Деятельность муниципальных хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

Среди проблем, которые приходится сегодня решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических основ федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (самоуправления). За последнее время совершенствуются законодательные основы развития местного самоуправления, сформирована база для функционирования этого существенного общественного института. Тем не менее, многие вопросы в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенствования системы местного налогообложения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА мун хоз.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Муниципальные предприятия  могут финансироваться в сметном  порядке или на основе хозрасчета. Хозрасчет используется для предприятий, осуществляющих хозяйственно независимую деятельность, приносящую определенный доход. В местном бюджете учитывается только определенная доля прибыли, остающаяся в распоряжении учредителя. Сметный порядок применяется для муниципальных учреждений, а также предприятий, не приносящих доход.

Органы местного самоуправления имеют право создавать экономические предприятия лишь при условии, что предприятие должно преследовать некоммерческую цель, и масштабы деятельности предприятия должны находиться в приемлемом соответствии с возможностями местного бюджета.

При муниципально-подрядной системе строительство и выполнение определенных функций ведется не службами муниципалитета, а временно нанимаемыми на конкурсной основе частными подрядчиками, получающими часть прибыли Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб., 1997. С. 78.. Подрядная система играет очень важную роль в современных муниципальных хозяйствах, однако ее эффективное применение требует соблюдения определенных принципов и правил, строгой системы учета и контроля.

Муниципально-арендная система применяется не с целью избавления органов местного самоуправления от расходов по эксплуатации имущества, а лишь при условии невозможности распорядиться муниципальным имуществом более выгодным образом. Муниципальное имущество на определенный срок сдается в аренду частным лицам. При этом муниципалитет на срок аренды полностью отказывается от доходов, получаемых от использования сдаваемого имущества в обмен на фиксированные, регулярно уплачиваемые арендатором платежи. Арендатор обычно занимается деятельностью, не связанной с выполнением поручений местных органов власти по решению тех или иных вопросов местного значения, что снижает возможности муниципального регулирования Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб., 1997. С. 101..

Муниципальная концессия  представляет собой уступку муниципалитетом  на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хозяйство  в определенной сфере деятельности. Фактически, использование подобной системы означает неспособность муниципалитета нести ту или иную часть местного хозяйства Там же. С. 102..

Эксперты отмечают, что при концессиях около 50% прибыли  переходит из общественных в частные руки. При этом концессионная эксплуатация общеполезных предприятий чаще всего не обеспечивает ни интересы потребителей (высокие тарифы), ни интересы работников таких предприятий (минимальная зарплата).

Местные власти оказываются  связанными договором на много лет  вперед и не могут отказаться от невыгодных концессионных договоров. Реальных же инструментов, позволяющих бороться с крупными внешними, особенно зарубежными, концессионерами у местных органов власти, как правило, нет. Практика показывает, что при концессии частная монополия не стремится вкладывать средства в развитие и техническое совершенствование производства и при окончании договора муниципальному образованию возвращается изношенное оборудование и недвижимость.

Сторонниками такой  системы являются исключительно  представители частного бизнеса. Концессия муниципального имущества, строительства муниципальных объектов, эксплуатации зданий экономически не эффективна и малопригодна в практике муниципального хозяйства.

Местные органы власти могут самостоятельно устанавливать  принципы формирования цены на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями. Наиболее распространен подход, согласно которому цена услуги равна себестоимости оказания, при этом для отдельных видов услуг в цену может закладываться определенная норма прибыли.

С точки зрения экономической  эффективности желательно, чтобы доходы, получаемые от оказываемых услуг, позволяли окупать переменные, текущие издержки муниципальных предприятий. Постоянные, капитальные издержки допустимо при необходимости возмещать из средств местного бюджета.

При рассмотрении проблем платежей за услуги, оказываемые муниципальными органами власти, целесообразно отличать платежи за фактически оказанные услуги и «псевдоплатежи» Древаль И.В. Местное самоуправление в мегаполисе. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб: 1997. С. 86.

.

Реальные платежи  имеют место тогда, когда расходуемые  гражданами средства имеют прямое отношение  к пользованию услугами, за которые  осуществляются платежи. К их числу  относят: платежи за пользование  водоснабжением, исчисленные по показанию счетчиков, платежи по уборке мусора, исчисленные по объему или массе вывозимого мусора и т.п.

Псевдоплатежи имеют  место тогда, когда платежи отдельных  граждан основаны на формуле, отличной от принципа реальной оплаты предоставляемых услуг: оплата водоснабжения соответственно среднему расходы воды на одного жителя, оплата вывоза мусора соответственно площади помещений и количеству проживающих; оплата отопления соответственно площади жилых помещений.

Другая проблема платежей состоит в том, что иногда они могут быть сопряжены со снижением эффективности. Тарифы должны быть достаточно гибкими, чтобы муниципальные органы власти могли оперативно, путем изменения ставок корректировать проводимую политику. В интересах социально-экономической политики тарифы могут быть дифференцированы по группам потребителей: промышленность, организации социальной сферы, население с различным уровнем дохода.

