Деятельность муниципальных хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

Среди проблем, которые приходится сегодня решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических основ федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (самоуправления). За последнее время совершенствуются законодательные основы развития местного самоуправления, сформирована база для функционирования этого существенного общественного института. Тем не менее, многие вопросы в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенствования системы местного налогообложения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА мун хоз.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  курсу «Экономика»

по  теме: «Деятельность  муниципальных хозяйств»

Введение

Среди проблем, которые  приходится сегодня решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических основ федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (самоуправления). За последнее время совершенствуются законодательные основы развития местного самоуправления, сформирована база для функционирования этого существенного общественного института. Тем не менее, многие вопросы в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенствования системы местного налогообложения и т.д.

Под местным самоуправлением  следует понимать определяемую государством в рамках существующего законодательства систему органов и должностных лиц (в первую очередь выборных), осуществляющих местное самоуправление на конкретной территории с установленной степенью автономии и самостоятельности относительно органов государственной власти, располагающую необходимой компетенцией в решении основных государственных дел и местных вопросов с учетом специфики территории, ее экономических, социальных, национальных, географических, исторических и прочих особенностей, формирующую местный бюджет, обеспечивающую сбор местных налогов, сборов, а также управление муниципальной собственностью на основе федерального и регионального законодательства и собственных учредительных и прочих нормативно-правовых актов.

Важнейшим аспектом деятельности органов местного самоуправления является оптимизация деятельности муниципального хозяйства. При этом, несмотря на неоднократное освещение деятельности органов муниципального самоуправления в отечественной литературе (Горный М.Б., Иванова В.Н. и др.)., тема деятельности муниципального хозяйства описана недостаточно. Это определяет актуальность данной работы.

В иностранных государствах используются самые разные модели регулирования местного самоуправления и муниципального хозяйства. Конкретные модели создаются с учетом особенностей развития той или иной страны. В России подобный инструментарий еще только создается.

Цель данной работы - всесторонне описать деятельность муниципальных хозяйств и их основные экономические модели. На основании цели поставлены следующие задачи:

проанализировать  законодательную и экономическую  составляющую деятельности муниципальных хозяйств;

охарактеризовать  основные способы ведения муниципального хозяйства;

проанализировать  достоинства и недостатки различных  моделей муниципального хозяйства.

Работа состоит  из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются  принципы организации местного самоуправления и муниципального хозяйства в РФ. Во второй главе проанализированы ресурсы, на основе которых функционируют различные модели муниципальных хозяйств и бюджет муниципальных хозяйств; а также описываются различные способы ведения муниципального хозяйства

1. Законодательное обеспечение деятельности муниципального хозяйства

1.1 Основные типы муниципальных образований в России

Основные типы муниципальных  образований испытывали влияние  территориального и отраслевого факторов на их внутреннюю хозяйственную жизнь. Причем территориальный фактор испытывал на себе влияние хозяйственной специфики. Так, сельскохозяйственное производство, связанное с землей, тяготеет к территориальному принципу организации хозяйственной жизни и к дисперсному (рассредоточенному) расселению населения, в то же время специфика на небольших территориях приводят к возникновению компактных поселений.

Поэтому наиболее крупно все муниципальные образования  можно разделить на три большие  группы Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков  А.Н. Основы управления муниципальным  хозяйством. М.: Моск. обществ. научн. фонд. 1997. С. 19.

(рис. 1).

Рис. 1. Классификация муниципальных образований

1. Поселенческие муниципальные  образования (города, поселки, сельские  населенные пункты). Как правило,  к этой группе тяготеют те  муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов и имеющие собственную минимальную инфраструктуру.

2. Территориально-поселенческие  (сельские районы, сельские округа  и т.д.). Основной характеристикой таких муниципальных образований является то, что они состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным интересом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства.

3. Территориальные  муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований свойственен для районов Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйственной деятельности исключает поселения в виду кочевого образа жизни, а также для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства. Этот тип скорее исключение, чем правило.

По критерию отраслевого  характера муниципальные образования  делятся на много- и монофункциональные образования Древаль И.В. Местное самоуправление в мегаполисе. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб: 1997. С. 67.

.

К многофункциональным  муниципальным образованиям относятся  те муниципалитеты, которые имеют  разветвленную сеть хозяйствующих  субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства (столичные, крупные города России, за исключением Череповца, Тольятти и т.п.).

К монофункциональным муниципальным образованиям относятся  муниципалитеты, хозяйственная жизнь  которых определяется деятельностью  одного-двух крупных предприятий, либо несколькими предприятиями одной отрасли (Усть-Катав, Кыштым и т.д.).

Среди монофункциональных муниципальных образований, имеющих  ярко выраженную отраслевую специфику, можно выделить две группы:

Производственная  группа - города-заводы, возникшие при  крупных предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах. Большинство из них сформировались в ходе индустриализации, когда город воспринимался как некий «жилищный цех» при предприятии, а функции организации совместного проживания людей были возложены на администрацию предприятия. В этом случае реальных полномочий по организации городской жизни местная власть не имела.

