Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования, а также изучение социальной политики государства, ее функций и направлений в Республике Беларусь.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятия, формы и факторы доходов населения;
проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их формирования;
изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ………………………………………………………………………………...5
1.1. Доходы населения и их формы………………………………………………5
1.2. Факторы, определяющие доходы населения……………………………..10
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ В РБ…….13
Анализ доходов населения в Республике Беларусь и источники их формирования..…………………………………………………………………………….13
Политика государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….……..….33
Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).С 1 февраля 2009 г. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.
Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:
(1) в связи с ростом средней заработной платы;
(2)
в связи с изменением бюджета
прожиточного минимума в
В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.
Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.
В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В 2011 году произведены перерасчёты:
С
1 мая 2011 г. в связи с изменением
бюджета прожиточного минимума в
среднем на душу населения произведены
перерасчеты минимальных
С
1 июня 2011 г. производится перерасчет трудовых
пенсий в связи с ростом средней
заработной платы.
С 1 июня 2011 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 667 доплата к минимальным трудовым пенсиям увеличена с 15 до 20 процентов средней заработной платы
С
1 мая 2011 г. в связи с изменением
бюджета прожиточного минимума в
среднем на душу населения произведены
перерасчеты минимальных трудовых
пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных
пенсий. [19]
Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.
На территории Гродненской области 26,5% населения (294 тысячи человек) получают пенсию в системе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Основную массу получателей трудовых пенсий составляют лица в возрасте старше 55 – 60 лет, а именно 253172 человека, 18,2% которых работают.
Пенсия зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа и размера заработка. У 10,9% получателей пенсии ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, 7,3% - ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера. В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:
Материальная
поддержка
Одно из важнейших направлений политики доходов - оказание государственной материальной поддержки семьям с детьми:
по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; пособия на детей в возрасте от 3 до 16 лет (до 18 лет); по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов; на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.
льготы по оплате питания детей в детских дошкольных учреждениях (количество получателей которых составляет почти 60 тыс. семей), бесплатное питание детям первых двух лет жизни, бесплатное питание школьникам из малообеспеченных семей, льготы по оплате за пользование учебниками и другие.
Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).
С 1 февраля по 30 апреля 2011 года размер ежемесячных детских пособий в Беларуси составляют:
Размер пособия по уходу за ребенком до трех лет в Беларуси приравнен к бюджету прожиточного минимума. В период с 1 ноября 2010 года по 31 января 2011 года пособие составляло 283 050 рублей. Таким образом, пособие по уходу за ребенком до трех лет увеличилось на 13 820 рублей.
Единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка с 1 февраля 2011 года составляет 1 484 350 рублей, при рождении второго и последующих детей — 2 078 090 рублей.
Единовременное пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, также приравненное к БПМ, составляет 296 870 рублей.
В Беларуси запланировано в 2013 году увеличение размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет до 35% среднемесячной заработной платы в республике.
Значительное внимание уделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Этот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.
В прошлом году право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).
Материальная поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий. Государственные стипендии учащейся молодежи в Беларуси за 2010 год возросли почти в 1,5 раза.
В течение 2010 года трижды принимались решения об увеличении размеров всех видов государственных стипендий учащейся молодежи: с 1 января - в 1,05 раза, с 1 июня - в 1,11 раза и с 1 ноября - в 1,31 раза. Кроме того, с 1 января 2010 года установлены повышенные на 10% размеры учебных стипендий обучающимся в дневной форме получения высшего и среднего специального образования по отдельным специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для ядерной энергетики. В целом размеры всех видов государственных стипендий по сравнению с 2009 годом возросли почти в 1,5 раза.
На 1 января 2011 года азмер учебной стипендии (в зависимости от успеваемости) составляет: у студентов вузов - от Br149 тыс. до 238,6 тыс., учащихся ссузов и ПТУ - от Br125,2 тыс. до Br200,1 тыс.; социальной стипендии: у студентов вузов - Br120 тыс., у учащихся ссузов и ПТУ - Br96 тыс. Стипендии получают более 90% обучающихся, имеющих на них право. [20]
Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан. Для назначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до 120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села. [15]
Таким образом, политика
На первый план выходят необходимость увеличения заработной платы у низкооплачиваемых работников, снижение доли малообеспеченности среди занятого населения. К этому должно привести последовательное повышение размеров оплаты труда в отраслях с низким уровнем заработной платы, совершенствование налогообложения в интересах низкооплачиваемых работников, ужесточение ответственности нанимателей за несоблюдение минимальных гарантий в области труда. Названным целям отвечает разработка эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и работников высшего управленческого звена, способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи национальной экономики в условиях мирового кризиса.
В
связи с этим важнейшим направлением
совершенствования
Следующим этапом должна стать отмена обязательного установления министерствами и другими органами государственного управления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда.
Информация о работе Доходы населения: политика регулирования