Доходы населения: политика регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования, а также изучение социальной политики государства, ее функций и направлений в Республике Беларусь.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятия, формы и факторы доходов населения;
проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их формирования;
изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ………………………………………………………………………………...5
1.1. Доходы населения и их формы………………………………………………5
1.2. Факторы, определяющие доходы населения……………………………..10
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ В РБ…….13
Анализ доходов населения в Республике Беларусь и источники их формирования..…………………………………………………………………………….13
Политика государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….……..….33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Берестнева!!!.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     Отличительной особенностью государственного регулирования  оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность). [12]

     За  январь—февраль 2011 года реальная начисленная  зарплата по сравнению с таким же прошлогодним периодом увеличилась на 26,1%.

     Номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников в Беларуси в январе—феврале 2011 года составила 1 млн. 423,2 рублей, в том числе в феврале — 1 млн. 439,3 тыс. и по сравнению с январем 2011 года увеличилась на 2,1%, или 29,7 тыс. рублей.

     На  промышленных предприятиях средняя  зарплата в феврале 2011 г. составила 1 млн. 573,1 тыс. рублей, в строительных организациях — 1 млн. 663,4 тыс., в организациях транспорта и связи — 1 млн. 567,6 тыс., сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 949 тыс. В учреждениях здравоохранения —1 млн. 252,5 тыс. рублей.,  предоставления социальных услуг — 1 млн. 51,2 тыс. рублей. Средняя зарплата врачей составила 2 млн. 156,6 тыс., среднего медицинского персонала — 1 млн. 198,1 тыс. рублей. В учреждениях образования средняя зарплата составила 1 млн. 212,8 тыс. рублей, в том числе учителей — 1 млн. 441,7 тыс., профессорско-преподавательского состава — 2 млн. 197 тыс. рублей.

     Максимальный  размер средней зарплаты в феврале  по отдельным отраслям был зафиксирован в сфере финансовой деятельности — 2 млн. 714 тыс. рублей, минимальный — у работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 949 тыс. рублей.

       Максимальный размер средней  зарплаты в феврале был отмечен  в Минске — 1 млн. 883 тыс. рублей, минимальный — в Брестской области — 1 млн. 279,6 тыс. рублей. В Витебской области средняя зарплата составила 1 млн. 289 тыс. рублей, Гомельской — 1 млн. 338,3 тыс., Гродненской — 1 млн. 297,7 тыс., Минской — 1 млн. 451,1 тыс., Могилевской — 1 млн. 296,9 тыс. рублей. [16]

     

     В марте по сравнению с февралем 2011 года в Беларуси реальная зарплата (рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) увеличилась на 4,8%. 

     

     По официальным данным, прирост потребительских цен на товары и услуги в марте по сравнению с февралем 2011 года составил 1,9%, с декабрем 2010 года — 6,1%. С начала апреля потребительские цены на товары и платные услуги населению выросли на 2,5%, в том числе с 12 по 19 апреля — на 0,7%.

     По  данным Белстатата, за январь—март 2011 года реальная начисленная зарплата по сравнению с таким же прошлогодним периодом увеличилась на 25,2%.

     Номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников в Беларуси в январе—марте 2011 года составила 1 млн. 463,7 рублей, в том числе в марте — 1 млн. 537,2 тыс. и по сравнению с февралем 2011 года увеличилась на 6,8%, или на 97,9 тыс. рублей.

       На промышленных предприятиях  средняя зарплата в марте этого  года составила 1 млн. 667,2 тыс. рублей, в строительных организациях  — 1 млн. 848,8 тыс., в организациях  транспорта и связи — 1 млн. 663,2 тыс., сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 1 млн. 31,9 тыс., в учреждениях здравоохранения —1 млн. 309,2 тыс. рублей. Средняя зарплата врачей составила 2 млн. 245,1 тыс., среднего медицинского персонала — 1 млн. 252,1 тыс. рублей. В учреждениях образования средняя зарплата составила 1 млн. 241,8 тыс. рублей, в том числе учителей — 1 млн. 474,6 тыс., профессорско-преподавательского состава — 2 млн. 244,3 тыс. рублей.

       Максимальный размер средней  зарплаты в марте по отдельным  отраслям был зафиксирован в  сфере финансовой деятельности — 2 млн. 668 тыс. рублей, минимальный — у работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 1 млн. 32 тыс. рублей.

       Максимальный размер средней  зарплаты в марте был отмечен  в Минске — 2 млн. 25,3 тыс. рублей, минимальный — в Витебской области — 1 млн. 371 тыс. рублей. В Брестской области средняя зарплата составила 1 млн. 379 тыс. рублей, Гомельской — 1 млн. 476,4 тыс., Гродненской — 1 млн. 377 тыс., Минской — 1 млн. 475,6 тыс., Могилевской — 1 млн. 383,5 тыс. рублей. [17]

     В апреле средний заработок достиг Br 1563,4 тыс. - он увеличился по сравнению с мартом 2011-го на 1,7%, или на Br 26,2 тыс.

     На  промышленных предприятиях средняя  зарплата в апреле этого года составила 1 млн. 680,8 тыс. рублей, в строительных организациях — 1 млн. 900,8 тыс., в организациях транспорта и связи — 1 млн. 707 тыс., сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 1 млн. 114,5 тыс. В учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг —1 млн. 286,4 тыс. рублей. Средняя зарплата врачей составила 2 млн. 261,6 тыс., среднего медицинского персонала — 1 млн. 252,8 тыс. рублей. В учреждениях образования средняя зарплата составила 1 млн. 242,3 тыс. рублей, в том числе учителей — 1 млн. 483,6 тыс., профессорско-преподавательского состава — 2 млн. 200,1 тыс. рублей.

