Деятельность муниципальных хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

Среди проблем, которые приходится сегодня решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических основ федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (самоуправления). За последнее время совершенствуются законодательные основы развития местного самоуправления, сформирована база для функционирования этого существенного общественного института. Тем не менее, многие вопросы в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенствования системы местного налогообложения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА мун хоз.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Под ресурсами муниципального образования мы будем понимать совокупность всех возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Различают материальные и нематериальные ресурсы. К материальным ресурсам относятся Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб., 1997. С. 22.

:

природные ресурсы (земля, ее недра, водные объекты, леса и пр.);

производственные  ресурсы (предприятия, иные производственные мощности);

финансовые ресурсы (бюджет, внебюджетные источники финансов);

организационные ресурсы (оргтехника, оргструктура и пр.);

кадровые ресурсы (квалифицированные служащие, инфраструктура подготовки и переподготовки кадров и пр.);

иные материальные ресурсы.

Развитие территории, ее инвестиционная привлекательность  во многом определяется наличием или  отсутствием материальных ресурсов.

К нематериальным ресурсам относятся прежде всего:

правовые ресурсы (объем полномочий, определенный законом);

интеллектуальные  ресурсы;

иные нематериальные ресурсы.

Все эти виды ресурсов могут относиться, а могут и  не относиться к ресурсам муниципального образования. Для принадлежности к муниципальным ресурсам необходимо, чтобы данный ресурс относился к территории муниципального образования, и чтобы право им распоряжаться входило бы в полномочия органа местного самоуправления этого муниципального образования. Полномочия органа местного самоуправления определяются законом, т.о. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за местным самоуправлением (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным муниципальным образованием (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом муниципального образования).

Критерием закрепления  ресурсов за тем или иным уровнем  власти является наибольшая эффективность его использования Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб., 1997. С. 33.. В этом смысле за муниципальным самоуправлением следует закреплять ресурсы, эффективность использования которых связана с тем, что муниципальное самоуправление - наиболее приближенный к населению уровень власти (например, землю).

Критерием закрепления ресурсов за тем или иным муниципальным образованием должен служить объем полномочий органов муниципального управления данного муниципального образования, ресурсов должно быть достаточно для комплексного решения задач, связанных с реализацией этих полномочий.

В следующем параграфе  будут подробно рассмотрены финансовые ресурсы муниципальных хозяйств - их возможные доходы и расходы.

2.2 Бюджет муниципального хозяйства

Участники бюджетного процесса осуществляют свою деятельность в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством РФ, субъекта РФ, уставом муниципального округа и Положением о бюджетном  процессе в муниципальном округе.

Состав участников бюджетного процесса в муниципальном округе и их функции представлены в таблице 1 Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Моск. обществ. научн. фонд. 1997. С. 44.:

Таблица 1. Участники  бюджетного процесса

 
Участники

бюджетного процесса

Функции

участников  бюджетного процесса

Примечания  
Представительные

органы МСУ

Рассматривают и утверждают местные бюджеты

и отчеты об их исполнении; осуществляют последующий контроль за исполнением местных бюджетов; формируют и определяют правовой статус

муниципальных органов, осуществляющих контроль за исполнением местного бюджета; осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ.

Под представительными  органами МСУ в данной работе

понимаются

муниципальные советы

 
Исполнительные

органы МСУ

Вносят проект местного бюджета с необходимыми документами  и материалами на утверждение представительного органа МСУ; утверждают поквартальное (помесячное) распределение доходов, расходов и источников финансирования дефицита местного бюджета; исполняют местный бюджет; осуществляют ведомственный контроль за исполнением местного бюджета; составляют и представляют на утверждение представительного органа МСУ отчет об исполнении бюджета; осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под исполнительными  органами МСУ в данной работе понимаются местные администрации  
Финансовые  органы

МСУ (входят в состав исполнительных органов)

Осуществляют составление проекта местного бюджета; организуют исполнение местного бюджета; утверждают сводную бюджетную роспись;

управляют муниципальным  долгом; осуществляют другие полномочия в соответствии

с бюджетным законодательством  и правовыми актами органов МСУ.

Под финансовыми

органами МСУ в  данной работе понимаются органы, уполномоченные муниципальными советами для составления и исполнения бюджета.

 
Налоговые органы Организуют сбор доходов  местного бюджета;

осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным  законодательством и правовыми актами органов МСУ.

Под налоговыми органами в данной работе понимаются территориальные органы Государственной налоговой службы РФ (Министерства по налогам и сборам) либо муниципальная налоговая служба  
Главный распорядитель бюджетных средств Определяет задания  по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей средств из местного бюджета с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных муниципальных бюджетных учреждений;

составляет бюджетную  роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть местного бюджета; вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего местный бюджет; осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого их использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление муниципальная собственность; готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения местного бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг.

