По степени
легальности следует различать
легальные и теневые доходы. В
отличие от легальных доходов,
имеющих юридически оправданную
форму, теневые доходы своим
источником имеют неучтенные
и противоправные виды деятельности.
Теневые доходы
можно поделить на две большие
группы. Первая – нелегальные
доходы криминального происхождения,
связанные с торговлей наркотиками,
рэкетом, контрабандой, коррупцией
и т.п. Вторая – доходы, имеющие экономическую
природу: неучтенные налоговыми службами,
но некриминальные по характеру виды деятельности
( торговля без лицензии, подпольные мастерские
и т.д. )
Рассматривая
проблему структуры и формирования
доходов, необходимо различать
трудовые и нетрудовые доходы.
К трудовым доходам принято
относить доходы, полученные в
результате трудовой деятельности
на государственных и кооперативных
предприятиях и в организациях.
Все виды доходов, полученные
вне официальных государственных
каналов, характеризуются как
нетрудовые.
К доходам населения
относятся также средства, взятые
в долг. В связи с этим выделяют
конечные и общие доходы населения.
Конечные доходы населения –
это располагаемые доходы плюс
чистые долги населения. Среднедушевой
денежный доход – сумма конечных
доходов, деленная на численность
населения страны. Общие доходы
населения включают скорректированные
располагаемые доходы и чистые
долги. Чистые долги отражают
изменение задолженностей по
ссудам, выданным гражданам кредитными
организациями и предприятиями
на потребительские цели.
Не все потоки
дохода одинаковы. Одни являются
линейными, другие – резидуальными.
Если каждый час работы оплачивается
только один раз, тогда доход
является линейным. Потоки дохода,
источником которого является
зарплата, линейны. Работнику платят
за его усилия только один
раз. И когда он не приходит
на работу, ему доход, строго
говоря, не обеспечен. В случае
резидуального дохода, после того
как работник однажды на славу
поработал, ему обеспечен денежный
поток в качестве стабильного
дохода многие месяцы, а то
и годы спустя. Ему платят вновь
и вновь за одну и ту же
проделанную работу[2 c.57].
Таким образом,
можно сказать, что доходы совершают
в экономике своеобразный кругооборот.
Поступают в семью, в обмен
на факторы производства (труд, землю,
капитал, предпринимательскую деятельность).
Обмениваясь на товары и предоставляя
семье услуги, они превращаются
в доходы тех, кто произвел
эти товары и предложил услуги.
Часть средств пойдет на финансирование
экономической деятельности, что
обеспечит семью доходами в
будущем. Свою долю доходов
получит и государство. Оно
поддержит слабых и неимущих,
создаст лучшие условия для
функционирования экономики в
целом. Это позволит семьям
не только увеличить свои доходы,
но и более щедро обеспечить
поступления средств в бюджет,
создавая благоприятные условия
для выполнения государством
его функций, в том числе
экономических.
2.Роль государства
в распределении доходов
2.1 Причины дифференциации
доходов
Распределение
доходов бывает функциональное
и персональное. Функциональное
распределение доходов отражает
реальное их распределение среди
граждан в условиях, когда возможна
однозначная идентификация социального
статуса как лица наемного
труда, так и собственника вещественного
капитала. Иными словами функциональное
распределение – это распределение
доходов между факторами: труд,
капитал, природные ресурсы и
предпринимательские способности.
Как уже упоминалось в первой
главе, в результате функционального
распределения формируются первичные
доходы. Однако такое распределение не
отражает доходы семей и частных лиц, которые
могут владеть разными производственными
факторами. Совокупные доходы населения
формируются из разных источников и перераспределяются
между семьями в зависимости от их величины
и состава. Персональное распределение
доходов измеряет распределение доходов
между семьями (условимся, что семья может
состоять и из одного человека)[4 c.448].
Основными принципами
формирования доходов населения
являются:
§ принцип распределения
по труду (по его результатам и затратам)
§ принцип распределения
по собственности (суть которого заключается
в том, что владение любым видом собственности
предполагает получение дохода)
§ принцип распределения
по социально гарантированным нормам
(предоставление определенного уровня
социальной защиты всем членам общества,
и в первую очередь социально-уязвимым
слоям населения)[8 c. 53].
Одной из центральных
проблем государственной политики
доходов является решение вопроса
о ранжировании данных принципов.
Практическое решение этого вопроса
реализуется в определенной структуре
доходов населения конкретной
страны.
Проблема неравенства
благосостояния – одна из древнейших,
как и порождаемое этой проблемой
социальное напряжение, а проще
говоря, враждебное отношение бедных
к богатым.
Как уже известно
из первой главы, люди получают
доходы в результате предоставления
находящихся в их собственности
факторов производства (своего труда,
капитала, земли) в пользование
фирмам для производства нужных
людям благ либо вкладывают
эти ресурсы в создание собственных
фирм. В таком механизме изначально
заложена возможность их неравенства.
Причины этого следующие:
• разная ценность
принадлежащих людям факторов
производства (капитал в форме
компьютера, в принципе, способен
принести больший доход, чем
капитал в форме лопаты);
• разная успешность
использования факторов производства
(работник в фирме, производящей
дефицитный товар, может иметь
более высокий заработок, чем
его коллега той же квалификации,
работающий в фирме, товары
которой продаются с трудом);
• разный объем
принадлежащих людям факторов
производства (владелец двух нефтяных
скважин получает при прочих
равных условиях больший доход,
чем владелец одной скважины)[14
c.298].
