Доходы, политика доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: рассмотреть виды доходов населения и источники их формирования в республике Беларусь, проследить за динамикой изменения получаемых населением доходов, выявить методы их государственного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить, что же собой представляют доходы населения, дать им общую характеристику.
2) Выявить причины их дифференциации, возможные направления государственного регулирования доходов.
3) Определить виды и структуру доходов населения Республики Беларусь, проследить за динамикой их изменения, охарактеризовать основные направления социальной политики нашей республик по поводу их регулирования и устранения проблемы бедности.

Содержание

Введение 4
1.Доходы населения: понятия, источники, виды. 6
1.1 Понятие и структура доходов населения 6
1.2 Виды и источники доходов 10
2.Роль государства в распределении доходов 15
2.1 Причины дифференциации доходов 15
2.2 Показатели неравенства доходов 17
2.3 Государственное регулирование доходов населения 20
3.Доходы населения в РБ и проблема их регулирования 26
3.1 Виды и источники формирования доходов населения в РБ 26
3.2 Динамика доходов в Республике Беларусь с 2000 по январь-август 2010 года 27
3.3 Направления и эффективность государственного регулирования доходов населения в Республике Беларусь. 31
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.80 Кб (Скачать документ)

 По степени  легальности следует различать  легальные и теневые доходы. В  отличие от легальных доходов,  имеющих юридически оправданную  форму, теневые доходы своим  источником имеют неучтенные  и противоправные виды деятельности.

 Теневые доходы  можно поделить на две большие  группы. Первая – нелегальные  доходы криминального происхождения,  связанные с торговлей наркотиками,  рэкетом, контрабандой, коррупцией и т.п. Вторая – доходы, имеющие экономическую природу: неучтенные налоговыми службами, но некриминальные по характеру виды деятельности ( торговля без лицензии, подпольные мастерские и т.д. )

 Рассматривая  проблему структуры и формирования  доходов, необходимо различать  трудовые и нетрудовые доходы. К трудовым доходам принято  относить доходы, полученные в  результате трудовой деятельности  на государственных и кооперативных  предприятиях и в организациях. Все виды доходов, полученные  вне официальных государственных  каналов, характеризуются как  нетрудовые.

 К доходам населения  относятся также средства, взятые  в долг. В связи с этим выделяют  конечные и общие доходы населения.  Конечные доходы населения –  это располагаемые доходы плюс  чистые долги населения. Среднедушевой  денежный доход – сумма конечных  доходов, деленная на численность  населения страны. Общие доходы  населения включают скорректированные  располагаемые доходы и чистые  долги. Чистые долги отражают  изменение задолженностей по  ссудам, выданным гражданам кредитными  организациями и предприятиями  на потребительские цели.

 Не все потоки  дохода одинаковы. Одни являются  линейными, другие – резидуальными.  Если каждый час работы оплачивается  только один раз, тогда доход  является линейным. Потоки дохода, источником которого является  зарплата, линейны. Работнику платят  за его усилия только один  раз. И когда он не приходит  на работу, ему доход, строго  говоря, не обеспечен. В случае  резидуального дохода, после того  как работник однажды на славу  поработал, ему обеспечен денежный  поток в качестве стабильного  дохода многие месяцы, а то  и годы спустя. Ему платят вновь  и вновь за одну и ту же  проделанную работу[2 c.57].

 Таким образом,  можно сказать, что доходы совершают  в экономике своеобразный кругооборот.  Поступают в семью, в обмен  на факторы производства (труд, землю,  капитал, предпринимательскую деятельность). Обмениваясь на товары и предоставляя  семье услуги, они превращаются  в доходы тех, кто произвел  эти товары и предложил услуги. Часть средств пойдет на финансирование  экономической деятельности, что  обеспечит семью доходами в  будущем. Свою долю доходов  получит и государство. Оно  поддержит слабых и неимущих, создаст лучшие условия для  функционирования экономики в  целом. Это позволит семьям  не только увеличить свои доходы, но и более щедро обеспечить  поступления средств в бюджет, создавая благоприятные условия  для выполнения государством  его функций, в том числе  экономических.  

