Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:39, курсовая работа
Вопрос о плане и рынке несколько отодвинут в последнее время - по соображениям отнюдь не научного порядка. Актуальность данной проблемы, если не иметь в виду затратно-директивное планирование, сохраняется. Материально-экономической базой для серьезных разработок в области стратегического планирования являются интенсивные процессы обобществления в развитых странах, процессы интернационализации и иные факторы. Резко возросла технологическая, информационная и иная взаимозависимость между отраслями, сферами и отдельными фирмами. Применение технологий повышенной опасности, имеющих диверсифицированное проникновение, также усиливает развитие общественного характера производств. Все это требует стратегического планирования развития экономики.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИАЛЕКТИКА ПЛАНА И РЫНКА 6
1.1. Философская сущность и диалектика плана и рынка 6
1.2. Диалектика развития рынка 9
1.3. Планирование с диалектической точки зрения 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПЛАНА И РЫНКА 15
ГЛАВА 3. ВОПРОС О СООТНОШЕНИИ ПЛАНА И РЫНКА В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Чем меньше развиты эти качества (или утеряны, как у нас), тем больше потребность в правовом регулировании и государственных постановлениях. Свободная рыночная экономика приобретает социальный характер через закон.
Рынок
как универсальный
В пользу рыночной экономики говорит и пример Тайваня. Начав экономику с нуля (на острове практически нет полезных ископаемых и других ресурсов), Тайвань в течение жизни одного поколения превратился в промышленно развитое государство. Доход на душу населения ныне составляет 8 тыс. долл. - наивысший в Азии. А экономическое развитие страны имеет самые высокие темпы в мире за последние 22 года.
Каковы слагаемые столь быстрого процветания? Что можно использовать из этого опыта? Экономическая политика страны была направлена на достижение прогресса через стабильность, стремление добиваться справедливого распределения богатства и нацеленность на завоевание международных рынков. Земельная реформа, проведенная в 50-х гг., завоевание в 60-е гг. тайваньской продукцией мировых рынков позволили быстро поднять жизненный уровень. Особую выгоду от экономического процветания получило низкооплачиваемые категории населения, а также мелкий и средний бизнес, доля которых в экономике страны составляет более 70%.
Доступность образования абсолютно для всех повысила качество рабочей силы и эффективность труда - а это, в свою очередь, позволило внедрить более совершенные технологии в промышленность. Для поддержки перспективного бизнеса были предоставлены крупные банковские займы и автоматически возобновляемые кредиты.
В непрерывном развитии находится и сам рынок. Как самоорганизующаяся система, он, накапливая опыт (II контур ОС), непрерывно самосовершенствуется. В конце XX в. это уже далеко не рынок времен А. Смита, он имеет сложную инфраструктуру, включающую банки, страховые компании, биржу, брокерские конторы, информационные банки данных и т.д.
Государство,
создав необходимую инфраструктуру,
вмешивается лишь тогда, когда рынок
перестает действовать как
В философском смысле рынок - это открытая, преимущественно неравновесная самоорганизующаяся система со всеми атрибутами и обратными связями. Если в процессе естественного отбора природа создала удивительные по своей целесообразной приспособленности к окружающей среде растения и животный мир, то "общественный отбор" создает все более совершенные формы хозяйствования, связанные с разделением труда и развитием производительных сил. Олицетворением их и является рынок. Таково мировоззренческое понимание и толкование рынка.
Прежде всего, планирование предполагает исторические формы развития планомерности - ее основы. Следует отметить, что планирование развивается от своей основы, через учет, регулирование, контроль "снизу". Планирование - развивающееся понятие, оно не простое по сути и не окончательно оформленное. Как исторически обусловленное оно может иметь связи с товарным производством, рынком.
Представляют интерес и расширение в современном мире так называемого локального планирования, составляющего сложный конгломерат с внутрифирменным планированием современных корпораций, поскольку объемы их продаж сопоставимы с размерами ВВП отдельных стран. Наконец, возникает вопрос, являвшийся предметом острых дискуссий, и не потерявший актуальность в настоящее время - о правомерности соотношения плана (регулирование) и рынка (товарное хозяйство). Здесь следует упомянуть о научных параллелях двух групп исследователей. С одной стороны, это Р. Макинтайр, Л. Тэйлор и некоторые кейнсианцы, утверждавшие регулирование рынка как норму современной рыночной экономики. А с другой - советские экономисты-"хозрасчетники", считавшие, что товарно-денежные отношения, дополняющие плановую экономику, - норма для последней.
С диалектической точки зрения немало вопросов и по советской модели строительства социализма. Она может быть рассмотрена в рамках логики, заданной в работе В.И. Ленина "Развитие капитализма в России", а именно как третий путь развития капитализма - в дополнение к прусскому и американскому вариантам. Если американский путь предполагал широкую опору на общественные механизмы, то прусский требовал более решительного воздействия государства.
Третий путь, реализованный в СССР и до сих пор реализуемый в Китае, означает невозможность игнорирования революционных настроений народа. Именно народ сделал невозможным помещичий способ индустриализации. Новым явлением была советская власть. Она представляла собой слабую форму организации, легко подчиняемую почти всякому политическому диктату. Но и легко, почти бескровно позволяющую перейти к такой системе социальной и хозяйственной организации, которая покажется или на самом деле более удобна населению. В этом отношении новое социальное качество - советский народ - действительно было создано в СССР.
Актуальность
разработки современных форм планирования
и контроля трудно отрицать. Для
России этот вопрос имеет особое значение,
ибо для нее важно определиться
со стратегией своего развития. Иначе
она будет подчинена
Как известно, рынок — обязательный компонент товарного хозяйства. По словам Н.Бухарина, рынок — это обратная сторона товарного производства, основа рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно: развитое общественное разделение труда; экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности; тесная связь с мировой экономикой посредством внешней торговли; потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста; и др.
Понятие «рынок» многогранно, многолико, по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок уже в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретало все более сложное толкование, которое нашло отражение и в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик А.0. Курно считал, что под этим термином следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в отечественной экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» (М.: Политиздат, 1988. С.511) указывается, что рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова приводится значение рынка как места рыночной торговли и как сферы товарного обмена. Здесь важно подчеркнуть, что рынок — это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения: «рынок как совокупность покупателей» (Ф.Котлер. «Основы маркетинга») или ((всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая крупные сделки по поводу любого товара» (А.Маршалл в кн. «Принципы экономической теории»).
Но
это всего лишь одна сторона рынка,
такие определения рынка
С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
Воспроизводственный
аспект характеристики рынка весьма
важен. Понятие «рынок» расширяется
до понимания его как элемента
воспроизводства совокупного
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:
1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
2)
товарные связи,
Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство — рынок — потребитель), но и обратные (потребитель — рынок — производство) хозяйственные связи. Академик B.C. Немчинов писал, что «если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой <...> вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте <...>, такая <...> система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана» (Немчинов B.C. Избр. произв. М., 1968. Т.5 С.80). Эти слова оказались пророческими. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, пережила глубокий кризис и была сломана.