Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:12, курсовая работа
Среди проблем, которые приходится сегодня решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических основ федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (самоуправления). За последнее время совершенствуются законодательные основы развития местного самоуправления, сформирована база для функционирования этого существенного общественного института. Тем не менее, многие вопросы в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенствования системы местного налогообложения и т.д.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Экономика»
по теме: «Деятельность муниципальных хозяйств»
Введение
Среди проблем, которые приходится сегодня решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических основ федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (самоуправления). За последнее время совершенствуются законодательные основы развития местного самоуправления, сформирована база для функционирования этого существенного общественного института. Тем не менее, многие вопросы в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенствования системы местного налогообложения и т.д.
Под местным самоуправлением следует понимать определяемую государством в рамках существующего законодательства систему органов и должностных лиц (в первую очередь выборных), осуществляющих местное самоуправление на конкретной территории с установленной степенью автономии и самостоятельности относительно органов государственной власти, располагающую необходимой компетенцией в решении основных государственных дел и местных вопросов с учетом специфики территории, ее экономических, социальных, национальных, географических, исторических и прочих особенностей, формирующую местный бюджет, обеспечивающую сбор местных налогов, сборов, а также управление муниципальной собственностью на основе федерального и регионального законодательства и собственных учредительных и прочих нормативно-правовых актов.
Важнейшим аспектом деятельности органов местного самоуправления является оптимизация деятельности муниципального хозяйства. При этом, несмотря на неоднократное освещение деятельности органов муниципального самоуправления в отечественной литературе (Горный М.Б., Иванова В.Н. и др.)., тема деятельности муниципального хозяйства описана недостаточно. Это определяет актуальность данной работы.
В иностранных государствах используются самые разные модели регулирования местного самоуправления и муниципального хозяйства. Конкретные модели создаются с учетом особенностей развития той или иной страны. В России подобный инструментарий еще только создается.
Цель данной работы
- всесторонне описать
проанализировать
законодательную и
охарактеризовать основные способы ведения муниципального хозяйства;
проанализировать достоинства и недостатки различных моделей муниципального хозяйства.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются принципы организации местного самоуправления и муниципального хозяйства в РФ. Во второй главе проанализированы ресурсы, на основе которых функционируют различные модели муниципальных хозяйств и бюджет муниципальных хозяйств; а также описываются различные способы ведения муниципального хозяйства
1. Законодательное обеспечение деятельности муниципального хозяйства
1.1 Основные типы муниципальных образований в России
Основные типы муниципальных образований испытывали влияние территориального и отраслевого факторов на их внутреннюю хозяйственную жизнь. Причем территориальный фактор испытывал на себе влияние хозяйственной специфики. Так, сельскохозяйственное производство, связанное с землей, тяготеет к территориальному принципу организации хозяйственной жизни и к дисперсному (рассредоточенному) расселению населения, в то же время специфика на небольших территориях приводят к возникновению компактных поселений.
Поэтому наиболее крупно все муниципальные образования можно разделить на три большие группы Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Моск. обществ. научн. фонд. 1997. С. 19.
(рис. 1).
Рис. 1. Классификация муниципальных образований
1. Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты). Как правило, к этой группе тяготеют те муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов и имеющие собственную минимальную инфраструктуру.
2. Территориально-поселенческие (сельские районы, сельские округа и т.д.). Основной характеристикой таких муниципальных образований является то, что они состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным интересом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства.
3. Территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований свойственен для районов Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйственной деятельности исключает поселения в виду кочевого образа жизни, а также для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства. Этот тип скорее исключение, чем правило.
По критерию отраслевого
характера муниципальные
.
К многофункциональным муниципальным образованиям относятся те муниципалитеты, которые имеют разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства (столичные, крупные города России, за исключением Череповца, Тольятти и т.п.).
К монофункциональным муниципальным образованиям относятся муниципалитеты, хозяйственная жизнь которых определяется деятельностью одного-двух крупных предприятий, либо несколькими предприятиями одной отрасли (Усть-Катав, Кыштым и т.д.).
Среди монофункциональных муниципальных образований, имеющих ярко выраженную отраслевую специфику, можно выделить две группы:
Производственная группа - города-заводы, возникшие при крупных предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах. Большинство из них сформировались в ходе индустриализации, когда город воспринимался как некий «жилищный цех» при предприятии, а функции организации совместного проживания людей были возложены на администрацию предприятия. В этом случае реальных полномочий по организации городской жизни местная власть не имела.