2.Роль государства  в распределении доходов 

2.1 Причины дифференциации  доходов  

 Распределение  доходов бывает функциональное  и персональное. Функциональное  распределение доходов отражает  реальное их распределение среди  граждан в условиях, когда возможна  однозначная идентификация социального  статуса как лица наемного  труда, так и собственника вещественного  капитала. Иными словами функциональное  распределение – это распределение  доходов между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и  предпринимательские способности.  Как уже упоминалось в первой  главе, в результате функционального распределения формируются первичные доходы. Однако такое распределение не отражает доходы семей и частных лиц, которые могут владеть разными производственными факторами. Совокупные доходы населения формируются из разных источников и перераспределяются между семьями в зависимости от их величины и состава. Персональное распределение доходов измеряет распределение доходов между семьями (условимся, что семья может состоять и из одного человека)[4 c.448].

 Основными принципами  формирования доходов населения  являются:

 § принцип распределения по труду (по его результатам и затратам)

 § принцип распределения по собственности (суть которого заключается в том, что владение любым видом собственности предполагает получение дохода)

 § принцип распределения по социально гарантированным нормам (предоставление определенного уровня социальной защиты всем членам общества, и в первую очередь социально-уязвимым слоям населения)[8 c. 53].

 Одной из центральных  проблем государственной политики  доходов является решение вопроса  о ранжировании данных принципов.  Практическое решение этого вопроса  реализуется в определенной структуре  доходов населения конкретной  страны.

 Проблема неравенства  благосостояния – одна из древнейших, как и порождаемое этой проблемой  социальное напряжение, а проще  говоря, враждебное отношение бедных  к богатым. 

 Как уже известно  из первой главы, люди получают  доходы в результате предоставления  находящихся в их собственности  факторов производства (своего труда,  капитала, земли) в пользование  фирмам для производства нужных  людям благ либо вкладывают  эти ресурсы в создание собственных  фирм. В таком механизме изначально  заложена возможность их неравенства.  Причины этого следующие: 

 • разная ценность  принадлежащих людям факторов  производства (капитал в форме  компьютера, в принципе, способен  принести больший доход, чем  капитал в форме лопаты);

 • разная успешность  использования факторов производства (работник в фирме, производящей  дефицитный товар, может иметь  более высокий заработок, чем  его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары  которой продаются с трудом);

 • разный объем  принадлежащих людям факторов  производства (владелец двух нефтяных  скважин получает при прочих  равных условиях больший доход,  чем владелец одной скважины)[14 c.298].

 К факторам, влияющим  на изменение доходов населения  относят также следующие: социально-политические, определяющие силу действия и  направленность других факторов  формирования доходов; социально-демографические,  которые рассматривают зависимость  доходов от пола, возраста, физической  выносливости и интеллектуальных  способностей; социально-профессиональные (уровень образования, квалификация, стаж работы); социально-статусные,  определяющие размеры доходов  в зависимости от места человека  в обществе и должностной иерархии; социально-экономические (род и  вид деятельности, варианты занятости,  вид производства, форма собственности  на средства производства, условия  труда); социально-географические. Как  видно, все факторы связаны  с социальной ориентацией: политический  режим определяет направленность социальных программ, политики доходов и заработной платы в рамках экономической политики; пол, возраст, способности людей, их выносливость, институты семьи ( брачные отношения, детность семьи ) влияют на величину совокупного дохода, как и принадлежность человека к определенной профессии, специальности, наличие у него того или иного уровня образования, квалификации и опыта ( стажа ) работы. Социальный статус человека, проявляющийся в том, занят он или не занят полезной общественной деятельностью, живет в семье или без семьи, является ребенком, подростком, учащимся, наемным работником, также существенно влияет на размер совокупного дохода, как и род занятий или деятельности, вид производства, условия труда, уровень формирования экономической политики в целом и политики доходов и заработной платы в частности. Немаловажное значение при формировании доходов имеют природно-климатические особенности места жительства и работы, плотность и характер расселения, национальные особенности региона, менталитет проживающего в нем населения.