     Максимальный  размер средней зарплаты в апреле по отдельным отраслям был зафиксирован в сфере финансовой деятельности — 2 млн. 646 тыс. рублей, минимальный — у работников гостиниц и ресторанов (1 млн. 23 тыс.).

       Максимальный размер средней  зарплаты в апреле был отмечен в Минске — 2 млн. 29,6 тыс. рублей, минимальный — в Брестской области (1 млн. 395,6 тыс.). В Витебской области средняя зарплата составила 1 млн. 406 тыс. рублей, Гомельской — 1 млн. 462,9 тыс., Гродненской — 1 млн. 430,9 тыс., Минской — 1 млн. 540,3 тыс., Могилевской — 1 млн. 416,6 тыс. рублей

       По данным Белстата, реальная  заработная плата (рассчитанная  с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в Беларуси в январе-апреле 2011 года по сравнению с январем-апрелем 2010-го увеличилась на 23,4%, в апреле по сравнению с мартом уменьшилась на 2,7%.

       Максимальный темп роста реальной  заработной платы в январе-апреле  нынешнего года к уровню января-апреля 2010-го обеспечен в образовании  (143,2%), здравоохранении и предоставлении  социальных услуг (139,2%), лесном хозяйстве и предоставлении услуг в этой области (135,6%), производстве транспортных средств и оборудования (133,3%). Наименьший этот показатель - в производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (100,2%).

       В целом по промышленности  реальная заработная плата в  январе-апреле 2011 года возросла к уровню января-апреля 2010-го на 19,3%, у рабочих и служащих - на 23,1%. [18]

     Заработная  плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции.

     Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов). В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек. [7] 

Пенсионное  обеспечение 

     Значимая  статья доходов населения - пенсии. Сегодня получателями их различных видов являются 2,6 млн. человек, из них 74,6% начисляются пенсии по возрасту, 11,3% - по инвалидности, 5,3% - по случаю потери кормильца. Доля расходов на эти цели достаточно высока и равняется в настоящее время около 11% ВВП.

     Привязка  повышения пенсий в республике к  росту средней заработной платы  позволяет реально увеличивать  их размеры и соответствующие  надбавки.

     В рамках последовательных преобразований у нас в стране установлена зависимость права на трудовую пенсию от уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, введен механизм повышения пенсий лицам, отложившим выход на заслуженный отдых по возрасту.

     Минимальная пенсия по возрасту состоит из двух частей, одна из которых автоматически перерассчитывается в связи с изменением БПМ, а вторая (доплата) - в связи с ростом заработной платы, одновременно с перерасчетом всех трудовых пенсий. В таком же порядке производится перерасчет минимальных пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца. Социальные пенсии, надбавки и повышения также регулярно автоматически пересматриваются.

     Была  введена еще одна рациональная норма - расширен временной период, из которого определяется заработок для исчисления пенсии. Пятилетний период, за который он учитывался, а также 15-летний период, из которого избирался обратившимся за пенсией, стал ежегодно увеличиваться на один год (но не более чем до числа полных лет фактического стажа работы, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию).

     Усилена дифференциация в отношении тех, кто в свое время был занят  на высокооплачиваемых работах и, соответственно, внес наибольший финансовый вклад в  пенсионную систему.

     Важным  шагом по совершенствованию организации пенсионной системы стал переход с 2003 года на индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование. Он обеспечивает сбор и хранение полных и достоверных сведений о каждом застрахованном лице, позволяет максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключает нецелевое расходование средств социального страхования, является инструментом адаптации пенсионной системы к современным условиям и создает необходимую базу для формирования ее многоуровневой структуры. Кроме того, индивидуальный учет способствует легализации трудовой деятельности и заработка, а также помогает решать проблему сохранности документов, которые необходимо предоставлять для начисления пенсий. В перспективе его роль будет еще более значимой, поскольку исчисление размеров пенсий предусматривается производить в зависимости от объема уплаченных взносов на пенсионное страхование.

     Сегодняшнее развитие пенсионной системы происходит в условиях неблагоприятной демографической ситуации, при опережающих темпах роста численности пенсионеров над численностью занятого в экономике населения. Причем этот процесс будет усиливаться в последующие десятилетия, что связано с достижением пенсионного возраста лицами, рожденными в послевоенные годы.

     Важным  элементом комплекса мер по снижению нагрузки на пенсионную систему стал вступивший в действие с 1 января 2009 года Закон Республики Беларусь "О  профессиональном пенсионном страховании". Им предусмотрено финансирование пенсий в рамках профессиональной системы за счет целевых страховых взносов нанимателей по накопительной схеме с постепенным освобождением общей пенсионной системы от финансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственных рисков. [7]

     Один  из резервов пенсионной системы, используемый многими странами мира - стимулирование более позднего выхода на пенсию.

     На  выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.

     В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.

     К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям). С 1 июня 2011 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь   от 26 мая 2011 г. № 667 её размер  увеличен до 20 процентов.

     Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

     Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Информация о работе Доходы населения: политика регулирования