Дифференциация доходов населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:29, доклад

Описание

Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства.

Работа состоит из  1 файл

Дифференциация доходов населения и социальная политика государства.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

Дифференциация  доходов населения  и социальная политика государства.

    Социальная  политика государства по своей природе  должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе  с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнении.

    При этом чем менее конституционен (т. е. Менее обстоятельно закреплен  в основном законе) и чем более подзаконен и регионален массив рассматриваемых социальных обязательств тем легче «центру» осуществлять свои преобразования.

    Социальные  реформы последнего времени в  большинстве стран идут по пути перераспределения  социальных обязательств от государства к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостоянии.

1. Социальная политика  реформы и обязательства.

    Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.

    Социальная  политика государства предполагает наличие:

    1) общественно поддерживаемой социальной  доктрины (в идеале – сформулированной  в официальных программных документах;

    2) конституционных и законодательных  установлений и конкретизирующих  их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;

    3) институционального каркаса и  механизмов организации исполнения  социальных обязательств государства;

    4) организационной структуры мониторинга  и контроля;

    5) ресурсов для реализации предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.

    Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз за то, что основная масса населения экономически и  финансово несамодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят его жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной доминантой предлагаемых реформ является ослабление главного реформатора единства социального пространства России, связанного с множественностью социальных обязательств государства, не обеспеченных необходимыми ресурсами повсеместно, прежде всего, на муниципальном уровне.

    В любое время и во всех странах  региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемою: как согласовать свои (всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, »по определению» не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем, относящемся к так называемой социальной сфере, — о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т. п.

    В России социальные функции региональных и особенно местных властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы на их реализацию минимальны. И выход из этого тупика должны сделать социальные обязательства государства, которые можно определить как конституционную или законодательную зафиксированную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т. п.) которые государство0 и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, причем гарантируя для определенной их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (т. е. Их предоставление за счет бюджетных ресурсов).

2. Экономическая социальная  политика: проблемы  согласования.

    В настоящее время все большую  общественную поддержку получает точка  зрения в пользу реализации целенаправленной экономико-политической стратегии  всеобъемлющего перехода к постиндустриальному и одновременно социально ориентируемому рыночным порядкам. переход к постиндустриальному не может быть сопряжен с кардинальными структурными изменениями. В ближайший перспективный период достижение устойчивых темпов экономического роста становится возможным в случае позитивных сдвигов в экономической структуре, прежде всего прекращения падения и дальнейшего увеличения доли перерабатывающих отраслей в промышленности, кардинального повышения роли высокотехнологичных отраслей, постепенного снижения доли первичных отраслей и существенного ослабления зависимости экономики от экспорта первичных ресурсов.

    Рациональность  структуры рыночного хозяйства  на постиндустриальной стадии развития определяется следующими характеристиками:

    1. Преобладающая роль в промышленной структуре высокотехнологичных отраслей, максимально адаптированных к использованию достижений новейшего этапа научно-технической революции.

    2. Вымывание многих традиционных  методов производства и целых  отраслей, замена ряда массовых  ресурсов новыми искусственными материалами.

    3. Создание новых продуктов и  усовершенствование ранее выпускаемых  исходя из требования максимального  разнообразия и повышение качества  при параллельном создании новых  рабочих мест.

    4. Рациональное сочетание крупных,  средних и малых промышленных предприятий за счет оптимального сочетания материало-энерго и трудосберигающих технологий и оптимального приспособления к изменениям спроса посредством диверсификации производства и выхода на новые рынки.

    5. Формирование аграрного сектора, полностью отвечающего современным рыночным стандартам.

    6. Становление технически и технологически  преобразованных отраслей сферы  услуг на базе реализации новых  систем информатизации.

    7. Формирование инновационной сферы,  служащей генератором авангардных технологий на основе постоянного роста эффективности затрат на НИОКР.

    Достижение  рассмотренных целей структурной  трансформации в рамках рыночной сферы неизбежно будет связанно с решением социальных проблем. Особую важность имеет фактор человеческого капитала. Постиндустриальное преобразование производственной сферы будет неизбежно связанно с повышением квалификации используемого персонала, так и с уменьшением его численности. Так что проблема занятости во многих промышленных отраслях будет крайне значимой в социальном плане. Усилится позитивная зависимость национального экономического успеха от преодоления бедности, сокращения дифференции доходов, совершенствования системы образования и улучшения других социальных факторов. Трансформация Российской экономики в направлении к современному постиндустриальному типу обязательно предполагает преодоление сложившихся структурных деформаций, прежде всего, в отношении первичных отраслей, бывшего ВПК и аграрного сектора. Следовательно, долгосрочные императивы структурных преобразований требуется дополнить промежуточными целями на среднесрочную перспективу, прежде всего, прежде всего определяющими направление преодоления структурных деформаций.

    Один  из возможных вариантов набора основных промежуточных целей структурного рыночного реформирования выглядит таким образом:

    1. Достижение современных стандартов  ресурсосбережения в первичных  отраслях на принципах комплексного  использования в максимальном  приближении его к источникам.

    2. Завершение конверсии на рыночных  принципах в конкурентоспособном секторе бывшего ВПК (в авиационной, космической, химико-технологической, медико-биологической промышленности и др.) и его выхода на внешние рынки.

