений населению, платежи населения предприятиям, организациям и учреждениям, а также оборот наличных денег между гражданами. Основной оборот наличных денег проходит через кассы банков, которые осуществляют кассовое обслуживание народного хозяйства.
Обращение наличных денег происходит непрерывно: рабочим и служащим заработная плата выплачивается регулярно за первую и вторую половину месяца, колхозники ежемесячно получают доходы по оплате труда, ежемесячно выплачиваются пенсии, стипендии.
В
то время как у одних предприятий
или организаций наступает срок
выплаты заработной платы и других
платежей, и они получают для этой
цели наличные деньги в банке, другие
предприятия уже выплатили
На
первом этапе, начало которому было положено
с выдвижением П.
Прокоповича в вице-премьеры, а затем в
председатели правления Нацбанка, доминировали
принципы «народнохозяйственной необходимости»
Отрасли экономики, в первую очередь сельское
хозяйство и строительство жилья, обеспечивалось
необходимыми суммами эмиссионных денег
практически по первому требованию. С
галопировавшей инфляцией, развивавшейся
вследствие постоянного превышения темпов
роста рублевой денежной массы над валютной,
правительство настойчиво боролось административными
методами. Ставка рефинансирования, к
которой привязываются процентные ставки
по кредитованию агропромышленного сектора,
строительной отрасли и бюджетных предприятий
были и остаются хронически отрицательными,
т.е. ниже темпов инфляции в стране. В 1999
г. ставка рефинансирования менялась четыре
раза:
20 января - от 48 до 60% годовых
1 апреля - от 82 до 90% годовых
25 ноября - от 90 до 110% годовых
15 декабря – от 110 до 120 %
При
этом темпы инфляции в стране за
год приближаются к 300 %-разница очевидна.
На валютном рынке действовали ограничения
на расчеты белорусскими рублями
между резидентами и
1998 г. Сохранялся и продолжает оставаться
заниженным в 2-3 раза официальный курс
белорусского рубля по отношению к твердым
и ограниченно конвертируемым валютам.
Попытки наладить изъятие валюты по выгодному
для государства курсу приводят к постоянному
изменению правил игры на внутреннем внебиржевом
валютном рынке. Его периодически открывали,
закрывали, ограничивали суммы сделок.
Были периоды, когда для покупки одним
предприятием у другого суммы валют, превышающей
1000 единиц по одному контракту, необходимо
было получить соответствующее разрешение
от министерства, концерна, облисполкома,
Мингорисполкома либо одного из главных
управлений Национального банка по областям
Беларуси.
Однако
попытки поставить валютный рынок
под полный контроль государства
не могли увенчаться полным успехом
при наличии в стране предприятий
с негосударственной формой собственности
и невозможности обойтись без
негосударственных предприятий
России, Украины, Казахстана и др. стран
при поставках в Беларусь продукции
т.н. критического импорта.
Надо было или полностью избавляться от
частных предприятий в Беларуси, что делается
и до сих пор делается, или приступить
к поиску иных вариантов.
На наличном рынке тенденции были те же. Однако ситуацию, сложившуюся с обменом наличных валют, трудно или даже невозможно было аргументировать интересами государства. Здесь прослеживались интересы несколько иного свойства. Завышение курса белорусского рубля в обменных пунктах, к осени приблизившееся к двукратному, привело к закрытию большинства обменных пунктов и процветанию теневого рынка. Государство ежемесячно недополучало в бюджет огромные суммы налогов, исчисляемые триллионами рублей. Помимо этого, Нацбанк лишился практически единственного канала пополнения валютных резервов, отсутствие которых лишает его возможности поддерживать стабильность национальной валюты.
Отсутствие
взаимопонимания с
Национального банка и правительства
появились мысли об ошибочности принципов,
на которых базируются методы регулирования
валютного и финансового рынков Беларуси.
К
июню 1999 г. с участием специалистов
Нацбанка, Минфина,
Минэкономики и привлеченных экспертов
была разработана Концепция денежно- кредитной
политики на четвертый квартал 1999 и 2000
гг., которая вносит серьезные изменения
в методы стабилизации национальной валюты
и финансирования экономики. В её основе
– комплекс мероприятий, реализация которых,
по мнению Нацбанка, позволит перейти
к привязке национальной валюты к одной
из СКВ или корзине из нескольких валют,
выходу на единый курс, свободную конвертацию,
отмену обязательной продажи части валютной
выручки на бирже и т.д. Получив одобрение
«сверху», Нацбанк начал реализацию мероприятий,
заложенных в Концепции. Этот период можно
назвать вторым этапом развития ситуации
на валютном рынке Беларуси. Либерализация
внебиржевого валютного рынка, ужесточение
контроля над объемом денежной массы,
снятие ограничения курсов на наличном
рынке вселили надежду на улучшение экономической
ситуации. Естественно не обошлось и без
срывов. Так в октябре темпы девальвации
белорусского рубля составили 33%, став
рекордными в 1999 г. Уборка одного из самых
скудных урожаев за последние годы потребовала
гигантских финансовых вливаний. Иных
источников, кроме эмиссии, не оказалось.
Мероприятия
по либерализации валютного рынка,
предпринятые в конце ноября, и
отсутствие факторов, стимулирующих
инфляцию, позволили Нацбанку в ноябре-декабре
взять эмиссию под контроль и
укрепить белорусский рубль.
Ключевым в данном вопросе стало разрешение
на проведение операции по купле- продаже
иностранной валюты на внебиржевом валютном
рынке, изложенное в постановлении правления
Национального банка от 25 ноября № 25.11
«сняло ограничение в 1000 единиц иностранной
валюты по одному контракту при покупке
ее на внебиржевом рынке. До этого момента
действовавшее законодательство лишало
большинство предприятий возможности
легально приобрести валюту вне биржи.
Однако формирование курса и далее основывается
на рекомендациях Нацбанка. В 2000 году перед
Нацбанком и во многом перед правительством
стоит задача по стабилизации национальной
валюты. И главная из них - отказ государства
от столь массивного участия в экономических
процессах, какое наблюдается в настоящее
время. Иначе все остальные меры, направленные
на укрепление белорусского рубля окажутся
временными и рано или поздно будут отменены
в угоду государственным интересам. Иных
способов ни одна из развитых экономик
мира не знает.