Бюджетная группа - населенные
пункты, основная часть населения
которых работает в бюджетных
организациях: наукограды, военные, курортные
города, гарнизоны, закрытые административно-
С учетом сложившегося типа муниципальных образований и соответствующего способа ведения муниципального хозяйства на его территории формируются и структура муниципального хозяйства в рамках данного муниципального образования.
С установлением территориальных границ муниципальных образований нет ясности и по сей день. С одной стороны, это можно рассматривать как негативный фактор, вызывающий определенные проблемы при формировании территориальной основы местного самоуправления. С другой стороны, здесь также реализуется принцип многообразия форм осуществления местного самоуправления, который позволяет выбрать ту или иную территорию в качестве территории муниципального образования с учетом всех местных особенностей и традиций.
Существенно различаются три категории территорий Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. СПБ: Изд-во СПб университета, 1996. С. 45.
:
поселения;
части поселений;
группы поселений, объединенных общей территорией.
С установлением территориальных границ муниципальных образований нет ясности и по сей день. С одной стороны, это можно рассматривать как негативный фактор, вызывающий определенные проблемы при формировании территориальной основы местного самоуправления. С другой стороны, здесь также реализуется принцип многообразия форм осуществления местного самоуправления, который позволяет выбрать ту или иную территорию в качестве территории муниципального образования с учетом всех местных особенностей и традиций.
При выборе модели организации местного самоуправления в первую очередь решается вопрос именно о том, какая из перечисленных категорий будет принята за основу.
Наиболее стабильной в историческом плане представляется ситуация с городскими поселениями, поскольку город, как территория, изначально развивался на основе совместного ведения хозяйства и возникающих на этой основе совместных интересов горожан Основы местного самоуправления в городах России. Под ред. А.Е.Когута. СПб.: ИСЭП РАН. 1995..
Более подвижны в смысле
территориальной организации
Для того, чтобы выработать некоторые подходы к определению территории муниципального образования, необходимо дать характеристики объекта управления и субъекта управленческой деятельности.
Объект управления (место проживания) характеризуется населением, инфраструктурой и территорией, поскольку именно они оказывают определяющее влияние на формирование интересов совместного проживания. Основными параметрами, характеризующими территорию внутри субъекта России, являются ее географические и хозяйственные факторы.
Географические факторы многогранны, но наиболее интересны из них те, которые могут оказывать влияние на укрепление или на разрыв совместных интересов местного сообщества. К ним относятся Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Дело, 1999. С. 171.:
1. Территории и
природные условия (вопросы
2. Совместные интересы в хозяйственной деятельности.
3. Форма расселения
населения на данной
4. Учет информационного единства территории
Для определения оптимальной территории муниципального образования принципиально важно определить характеристики субъекта управления, т. к. именно в них определяется цель деятельности муниципального образования. Главная характеристика муниципального образования - объем его компетенции.
Соотношение объема компетенции муниципального образования и характеристик территорий, указанных выше, есть не что иное, как соотношение целей деятельности муниципального образования и возможностей территории, что позволяет определить оптимальность выборной территории муниципального образования (рис. 2).
Рис. 2. Определение оптимальной территории МО
В России сформированы территории муниципальных образований всех возможных типов: городские и сельские поселения, сельские округа (сельсоветы, волости и т.п.), районы, двухуровневая организация (район и внутрирайонные муниципальные образования, город и внутригородские муниципальные образования). Всего в Российской Федерации 12 215 муниципальных образований, в том числе 625 городов, 516 поселков, 153 городских района и округа, 1404 районов, 9314 сельских округов, 203 сельских населенных пункта Основы местного самоуправления в городах России. Под ред. А.Е.Когута. СПб.: ИСЭП РАН. 1995. С. 99..
1.2 Пределы компетенции органов муниципального самоуправления
Деятельность муниципального хозяйства и реализацию тех или иных его моделей обеспечивают органы муниципального самоуправления. В настоящее время в России проблеме законодательного регулирования организации и деятельности системы муниципального самоуправления уделяется большое внимание: более 200 федеральных законов по этому вопросу приняты и действуют на сегодняшний день, к ним необходимо добавить другие федеральные нормативные правовые акты (Указы Президента, постановления Правительства, решения Конституционного суда и пр.).
Основными нормативно-правовыми актами по данному вопросу на федеральном уровне, по нашему мнению, являются следующие:
Конституция Российской Федерации;
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;