Дифференциация доходов населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:29, доклад

Описание

Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства.

Работа состоит из  1 файл

Дифференциация доходов населения и социальная политика государства.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

    Все же второй этап реформирования сферы  занятости 1993-1995 года- можно условно  считать периодом приватизации. В это время директора предприятий даже стали воспринимать политику занятости как самостоятельную проблему, имеющую право на существование. Второй этап реформирования сферы занятости был более противоречивым.

    Во-первых, в этот период начались массовые сокращения занятых;

    во-вторых, усилилось дифференциация уровней  заработной платы в зависимости  от должностных позиций и профессий  внутри предприятий;

    в-третьих, на предприятиях постепенно сложились  различные подходы к регулированию  занятости: накопление или высвобождение избыточной рабочей силы, изменения соотношений постоянный и переменной составляющей заработной платы, использование сокращенных графиков работы, а также временных форм занятости;

    в-четвертых, уже появились признаки углубления социально-экономического кризиса переходной экономики России.

    Третий  этап реформирования сферы занятости 1996-1998 года- характеризуется усилением  кризисных тенденций в экономике  и социальной сфере, под влиянием которых развитие сферы занятости  приобрело во многом уродливые черты, формальные явления переплелись с неформальными, стали стираться границы между формальной и неформальной занятостью, между занятостью и безработицей, получили широкое распространение латентные формы занятости и безработицы, а также доходная теневая деятельность. Одновременно складывались новые формы функционирования предприятий. Это- переориентация на производство более конкурентно способной продукции, поиск новых партнеров, изменения во взаимоотношениях администрации и персонала, изыскание путей финансирования нововведений и т. п., что дало импульс к сдвигам и в сфере занятости. За годы реформ более высокими темпами, чем в промышленности и строительстве, занятость сокращалась только в сфере науки и научного обслуживания. Это объясняется как спецификой данной сферы, эффективность которой не может быть прямо оценена в терминах текущего платежеспособного спроса, так и высокой мобильностью научных кадров, которые сначала рыночных преобразований стали быстро переходить в более доходные секторы экономической деятельности. Преобладающая часть работающего населения России по-прежнему сосредоточено на крупных и средних предприятиях. Вместе с тем из года в год наблюдается устойчивая тенденция к абсолютному и относительному сокращению занятости на этих предприятиях.

    В течении 1999 года, впервые за годы реформ на 1,8 млн. человек выросла численность  занятого населения, достигнув 65,1 млн., введено около 500 тыс. новых рабочих  мест, на 1/3 снизилось количество административных отпусков. Уровень безработицы составляет 1,2 % трудоспособного населения; в стране существует 622 тыс. вакантных рабочих мест. Число лиц, получающих пособие по безработице составляет 2,4 млн.. В этой сфере существует ряд серьезных проблем, связанных прежде всего с большой задолженностью, она нуждается в реформировании. Серьезной проблемой остается нелегальная занятость в основном выходцев из стран ближнего зарубежья.

    Скрытые формы занятости: к скрытым формам занятости относятся все разновидности  доходной деятельности, по разным причинам и в различной степени скрытые от официального учета. Такая занятость может быть легальной и нелегальной, зарегистрированной (оформленной письменным договором с работодателем) или незарегистрированной (самозанятость без оформления лицензии, наем по устной договоренности) использоваться в формальном секторе экономики (незарегистрированный наем на зарегистрированный действующих предприятиях), либо в ее неформальном секторе.

    Статистический  учет скрытой занятости следует  осуществлять из трех критериев:

    1. численность занятых в скрытой  форме;

    2. скрытого отработанного рабочего  времени;

    3. скрытого дохода.

    Сегодня в России целенаправленный учет занятости  не ведется ни по одному из названных  критериев. Это обусловлено как  несовершенством используемых методов сбора информации, так и расширением сферы теневой экономики в России. Появились новые виды занятости- самозанятость, коммерция, предпринимательство. На фоне низкого официального уровня средней заработной платы происходит увеличение масштабов теневой экономики, рост бедности. В России сегодня более 65 млн. человек живут ниже официальной черты бедности. В области занятости идет рост спроса на рабочую силу, снижая количество безработных.

6. Приоритеты социальной  политики россии.

    Несмотря  на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем — низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.

    Реальностью сегодняшнего дня стало изменение  принципов финансирования социальной сферы — она все более опирается  на внебюджетные средства.

    Главными  задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни  и снижение числа бедных. В ближайшие  годы необходимо восстановить размеры  личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы  примерно в 1,8 раза.

    Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства  на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100 % (сейчас на уровне 40 %) при одновременном введение системы  жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных задач – необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция «государства благосостояния», которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах «государство благосостояния» отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого »пирога».

8. Некоторые направления  реформы в сфере  образования, здравоохранения,  жилья.

    За  последние десять лет в сфере  образования произошли следующие  изменения:

    1. изменился рынок труда – заказчик  стал диктовать жесткие требования к выпускнику;

    2. все более активную роль начинают  играть региональные и местные  органы власти;

    3. происходит активная адаптация  к новой обстановке самой системы  образования.

    Позитивно то, что идет формирование новой  законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время налицо явно недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Среди явно обозначившихся тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования. На платные образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28 % семей платят за учебу детей внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30 % бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60 % семей, имеющих детей школьного возраста полагают что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.

    В сфере здравоохранения все более  распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье  приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. По этому до 35 % больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства «льготников» оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате мед. услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

    Из  подобного положения существует два выхода: — либо менять закрепленные в конституции гарантии предоставления бесплатной мед. помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, предлагается три варианта реформирования здравоохранения:

    1. консервативный предлагает сохранение  формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного мед. страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения.

    2. радикальный означает пересмотр  государственных гарантий, окончательный  переход к обязательному мед.  страхованию, реструктуризации сети мед. учреждений, по душевой налог с населения для обеспечения функционирования системы здравоохранения.

    3. умеренный основан на сохранении  формально бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижение затрат в этой сфере. Предполагается официальный переход к согласованной долевой оплате мед. помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования на основе единых тарифов.

    Еще более неудовлетворительный итог проводимой реформы оплаты жилья – давление платежей за жилье сильнее на те семьи, которые находятся в худших жилищных условиях. Задолженность чаще встречается у семей с более низким жилищным статусом: живущих на меньшей площади, в неприватизированных и коммунальных квартирах. Почти все едины в том, что к должникам за жилье нужен избирательный подход с учетом состава их семей. В целом преобладает неприятие политики, проводимой за последние годы в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг. Величина платежей за жилье практически не зависит от качества жилья, объема и качества предоставляемых коммунальных услуг, не увязано с уровнем доходов и со стоимостью жизни. Социально защищенное действие механизма жилищной компенсации мало влияет на проблемы долгов по квартплате.

Заключение.

    Рассмотрев  тему: Дифференциация доходов населения и государственная социальная политика можно сделать вывод:

    Говоря  о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и  перераспределение доходов различных  членов и групп общества. Это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать насколько это возможно одинаковые «стартовые» условия для граждан. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление экологических программ.

Информация о работе Дифференциация доходов населения и социальная политика государства