Важной проблемой  повышения эффективности деятельности муниципальных предприятий является проблема выравнивания производственной нагрузки. Дело в том, что потребление воды, газа, электроэнергии, услуг общественного транспорта в течение суток, недели, года неравномерно и может значительно колебаться. При достижении максимального потребления у муниципальных предприятий может не хватить имеющейся мощности, а в часы минимального потребления часть мощностей остается неиспользованной, что увеличивает себестоимость продукции и уменьшает экономическую эффективность. В целях повышения экономической эффективности рекомендуется принимать следующие меры по выравниванию производственной нагрузки:

введение там, где  это возможно и экономически оправдано, дифференцированных тарифов: более высоких во время максимальной загрузки и более низких во время минимальной нагрузки;

использование технических  средств по накапливанию электроэнергии, воды в часы минимального потребления  с тем, чтобы накопленное пополняло  мощности в часы максимального потребления  и т.п.;

для уменьшения загруженности  общественного транспорта возможно установление по решению представительного органа местного самоуправления начала и конца рабочего дня в разных учреждениях и предприятиях в различное время, что снимает значительную часть нагрузки на общественный транспорт в часы пик.

Существуют многие сферы, в которых целесообразно использование специальных платежей и сборов, но где в настоящее время они не применяются. Особенно это касается заведений, деятельность которых создает дополнительные расходы для общества (например, дискотеки, ночные клубы) Древаль И.В. Местное самоуправление в мегаполисе. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб: 1997. С. 89.

.

Для эффективного ведения  муниципального хозяйства вся существующая и приобретаемая муниципальная собственность должна подлежать жесткому учету и включаться в единый реестр муниципальной собственности.

Ведение реестра муниципальной  собственности целесообразно поручить единой службе. Сведения о движении муниципального имущества должны регулярно обновляться путем направления соответствующих учетных форм должностными лицами службе, ведущей реестр. Реестр муниципальной собственности должен ежегодно предоставляться представительному органу для учета при составлении бюджета. Население должно иметь право свободно ознакомиться с реестром.

Для повышения эффективности  работы муниципальных органов власти применяются самые разные методы: реорганизация, финансирование конкретных работ, применение системы планирования, программирования и бюджетирования, управление по целям, повышение квалификации муниципальных служащих, стимулирование работников, самофинансирование, привлечение служащих к участию в управлении, усиление контроля качества, компьютеризация, научное управление Древаль И.В. Местное самоуправление в мегаполисе. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб: 1997. С. 94.

.

Заключение

Знание муниципальной  экономики, муниципального управления становятся определяющим для эффективного хозяйствования, эффективного управления территорией, для практической реализации миссии муниципального самоуправления. Подводя итоги данной работы, можно сделать следующие выводы.

Целью муниципального самоуправления и управления муниципальным  хозяйством становится такое комплексное  развитие территории муниципального образования, при котором безусловным приоритетом становится формирование системы социальной защиты, рассматриваемой как создание и поддержание основных сфер жизнедеятельности человека.

Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими экономическую  и финансовую деятельность муниципального самоуправления являются Федеральные Законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления», Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс.

В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность муниципального самоуправления. Нормативно-правовые акты субъектов федерации и органов муниципального самоуправления часто противоречат федеральному законодательству. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов муниципального самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности муниципального самоуправления в решении вопросов местного значения.

Предметы ведения, закрепленные за данным муниципальным  образованием, должны соответствовать вопросам местного значения, вопросам обеспечения ежедневной жизнедеятельности населения этого муниципального образования, вопросам удовлетворения его коллективных потребностей.

Объем полномочий органов  муниципального самоуправления должен соответствовать предметам ведения  и обеспечивать правовую возможность  решения вопросов местного значения.

Органы муниципального самоуправления осуществляют экономическую и хозяйственную деятельность в муниципальном образовании, управляя муниципальным хозяйством.

Муниципальное хозяйство, отражая двойственную природу муниципального самоуправления, также имеет двойственную природу: оно имеет черты, как частного, так и государственного хозяйства; проявляет себя и как хозяйство, и как властные отношения.

Организация деятельности муниципального хозяйства невозможна без правильной организации бюджетного процесса. Местные налоги и сборы  являются важным источником доходов  местных бюджетов, однако, в настоящее время в Российской Федерации их доля в общей структуре доходной части бюджетов не является определяющей.

Проблема донесения  товаров и услуг до населения  муниципального округа решается органами муниципального самоуправления посредством муниципального хозяйства, при этом механизм донесения услуги тем эффективнее, чем более он обеспечивает конкуренцию и право выбора потребителям.

Развитие муниципального хозяйства невозможно без закрепления  за ним ресурсов, позволяющих решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования. Важнейшими из ресурсов являются следующие: финансовые, производственные, кадровые и правовые. Эффективное использование ресурсов позволяет эффективно управлять муниципальным хозяйством и комплексно развивать муниципальное образование.

Существуют четыре основных метода ведения муниципального хозяйства:

Прямое управление.

Муниципально-подрядная  система.

Муниципально-арендная система.

Муниципальная концессия.

Для наиболее эффективного регулирования муниципального хозяйства следует использовать программно-целевой метод, который позволяет осуществить централизацию действий как при формировании стратегии решения социально-экономических проблем, так и при определении ресурсного обеспечения ее выполнения, при этом необходимо учитывать особенности использования этого метода на уровне муниципального самоуправления.

Список  использованных источников

1. Конституция РФ.

2. Федеральный Закон  от 28.08.95 №154-ФЗ. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный Закон  от 25.09.97 №126-ФЗ. (ред. от 09.07.99). О финансовых  основах местного самоуправления  в Российской Федерации.

Информация о работе Деятельность муниципальных хозяйств