Главный распорядитель  средств местного бюджета - орган  МСУ, бюджетное учреждение, имеющие  право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов местного бюджета.  
Распорядитель бюджетных средств Составляет бюджетную  роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;

определяет задания  по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

утверждает сметы  доходов и расходов подведомственных учреждений;

осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств - орган МСУ, имеющий право  распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств  
Получатели

бюджетных средств

Подают бюджетные  заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных  средств; используют бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращают бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; представляют отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств распорядителю; осуществляют другие функции в соответствии с Положением о бюджетном процессе К получателям бюджетных средств относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в

соответствии с  бюджетной росписью.

 
Органы

денежно-кредитного

регулирования

В соответствии с  действующим законодательством о банках Кредитные организации  могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.  
Органы государственного (муниципального) финансового контроля; аудиторы осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов, проводят экспертизы проектов местных бюджетов, муниципальных целевых программ, правовых актов органов МСУ; осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местных бюджетов. Органы муниципального финансового контроля, создаются органами МСУ.

Полномочия этих органов  определяются нормативными правовыми актами представительных

органов МСУ

 
Иные органы На эти органы могут  быть возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия по осуществлению бюджетного процесса в МО в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ    
       

Можно выделить следующие  основные стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Моск. обществ. научн. фонд. 1997. С. 58.

:

а) разработка плана-прогноза социально-экономического развития муниципального образования;

б) составление местного бюджета;

в) внесение проекта  постановления о местном бюджете  на рассмотрение муниципального совета;

г) рассмотрение проекта  постановления о местном бюджете  муниципальным советом;

д) утверждение местного бюджета постановлением муниципального совета;

е) опубликование постановления  муниципального совета об утверждении  местного бюджета;

ж) исполнение местного бюджета;

з) внесение изменений  и дополнений в местный бюджет в процессе его исполнения;

и) составление отчета об исполнении местного бюджета;

к) рассмотрение проекта  постановления муниципального совета об отчете об исполнении местного бюджета;

л) утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

м) опубликование отчета об исполнении местного бюджета;

н) бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах).

Возможный состав собственных  источников доходов местного бюджета  определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток средств по бюджету за прошлый финансовый год.

К регулирующим доходам  относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на определенный срок устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Размер предоставленных  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается  в доходах местного бюджета.

К собственным доходам относятся местные налоги и сборы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей и т.п. В местный бюджет также поступают ассигнования на финансирование отдельных делегированных государственных полномочий, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иные неналоговые доходы, такие, как не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством и др Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Моск. обществ. научн. фонд. 1997. С. 46.

.

Бюджетные расходы  в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов представляют собой  часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Моск. обществ. научн. фонд. 1997. С. 56..

В целом, расходная  часть местных бюджетов включает:

· расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

· расходы, связанные  с осуществлением отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления;

· расходы, связанные  с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и  ссудам;

· ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов муниципальной  собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также и иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Более половины консолидированного бюджета государства сосредоточены  на федеральном уровне, менее одной трети на уровне субъектов федерации, и лишь менее одной пятой на уровне муниципального самоуправления. В этих условиях совершенно закономерно, что система социальной защиты, которая отдана на откуп местным властям, не может нормально функционировать, т. к. у муниципальных образований просто нет денег. Кардинальное изменение ситуации возможно лишь в том случае, когда муниципальные образования будут обладать реальной финансовой самодостаточностью и независимостью, а это невозможно без изменения самой сути налоговой политики в России: изменений связанных с закреплением за муниципальным самоуправлениям таких налогов как подоходный налог и налог на недвижимость, с возможностью реализации такого резерва поступлений в местный бюджет, как земельный налог.

2.3 Основные методы ведения муниципального хозяйства

Существуют четыре основных метода ведения муниципального хозяйства Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб., 1997. С. 77.:

Прямое управление.

Муниципально-подрядная  система.

Муниципально-арендная система.

Муниципальная концессия.

При прямом управлении муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальными предприятиями Там же.. В мировой практике органы управления муниципальными предприятиями могут быть сформированы различными способами. Наиболее распространено назначение руководителей предприятия из числа муниципальных служащих. Если для управления муниципальными предприятиями требуется высокая квалификация и опыт работы, часто производится наем профессиональных, хорошо оплачиваемых специалистов. Практикуется также управление посредством коллегиальных и выборных органов - дирекций предприятий. По российскому законодательству допустим только один вариант создания органа управления унитарного муниципального предприятия - назначение учредителем руководителя унитарного предприятия, а управление осуществляется согласно уставу, утверждаемому учредителем.

Информация о работе Деятельность муниципальных хозяйств