Доходы населения: политика регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования, а также изучение социальной политики государства, ее функций и направлений в Республике Беларусь.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятия, формы и факторы доходов населения;
проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их формирования;
изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ………………………………………………………………………………...5
1.1. Доходы населения и их формы………………………………………………5
1.2. Факторы, определяющие доходы населения……………………………..10
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ В РБ…….13
Анализ доходов населения в Республике Беларусь и источники их формирования..…………………………………………………………………………….13
Политика государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….……..….33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Берестнева!!!.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

     Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).С 1 февраля 2009 г. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.

     Нетрудоспособным  гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

  • инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 85 процентов; инвалидам с детства II группы – 75 процентов;
  • инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 65 процентов;
  • инвалидам III группы – 55 процентов;
  • лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов;
  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 60 процентов, второй – 65 процентов, третьей – 75 процентов, четвертой – 85 процентов.

     Одним из приоритетных направлений государственной  социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

     (1) в связи с ростом средней  заработной платы; 

     (2) в связи с изменением бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения.

     В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.

     Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.

     В соответствии со статьей 69 Закона минимальные  трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

     В 2011 году произведены перерасчёты:

     С 1 мая 2011 г. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения произведены  перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к  ним, социальных пенсий. 

     С 1 июня 2011 г. производится перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы.                                                                 

     С 1 июня 2011 г. постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 667 доплата к минимальным трудовым пенсиям увеличена с 15 до 20 процентов средней заработной платы

     С 1 мая 2011 г. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения произведены  перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий. [19] 

 

     Финансирование  выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.

     На  территории Гродненской области 26,5% населения (294 тысячи человек) получают пенсию в системе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Основную массу получателей трудовых пенсий составляют лица в возрасте старше 55 – 60 лет, а именно 253172 человека, 18,2% которых работают.

     Пенсия  зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа и размера заработка. У 10,9% получателей пенсии ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, 7,3% - ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера. В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:

  • введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;
  • в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;
  • принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
  • В Беларуси обеспечивается своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий. [7]
 

Материальная  поддержка 

     Одно  из важнейших направлений политики доходов - оказание государственной материальной поддержки семьям с детьми:

  1. пособия в связи с рождением и воспитанием детей:

          по беременности и родам; в связи с рождением  ребенка; женщине, ставшей на учет в  медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; пособия на детей в возрасте от 3 до 16 лет (до 18 лет); по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов; на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.

  1. льготы на питание:

          льготы по оплате питания детей в детских дошкольных учреждениях (количество получателей которых составляет почти 60 тыс. семей), бесплатное питание детям первых двух лет жизни, бесплатное питание школьникам из малообеспеченных семей, льготы по оплате за пользование учебниками и другие.

  1. материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья. [7]

     Системой  социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).

     С 1 февраля по 30 апреля 2011 года размер ежемесячных детских пособий  в Беларуси составляют:

  • пособие по уходу за ребенком до трех лет — 296 870 рублей
  • пособие на детей старше трех лет — 89 060 рублей.

     Размер  пособия по уходу за ребенком до трех лет в Беларуси приравнен  к бюджету прожиточного минимума. В период с 1 ноября 2010 года по 31 января 2011 года пособие составляло 283 050 рублей. Таким образом, пособие по уходу за ребенком до трех лет увеличилось на 13 820 рублей.

     Единовременное  пособие в связи с рождением  первого ребенка с 1 февраля 2011 года составляет 1 484 350 рублей, при рождении второго и последующих детей — 2 078 090 рублей.

     Единовременное  пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации  здравоохранения до 12-недельного срока  беременности, также приравненное к  БПМ, составляет 296 870 рублей.

     В Беларуси запланировано в 2013 году увеличение размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет до 35% среднемесячной заработной платы в республике.

     Значительное  внимание уделяется обеспечению  бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Этот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.

     В прошлом году право на бесплатное питание детей получили все семьи  независимо от совокупного дохода при  рождении тройни и более детей. Эти  семьи могут пользоваться бесплатными  услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).

     Материальная  поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий. Государственные стипендии учащейся молодежи в Беларуси за 2010 год возросли почти в 1,5 раза.

     В течение 2010 года трижды принимались  решения об увеличении размеров всех видов государственных стипендий учащейся молодежи: с 1 января - в 1,05 раза, с 1 июня - в 1,11 раза и с 1 ноября - в 1,31 раза. Кроме того, с 1 января 2010 года установлены повышенные на 10% размеры учебных стипендий обучающимся в дневной форме получения высшего и среднего специального образования по отдельным специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для ядерной энергетики. В целом размеры всех видов государственных стипендий по сравнению с 2009 годом возросли почти в 1,5 раза.

     На 1 января 2011 года азмер учебной стипендии (в зависимости от успеваемости) составляет: у студентов вузов - от Br149 тыс. до 238,6 тыс., учащихся ссузов и ПТУ - от Br125,2 тыс. до Br200,1 тыс.; социальной стипендии: у студентов вузов - Br120 тыс., у учащихся ссузов и ПТУ - Br96 тыс. Стипендии получают более 90% обучающихся, имеющих на них право. [20]

     Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан  способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан. Для назначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до 120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села. [15]

       Таким образом, политика оплаты  труда будет и дальше основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования. Приоритетами остаются создание равных прав на труд, условия труда и его оплату для всех субъектов хозяйствования, обеспечение формирования экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов.

     На  первый план выходят необходимость  увеличения заработной платы у низкооплачиваемых работников, снижение доли малообеспеченности среди занятого населения. К этому должно привести последовательное повышение размеров оплаты труда в отраслях с низким уровнем заработной платы, совершенствование налогообложения в интересах низкооплачиваемых работников, ужесточение ответственности нанимателей за несоблюдение минимальных гарантий в области труда. Названным целям отвечает разработка эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и работников высшего управленческого звена, способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи национальной экономики в условиях мирового кризиса.

     В связи с этим важнейшим направлением совершенствования государственной политики доходов населения призвано стать упрощение системы оплаты труда руководителям организаций, сокращение ограничений, влияющих на размеры их премий и надбавок. В частности, в соответствии с утвержденными в начале 2009 года нормативными правовыми актами устанавливается единый норматив отнесения стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом и 100% - для работников организаций, обеспечивших выполнение установленного задания по уровню рентабельности реализованной продукции. Наниматель вправе самостоятельно определять приоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. Руководителям, обеспечивающим поступление валютной выручки, разрешено устанавливать персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).

     Следующим этапом должна стать отмена обязательного  установления министерствами и другими  органами государственного управления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда.

Информация о работе Доходы населения: политика регулирования