 В целом факторы,  формирующие доходы населения,  могут быть трех уровней: 

 • к первому  уровню относятся факторы, зависящие  от самого человека, его жизненной  позиции, его человеческого капитала  и трудового потенциала ( образования,  квалификации, опыта, вида занятости,  должностного статуса, затрат  и результатов труда, наличие  профессионального и должностного ( карьерного ) роста, наличия капитала  в любых его проявлениях ( образовательного, профессионального, финансового  и пр. ));

 • ко второму  уровню относятся факторы, связанные  с местом работы, где занят  трудовой деятельностью человек;  с той отраслью, в состав которой  входит его предприятие, учреждение, организация, фирма; с формой  собственности предприятия, его  организационно-правовой формой; положением  фирмы на товарном, финансовом  рынках и рынке труда; с технической  оснащенностью предприятия, с  его местом расположения; развитостью  социально-трудовых отношений в  коллективе;

 • к третьему  уровню относятся факторы, связанные  с экономикой страны в целом  и региональной экономикой: экономическим  потенциалом, эффективностью общественного  производства, величиной валового  национального продукта и национального  дохода, ценовой политикой и системой  налогообложения, развитостью институтов  социального партнерства при  регулировании трудовых отношений.  Эта группа факторов формирует  систему социальных трансфертов[8 c.59].

 Таким образом,  рассмотренные факторы указывают  на зависимость доходов от  отношения работника к труду  и от его заслуг, от индивидуальных  и коллективных результатов труда  и эффективности экономики в  целом, а также на то, что  имеет место дифференциация, расслоение  населения по уровню доходов,  в том числе и трудовых.

 Различия в  уровне доходов на душу населения  или заработной платы на одного  занятого называются дифференциацией  доходов, или дифференциацией  заработной платы. Дифференциация  денежных доходов работающего  населения складывается в основном  под влиянием двух факторов: дифференциации  заработной платы и дифференциации  различий в семейном положении  работников.  

2.2 Показатели неравенства  доходов  

 К показателям  неравенства доходов населения  относятся: 

1) модальный доход  – уровень дохода наиболее  встречающийся среди населения  и вычисляется по формуле:  

 Мо=Хmo + Jmo(Fmo –  Fmo-1)/(Fmo – Fmo-1) + (Fmo – Fmo+1)  

 где Хmo – начальное  значение модального интервала; 

Jmo – величина  интервала; 

Fmo – частота модального  интервала; 

Fmo-1 – частота  предмодального интервала; 

Fmo+1 – частота  послемодального интервала[8 c.64];  

2) медиальный доход  – показатель дохода, находящегося  в середине ранжированного ряда  распределения, т.е медиана характеризует  тот уровень зарплаты (дохода), который  получают 50 % работников (населения)  и вычисляется по формуле:  

 Ме=Xme+Jme(1/2∑F –  Sme)/Fme  

 где Xme – начальное  значение медианного интервала; 

Jme – величина  интервала; 

Sme - сумма накопительных  частот до медианного интервала; 

Fme – частота медианного  интервала[8 c.64];  

3) децильный (квинтильный,  квартильный) коэффициент дифференциации  доходов населения, характеризующий  во сколько раз минимальные  доходы 10% (20%,25%) богатого населения  превышают максимальные доходы 10% (20%,25%) наименее обеспеченного населения. 

4) коэффициент фондов, который определяется как соотношение  между средними доходами населения  в 10-х и первых децильных  группах. Первый дециль характеризует  уровень дохода (зарплаты), выше которого  не получает никто из 25%(20 или  10%) лиц ранжированного ряда со  стороны низкооплачиваемых. Последний  дециль характеризует уровень  дохода, ниже которого не получает  никто из 25%(20 или 10%) лиц с противоположной  стороны, т.е. высокооплачиваемых.

5) коэффициент концентрации  доходов Джинни, характеризующий  степень неравенства в распределении  доходов населения, который определяется  на основании кривой Лоренца. 

 Персональное  распределение доходов отличается  значительной неравномерностью, измерить  которую можно на основе методологии  Парето – Лоренца – Джини[4 c.448].

 Согласно «закону  Парето» между уровнем доходов  и числом их получателей существует  обратная зависимость, иначе говоря, персональное распределение доходов  устойчиво неравномерно, причем  уровень неравномерности в распределении  доходов – «коэффициент Парето»  - в разных странах приблизительно  одинаков. В концепции Парето  дифференциация доходов рассматривается  как неизменная и независимая  от социальных и политических  факторов величина.

Информация о работе Доходы, политика доходов