Доходы населения: политика регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования, а также изучение социальной политики государства, ее функций и направлений в Республике Беларусь.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятия, формы и факторы доходов населения;
проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их формирования;
изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ………………………………………………………………………………...5
1.1. Доходы населения и их формы………………………………………………5
1.2. Факторы, определяющие доходы населения……………………………..10
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ В РБ…….13
Анализ доходов населения в Республике Беларусь и источники их формирования..…………………………………………………………………………….13
Политика государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….……..….33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Берестнева!!!.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     Главное в условиях либерализации экономики - предоставить больше самостоятельности коммерческим организациям в установлении форм и систем оплаты труда исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры и собственных целей организаций. Но в то же время не следует забывать, что оплата труда в бюджетной сфере является приоритетом государственного регулирования. Ее дальнейшее совершенствование обязано базироваться на изменении тарифной ставки первого разряда и Единой тарифной сетки.

     Нужно отметить, что в условиях контролируемой инфляции и объективного метода ее оценки заработная плата и ее покупательная способность должны прирастать в меру роста производительности труда.

     Размер  заработной платы должен устанавливаться  на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять возросшие материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для развития человеческого потенциала.

     Кроме того, макроэкономическая стабилизация в условиях переходной экономики требует расширения внутреннего рынка продукции. Это представляется возможным на основе увеличения покупательной способности населения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость повышения реальной заработной платы.[15] 
 
 

 

    2.2.  Политика государства по регулированию доходов населения в

    Республике  Беларусь 

     В настоящее время на социально-экономическое  развитие страны влияют последствия  мирового финансово-экономического кризиса. Вместе с тем в начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился.

     Финансовые  потрясения заставляют большинство  предприятий во всем мире менять подходы  к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.

     В сложившихся условиях ощутимое влияние  на доходы населения оказывает инфляция. В Беларуси в 2011 году она прогнозируется на уровне 7-8%. Министерством экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля проведены проверки экономической обоснованности значительного повышения цен у 375 субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В  214 случаях установлены факты завышения цен от 5% до 95% – на продовольственные товары (рыбу, подсолнечное масло, цитрусовые, чай, кофе, детское питание и др.) и непродовольственные (обои, паркет, газовые плиты, электротехника).

     Принятые  меры позволили сбить волну спекулятивного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.

     В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.

     Учитывая  замедление темпов роста заработной платы, Совет Министров постановил осуществлять Совет министров не разрешил повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 июля 2011 г.

     Согласно антикризисному плану белорусского правительства, до конца года тарифы на жилищно-коммунальные услуги поднимутся дважды. В конце 2011 года белорусы должны оплачивать 30% от общей суммы расходов на ЖКХ.

     В настоящее время в республике принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Глава государства поставил задачу перед Правительством и местными органами власти проводить более активную работу с подотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.

     Созданы рабочие группы в Совмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особое внимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий.

     Начата  работа по реализации плана совместных действий с Россией по минимизации  последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

     Аналогичный план совместных действий планируется  подписать и с Украиной. Это будет способствовать активизации товарооборота между странами.

     Стабилизации  экономической ситуации в республике как основы поддержания доходов населения будет способствовать либерализация условий хозяйственной деятельности, включая либерализацию политики оплаты труда. Целью данной меры является прежде всего снятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективную работу.

     Декретом  Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения на себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом. [15]

     Организации, которые по итогам предыдущего года выполнили установленные задания по уровню рентабельности реализованной продукции, смогут включать в себестоимость все 100% стимулирующих выплат. При этом наниматель может самостоятельно определять приоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

     Указом  Президента Республик Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» закреплено право руководителей коммерческих организаций независимо от формы собственности ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам, обеспечивающим реализацию продукции и снижение запасов готовой продукции. Руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, могут устанавливаться персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).

     Постановлением  Совета Министров от 28 января 2009 г. № 103 сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.

     Дальнейший  рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта. Таким образом, необходимым условием дальнейшего роста заработной платы является проявление инициативы и предприимчивости на предприятиях.

     В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

     Несмотря  на негативные влияния последствий  мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения. [15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате проведенного анализа можно  сформулировать следующие выводы.

     Доходы  населения рассматриваются как  основной фактор роста благосостояния людей:

     во-первых, как подсистему, входящую в систему  доходов общества, поскольку последние, кроме доходов населения, включают доходы хозяйствующих субъектов и государства;

     во-вторых, доходы населения представлены как  сложная система, имеющая внутреннюю поэлементную структуру, объединяющая доходы по источникам образования, методов их распределения и перераспределения;

     в-третьих, доходы населения это целостная  система, имеющая свои характерные черты, цели и функции, выражающая сложную структуру экономических отношений, возникающих по поводу их образования и регулирования;

     в-четвертых, рассмотрение доходов населения как фактора роста благосостояния обосновывается тем, что от их уровня зависит степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, качество жизни и поведение людей в обществе;

     в-пятых, регулирование доходов населения, осуществляемое многозвенным механизмом, выражающим совокупность связей между хозяйствующими субъектами, государством и домохозяйствами.

