Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:26, курсовая работа
Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки. "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их.
3.2. Денежная система Беларуси
Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.
В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7), Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования.
Основное
влияние на денежно-кредитную сферу
оказывают операции Национального
банка по рефинансированию банков.
Посредством этих операций осуществляется
поддержка ликвидности
Для
реализации целей монетарного
Наряду с допустимым ростом денежной массы определяющими (промежуточными) монетарными целями выступают лимиты и направления денежной эмиссии, а также уровень цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.
Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах.
Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. К важнейшим их функциям традиционно относятся:
В Беларуси на 01.01.2004 г. было зарегистрировано 34 банка, в нормальном режиме функционирует 31 банк, из которых 25 банков — с участием иностранного капитала и 6 — со 100%-ным иностранным капиталом.
Подавляющее большинство банков в соответствии с их уставами являются коммерческими. Национальным банком не зарегистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации.
Шесть банков уполномочены Правительством Республики Беларусь обслуживать государственные программы и мероприятия.
Эффективная
и устойчивая работа банков — необходимое
условие нормального
В развитии банковской системы, как и экономики республики Беларусь в целом, выделяются два этапа: первый этап (1991—1995 гг.) — этап глубокого экономического кризиса и формирования двухуровневой банковской системы;
с 1996 г. (второй этап) развитие банковской системы происходит на фоне ряда позитивных тенденций в общей макроэкономической ситуации (рост ВВП, промышленной продукции, реальных доходов населения и др.). Это создавало благоприятные предпосылки для развития банковского сектора. Важнейшие макроэкономические показатели банковского сектора по отношению к ВВП за 1996—2000 гг. увеличились: совокупные активы банков — с 20,3 до 27,8 %, кредиты банков реальному сектору экономики — с 11,1 до 14,7 %, уставные фонды банков — с 1,1 до 2,3 %, собственный капитал банков — с 3 до 4,7 % . Однако это не привело к повышению важнейших макропоказателей банковского сектора относительно ВВП. Так, на 1 января 2001 г. отношение совокупных активов банков к ВВП оказалось в 2,1 раза ниже уровня этого показателя в 1992 г., кредитов банков — в 2,8 раза. По уровню монетизации экономики (определяется как отношение объема рублевой денежной массы (МЗ) к ВВП; 5 % в 2000 г.) Беларусь находилась на одном из последних мест в мире. Низкая монетизация экономики, обусловленная прежде всего высокими темпами инфляции, является одной из основных причин ограничения ресурсных возможностей банков.
Уставные фонды банков на начало 2001 г. составили около 280 млрд. р. Собственный капитал достиг 525 млрд. р.
Основными причинами, обусловившими снижение роли банковского сектора в обеспечении экономического и социального развития страны, явились ограниченные макроэкономические условия деятельности банков. Наиболее существенные из них:
В связи с этим банковская система проводит глубинные реформы. В мае 2002 г. Президентом Республики Беларусь (Указ от 28.05.2002 г. № 274) одобрена Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы. В соответствии с этой Концепцией базовым условием успешного реформирования банковской системы является проведение адекватной политики в данной сфере. Цель государственной политики в отношении банковского и финансового секторов экономики — обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для банков, и базироваться на коммерческих интересах и соблюдении пруденциальных норм.
Результатом реформирования банковского сектора должно стать существенное повышение его функциональной роли в экономике Беларуси, а также приближение макроэкономических параметров банковской деятельности (активы банковской системы к ВВП — 50—60 %, капитал банковской системы к ВВП — 5—6 %) к уровню стран—лидеров в экономическом развитии.
Усиление функциональной роли банков должно осуществляться за счет расширения круга операций банков в обслуживании всех агентов экономических отношений и повышения эффективности совершаемых операций и, прежде всего, увеличения участия банков в кредитовании реального сектора экономики. Для приближения данного параметра к европейским стандартам банкам необходимо расширить перечень совершаемых ими операций (услуг) за 2001—2005 гг. в 2—3 раза, 2006—2010 гг. — в 2 раза.