    3. Сокращение мощностей в депрессивных  отраслях и подотраслях (угольной, частично судостроительной, металлургии, нефтехимии, текстильной промышленности) и создание конкурентно способной среды в отношении оставшихся производителей.

    4. Достижение современного уровня  развития перерабатывающей сельскохозяйственной  промышленности, в целом реформирование аграрного сектора на базе современного, отвечающего рыночным принципам законодательства.

    5. Техническое переоснащение в  соответствии с современными  требованиями подотраслей магистральной  инфраструктуры.

    6. Завершение создания необходимой  инфраструктуры для эффективного функционирования малого бизнеса.

    7. Формирование остова инновационной  сферы, адаптированной к современному  рынку.

    Вместе  с тем крайне значимой проблемой  структурных преобразований в обозримой  перспективе останется развитие социальной сферы, исходя из всех стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т. д. выдвигаются цели обеспечения уровней потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения. преодоления кризисных последствий природных процессов, достижение современных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающего кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, материализация этих целей должна обеспечить повышение уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к зрелому рынку. Принципиально важно, что целевые ориентиры будут определять конкретные направления политических действий в рамках определенных секторов и сегментов рынка и социальной сферы. В практическом плане согласование инструментов рыночного регулирования и социальной политики становится возможным на основе двух принципов – строгого разграничения и одновременно взаимосвязанного максимального применения критериев принятия решения двух рассматриваемых направлений: политико-экономического и политико-социального. В соответствии с развиваемым подходом любое серьезное политическое решение призвано оцениваться с учетом эффектов взаимодействия рыночных и социальных процессов. При этом необходимо принимать в расчет двойственный, неоднозначный характер их влияния друг на друга. Так, например, использование инструментов структурной промышленной политики сопряжено, с одной стороны, с повышением конкурентоспособности отечественных производителей, ростом промышленного выпуска и, соответственно, увеличением ресурсов накопления для социального развития в будущем, с другой стороны, повышением финансовых заимствований государства, давлением на цены и уменьшением текущего финансирования социальной сферы. В отечественной практике отрыв решения, касающихся экономико-политической деятельности, от объективно связанных с ними решений, касающихся социальной сферы наблюдается, к сожалению, повсеместно. Очевидно, наиболее предпочтительным является тот вариант согласования экономико-политических и социально-политических действий, при котором достигается максимально положительный результат взаимодействия экономических и социальных процессов или минимально результирующий эффект такого взаимодействия. Безусловно, проблема оценки взаимодействия рассматриваемых политических инструментов крайне сложна. В современных условиях вследствие фактора неопределенности крайне трудно предсказать сами количественные параметры, характеризующие взаимовлияние рыночных и социальных процессов. Выход из положения может быть найден путем программирования политических решений. К настоящему времени возникли весомые предпосылки к полномасштабной реализации системы общенациольного государственного прграмирования. В их числе следует выделить создание современной, отвечающей мировым стандартам системы национального счетоводства и совершенствование практики среднесрочного прогнозирования. Следовательно, для успешного проведения масштабных структурных преобразований большое значение имеет конкретизация взаимосогласованных общенациональных целей экономической и социальной политики в рамках среднесрочного прогнозирования индикативного плана.

3. Актуальные проблемы  социального развития  и пути их решения.

    Использование шоковых методов рыночных преобразований, обнаружило острейшие проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвало объективную необходимость большей социальной ориентации реформ, определение социальных приоритетов, социальной »цены» перехода к рыночной экономики и уточнения самого понятия ее социальной ориентации. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление экологических программ. Одним из самых сложных философских и нравственных вопросов является вопрос о сочетании рынка и социальной справедливости. Помимо очевидной связи социального развития с достижением социальной справедливости не менее важно при анализе социальной проблематики исходить из реального состояния современной экономики страны, которое продолжает ухудшаться. Не преодолен спад производства и инвестиционной деятельности, не происходит структурных перестроек, снижается покупательная способность предприятий и населения. Розничный товарооборот, включая услуги, в два с лишним раза превышает выпуск товаров народного потребления, что свидетельствует о беспрецедентном завышении издержек обращения и не способствует формированию механизма конкурентоспособного ценообразования. Последнее не только затрудняет реализацию крупномасштабных программ реконструкции народного хозяйства, но непосредственно влияет на социальное развитие, положение дел в товаропроизводящих отраслях, уровень жизни занятого и неработающего населения.

    Даже  с учетом инфляционно увеличенного розничного товарооборота общий  объем конечного потребления  товаров народного потребления  и услуг населения составляет 38—40 % ВНП. Это свидетельствует о  недопотреблении товаров и услуг, означающим невозможность нормального воспроизводства рабочей силы. Недопотребление никоим образом не означает, что свободные ресурсы направляются в инвестиционную сферу. Напротив, расхождение между потенциалом накопления и реальным накоплением остается крайне высоким. В 1996 году объем инвестиций в развитие экономики и социальной сферы составил 370 трлн. рублей и снизился на 18 % по сравнению с 1995 годом.

    С точки зрения социальных последствий  обозначенных явлений, особенно важно  понять, что если недоинвестирование экономики отражается прежде всего на структуре деятельности, занятости и т. д.;

Информация о работе Дифференциация доходов населения и социальная политика государства