     Особенно  важное место в социальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

      Таким образом, главной целью и стержневым направлением политики Республики Беларусь является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, создания государства, удобного для людей.

      Особое  внимание в нашей стране уделяется повышению заработной платы. За четыре года пятилетки реальная заработная плата в стране увеличилась в 1,4 раза, за шесть месяцев 2010 года – еще на 8,1%. В совокупности это уже дает нижнее значение пятилетнего задания роста реальной заработной платы (152 – 158 %).

     На  промышленных предприятиях средняя  зарплата в апреле 2011 г. составила 1 млн. 680,8 тыс. рублей, в строительных организациях — 1 млн. 900,8 тыс., в организациях транспорта и связи — 1 млн. 707 тыс., сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 1 млн. 114,5 тыс. В учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг —1 млн. 286,4 тыс. рублей. Средняя зарплата врачей составила 2 млн. 261,6 тыс., среднего медицинского персонала — 1 млн. 252,8 тыс. рублей. В учреждениях образования средняя зарплата составила 1 млн. 242,3 тыс. рублей, в том числе учителей — 1 млн. 483,6 тыс., профессорско-преподавательского состава — 2 млн. 200,1 тыс. рублей.

     Максимальный  размер средней зарплаты в апреле по отдельным отраслям был зафиксирован в сфере финансовой деятельности — 2 млн. 646 тыс. рублей, минимальный — у работников гостиниц и ресторанов (1 млн. 23 тыс.).

       Максимальный размер средней  зарплаты в апреле был отмечен  в Минске — 2 млн. 29,6 тыс. рублей, минимальный — в Брестской  области (1 млн. 395,6 тыс.). В Витебской области средняя зарплата составила 1 млн. 406 тыс. рублей, Гомельской — 1 млн. 462,9 тыс., Гродненской — 1 млн. 430,9 тыс., Минской — 1 млн. 540,3 тыс., Могилевской — 1 млн. 416,6 тыс. рублей

       По данным Белстата, реальная  заработная плата (рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в Беларуси в январе-апреле 2011 года по сравнению с январем-апрелем 2010-го увеличилась на 23,4%, в апреле по сравнению с мартом уменьшилась на 2,7%.

     В целом по промышленности реальная заработная плата в январе-апреле 2011 года возросла к уровню января-апреля 2010-го на 19,3%, у рабочих и служащих - на 23,1%.

          Поэтому, наряду с существенным  повышением средней заработной  платы в стране, не менее важной  задачей является обеспечение приоритетного роста заработной платы в отраслях и регионах страны, где она существенно отстает от общереспубликанского уровня. Соответствующие задания доведены до заинтересованных организаций и их вышестоящих органов. Реализуются меры по повышению реальной заработной платы в отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анализ  денежных доходов и уровня жизни  населения РБ // Бухгалтерский учет и анализ 2000 №2, с. 35-37
  2. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений // Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004. - 608 с.
  3. Головачев А.С., Головачева И.В. Макроэкономика. // Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
  4. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие // Л.П. Зенькова. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 289с.
  5. Макроэкономика: учебник // И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. - 480 с.
  6. Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.belstat.gov. by. - Дата доступа: 27.12.2010
  7. Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov. by. - Дата доступа: 27.12.2010.
  8. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие // В.Н.   Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. - 844 с.
  9. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.
  10. Полоник С. Социальное развитие – приоритет деятельности государства // Белорусская думка 2007 №9, с.5-13
  11. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 году. - Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. Минск, 2009. - № 2.
  12. Статистический ежегодник Республики Беларусь. - Минск, 2009.
  13. Экономика: Учебное пособие // М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002.
  14. Экономическая теория: Учебник // Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 752 с.
  15. Электронный ресурс Национальное собрание РБ Палата представителей [Электронный ресурс] - Режим доступа:
  16. Средняя зарплата в Беларуси в феврале 2011 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://news.tut.by/economics/art219689.html?utm_source=rss-news&utm_medium=rss&utm_campaign=news-feed - Дата доступа: 14.02.2010.
  17. Средняя заработная плата в Республике Беларусь в марте 2011 года [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://anet.by/index.php?newsid=340 - Дата доступа: 10.03.2010.
  18. БЕЛТА - За апрель 2011 г. средняя зарплата в Беларуси [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Za-aprel-srednjaja-zarplata-v-Belarusi-vozrosla-na-17_i_555926.html - Дата доступа: 05.04.2010.
  19. Министерство труда и социальной защиты РБ [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.mintrud.gov.by/ru/pensia/infa1 - Дата доступа: 05.04.2010.
  20. Справочник [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ehu.by/content/na-skolko-vyrosli-stipendii-v-belarusi -Дата доступа: 05.04.2010.

Информация о работе Доходы населения: политика регулирования