Радикальное
повышение финансового
В 2002—2003 гг. основные параметры Концепции успешно выполнялись. В Приложении 1 приведены основные финансовые показатели деятельности банков страны.
Уставные фонды банков в 2003 г. выросли более чем в 1,5 раза и составили на 01.01.2004 г. 1446,6 млрд. р., собственный капитал возрос в 1,7 раза и достиг 2147,2 млрд. р. (рост почти в 1,8 раза). За 2003 г. банки получили 131,5 млрд. р. прибыли, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году. Почти в 1,6 раза выросла кредитная задолженность, доля проблемной задолженности сократилась с 9,0 до 4,0 %.
Как и ранее, основную прибыль банковской системы в 2003 г. разделили ОАО «Приорбанк», ОАО «СБ Беларусбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО « Белинвестбанк ».
В последние годы существенно возросло кредитование банками отраслей экономики и населения. В 2003 г. остатки задолженности по выданным кредитам составили 5579,9 млрд. р.- (в 2000 г. — 1397,9), в том числе краткосрочные кредиты — 2920,7 млрд. р. (в 2000 г. — 847,9), а долгосрочные кредиты —2659,2 млрд. р. (в 2000 г. — 550,0), или 52,3 и 47,7 % соответственно (Приложение 2).
Кредиторская задолженность на 1 октября 2009 г. составила
48,4 трлн. рублей и по сравнению с 1 октября 2008 г. выросла на 21,9% при росте потребительских цен за этот период на 11,7%. По сравнению с началом года она увеличилась на 25,2%. За сентябрь она снизилась на 0,3%.
На 1 октября 2009 г. на долю предприятий промышленности приходилось 29,7% кредиторской задолженности, организаций сельского хозяйства – 20,8%, торговли и общественного питания – 17,6%, строительства – 10,9%, транспорта – 7,6%.
По основным отраслям экономики кредиторская задолженность
характеризуется следующими данными (Приложение 3).
Действующая в Республике Беларусь платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйствования в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической политики страны. По совокупности эксплуатационных характеристик платежная система Республики Беларусь оценивается Международным валютным фондом по самому высокому рейтингу среди стран с переходной экономикой.
Успехам в развитии банковской системы способствовали и благоприятные макроусловия (в 2003 г. выполнены все 16 макропоказателей Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь). Вместе с тем в деятельности банков еще много сложных проблем. Так, при среднегодовой ставке рефинансирования 31,5 % в 2003 г. (в конце года — 28 %) и падении курса на 12,3 % высокая долларовая доходность (около 19 %) по рублевым депозитам населения разоряет банки, а еще более высокая ставка по рублевым кредитам промышленности (около 24 %) снижает рентабельность народного хозяйства, которая составила всего около 8 % (нормальной считается рентабельность в 15—17 % при инфляции не более 2—3 % в год). Высокая долларовая цена белорусских денег снижает спрос на них и подавляет деловую активность. Поэтому монетизация экономики как отношение рублевой массы к ВВП остается по-прежнему крайне низкой — 9,5 %, хотя целевой показатель на 2003 г 9,6 %, предусмотренный в Концепции развития банковской системы, практически достигнут. На конец года Концепцией планировалась структура ресурсов банков, представленная в табл. 6.5 (все цифры в долях ВВП). Анализ показывает, что ресурсы не достигли плановой цифры 32,1 % только из-за нехватки средств у предприятий. Ресурсная база банков на 01.01.2004 г должна была составить 32,1 % ВВП, а достигла лишь 27,9 %.
Решение этих и других проблем требует принятия комплексных мер по улучшению показателей рентабельности, ликвидности, качества кредитного портфеля, достаточности капитала, динамики роста и качества услуг.
Национальный банк рекомендовал банкам активизировать внедрение новых видов вкладов с более привлекательными условиями хранения (рождественского, отпускного, новогоднего и др.) для различных групп населения, в том числе уделив внимание выпуску сберегательных сертификатов с длительными сроками обращения. Также предложено поддерживать процентные ставки по депозитам физических лиц на уровне, обеспечивающем приток сбережений граждан, и внедрять новые банковские продукты в комплексе с проведением рекламной деятельности по их продвижению.