Бюджетная группа - населенные пункты, основная часть населения  которых работает в бюджетных  организациях: наукограды, военные, курортные города, гарнизоны, закрытые административно-территориальные образования, города-центры сельских муниципальных образований. Жизнь этих городов напрямую зависит от органов государственной власти и состояния федерального и регионального бюджетов.

С учетом сложившегося типа муниципальных образований  и соответствующего способа ведения  муниципального хозяйства на его  территории формируются и структура  муниципального хозяйства в рамках данного муниципального образования.

С установлением территориальных границ муниципальных образований нет ясности и по сей день. С одной стороны, это можно рассматривать как негативный фактор, вызывающий определенные проблемы при формировании территориальной основы местного самоуправления. С другой стороны, здесь также реализуется принцип многообразия форм осуществления местного самоуправления, который позволяет выбрать ту или иную территорию в качестве территории муниципального образования с учетом всех местных особенностей и традиций.

Существенно различаются  три категории территорий Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. СПБ: Изд-во СПб университета, 1996. С. 45.

:

поселения;

части поселений;

группы поселений, объединенных общей территорией.

С установлением территориальных  границ муниципальных образований нет ясности и по сей день. С одной стороны, это можно рассматривать как негативный фактор, вызывающий определенные проблемы при формировании территориальной основы местного самоуправления. С другой стороны, здесь также реализуется принцип многообразия форм осуществления местного самоуправления, который позволяет выбрать ту или иную территорию в качестве территории муниципального образования с учетом всех местных особенностей и традиций.

При выборе модели организации  местного самоуправления в первую очередь решается вопрос именно о том, какая из перечисленных категорий будет принята за основу.

Наиболее стабильной в историческом плане представляется ситуация с городскими поселениями, поскольку город, как территория, изначально развивался на основе совместного ведения хозяйства и возникающих на этой основе совместных интересов горожан Основы местного самоуправления в городах России. Под ред. А.Е.Когута. СПб.: ИСЭП РАН. 1995..

Более подвижны в смысле территориальной организации сельские формы управления. В период господства натурального хозяйства основным подходом к определению территории управления являлась ее самодостаточность (возможность «кормления» верховной и региональной власти), поэтому изменение хозяйственного уклада всегда влекло за собой изменение хозяйственного уклада всегда влекло за собой изменение системы административно-территориального устройства. Города же, изначально выступали центрами ремесла и торговли, являлись началом, объединяющим территории.

Для того, чтобы выработать некоторые подходы к определению территории муниципального образования, необходимо дать характеристики объекта управления и субъекта управленческой деятельности.

Объект управления (место проживания) характеризуется  населением, инфраструктурой и территорией, поскольку именно они оказывают определяющее влияние на формирование интересов совместного проживания. Основными параметрами, характеризующими территорию внутри субъекта России, являются ее географические и хозяйственные факторы.

Географические факторы  многогранны, но наиболее интересны из них те, которые могут оказывать влияние на укрепление или на разрыв совместных интересов местного сообщества. К ним относятся Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Дело, 1999. С. 171.:

1. Территории и  природные условия (вопросы территориальной близости, возможность использования природных ресурсов данной территории).

2. Совместные интересы  в хозяйственной деятельности.

3. Форма расселения  населения на данной территории  и его социальные характеристики.

4. Учет информационного  единства территории

Для определения оптимальной  территории муниципального образования  принципиально важно определить характеристики субъекта управления, т. к. именно в них определяется цель деятельности муниципального образования. Главная характеристика муниципального образования - объем его компетенции.

Соотношение объема компетенции  муниципального образования и характеристик  территорий, указанных выше, есть не что иное, как соотношение целей деятельности муниципального образования и возможностей территории, что позволяет определить оптимальность выборной территории муниципального образования (рис. 2).

Рис. 2. Определение оптимальной территории МО

В России сформированы территории муниципальных образований  всех возможных типов: городские и сельские поселения, сельские округа (сельсоветы, волости и т.п.), районы, двухуровневая организация (район и внутрирайонные муниципальные образования, город и внутригородские муниципальные образования). Всего в Российской Федерации 12 215 муниципальных образований, в том числе 625 городов, 516 поселков, 153 городских района и округа, 1404 районов, 9314 сельских округов, 203 сельских населенных пункта Основы местного самоуправления в городах России. Под ред. А.Е.Когута. СПб.: ИСЭП РАН. 1995. С. 99..

1.2 Пределы компетенции органов муниципального самоуправления

Деятельность муниципального хозяйства и реализацию тех или  иных его моделей обеспечивают органы муниципального самоуправления. В настоящее  время в России проблеме законодательного регулирования организации и деятельности системы муниципального самоуправления уделяется большое внимание: более 200 федеральных законов по этому вопросу приняты и действуют на сегодняшний день, к ним необходимо добавить другие федеральные нормативные правовые акты (Указы Президента, постановления Правительства, решения Конституционного суда и пр.).

Основными нормативно-правовыми  актами по данному вопросу на федеральном  уровне, по нашему мнению, являются следующие:

Конституция Российской Федерации;

Закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ»;

Информация о работе Деятельность муниципальных хозяйств