К факторам, влияющим
на изменение доходов населения
относят также следующие: социально-политические,
определяющие силу действия и
направленность других факторов
формирования доходов; социально-демографические,
которые рассматривают зависимость
доходов от пола, возраста, физической
выносливости и интеллектуальных
способностей; социально-профессиональные
(уровень образования, квалификация,
стаж работы); социально-статусные,
определяющие размеры доходов
в зависимости от места человека
в обществе и должностной иерархии;
социально-экономические (род и
вид деятельности, варианты занятости,
вид производства, форма собственности
на средства производства, условия
труда); социально-географические. Как
видно, все факторы связаны
с социальной ориентацией: политический
режим определяет направленность социальных
программ, политики доходов и заработной
платы в рамках экономической политики;
пол, возраст, способности людей, их выносливость,
институты семьи ( брачные отношения, детность
семьи ) влияют на величину совокупного
дохода, как и принадлежность человека
к определенной профессии, специальности,
наличие у него того или иного уровня образования,
квалификации и опыта ( стажа ) работы.
Социальный статус человека, проявляющийся
в том, занят он или не занят полезной общественной
деятельностью, живет в семье или без семьи,
является ребенком, подростком, учащимся,
наемным работником, также существенно
влияет на размер совокупного дохода,
как и род занятий или деятельности, вид
производства, условия труда, уровень
формирования экономической политики
в целом и политики доходов и заработной
платы в частности. Немаловажное значение
при формировании доходов имеют природно-климатические
особенности места жительства и работы,
плотность и характер расселения, национальные
особенности региона, менталитет проживающего
в нем населения.
В целом факторы,
формирующие доходы населения,
могут быть трех уровней:
• к первому
уровню относятся факторы, зависящие
от самого человека, его жизненной
позиции, его человеческого капитала
и трудового потенциала ( образования,
квалификации, опыта, вида занятости,
должностного статуса, затрат
и результатов труда, наличие
профессионального и должностного
( карьерного ) роста, наличия капитала
в любых его проявлениях ( образовательного,
профессионального, финансового
и пр. ));
• ко второму
уровню относятся факторы, связанные
с местом работы, где занят
трудовой деятельностью человек;
с той отраслью, в состав которой
входит его предприятие, учреждение,
организация, фирма; с формой
собственности предприятия, его
организационно-правовой формой; положением
фирмы на товарном, финансовом
рынках и рынке труда; с технической
оснащенностью предприятия, с
его местом расположения; развитостью
социально-трудовых отношений в
коллективе;
• к третьему
уровню относятся факторы, связанные
с экономикой страны в целом
и региональной экономикой: экономическим
потенциалом, эффективностью общественного
производства, величиной валового
национального продукта и национального
дохода, ценовой политикой и системой
налогообложения, развитостью институтов
социального партнерства при
регулировании трудовых отношений.
Эта группа факторов формирует
систему социальных трансфертов[8
c.59].
Таким образом,
рассмотренные факторы указывают
на зависимость доходов от
отношения работника к труду
и от его заслуг, от индивидуальных
и коллективных результатов труда
и эффективности экономики в
целом, а также на то, что
имеет место дифференциация, расслоение
населения по уровню доходов,
в том числе и трудовых.
Различия в
уровне доходов на душу населения
или заработной платы на одного
занятого называются дифференциацией
доходов, или дифференциацией
заработной платы. Дифференциация
денежных доходов работающего
населения складывается в основном
под влиянием двух факторов: дифференциации
заработной платы и дифференциации
различий в семейном положении
работников.
2.2 Показатели неравенства
доходов
К показателям
неравенства доходов населения
относятся:
1) модальный доход
– уровень дохода наиболее
встречающийся среди населения
и вычисляется по формуле:
Мо=Хmo + Jmo(Fmo –
Fmo-1)/(Fmo – Fmo-1) + (Fmo – Fmo+1)
где Хmo – начальное
значение модального интервала;
Jmo – величина
интервала;
Fmo – частота модального
интервала;
Fmo-1 – частота
предмодального интервала;
Fmo+1 – частота
послемодального интервала[8 c.64];
2) медиальный доход
– показатель дохода, находящегося
в середине ранжированного ряда
распределения, т.е медиана характеризует
тот уровень зарплаты (дохода), который
получают 50 % работников (населения)
и вычисляется по формуле:
Ме=Xme+Jme(1/2∑F –
Sme)/Fme
где Xme – начальное
значение медианного интервала;
Jme – величина
интервала;
Sme - сумма накопительных
частот до медианного интервала;
Fme – частота медианного
интервала[8 c.64];
3) децильный (квинтильный,
квартильный) коэффициент дифференциации
доходов населения, характеризующий
во сколько раз минимальные
доходы 10% (20%,25%) богатого населения
превышают максимальные доходы 10%
(20%,25%) наименее обеспеченного населения.
4) коэффициент фондов,
который определяется как соотношение
между средними доходами населения
в 10-х и первых децильных
группах. Первый дециль характеризует
уровень дохода (зарплаты), выше которого
не получает никто из 25%(20 или
10%) лиц ранжированного ряда со
стороны низкооплачиваемых. Последний
дециль характеризует уровень
дохода, ниже которого не получает
никто из 25%(20 или 10%) лиц с противоположной
стороны, т.е. высокооплачиваемых.
5) коэффициент концентрации
доходов Джинни, характеризующий
степень неравенства в распределении
доходов населения, который определяется
на основании кривой Лоренца.
Персональное
распределение доходов отличается
значительной неравномерностью, измерить
которую можно на основе методологии
Парето – Лоренца – Джини[4
c.448].
Согласно «закону
Парето» между уровнем доходов
и числом их получателей существует
обратная зависимость, иначе говоря,
персональное распределение доходов
устойчиво неравномерно, причем
уровень неравномерности в распределении
доходов – «коэффициент Парето»
- в разных странах приблизительно
одинаков. В концепции Парето
дифференциация доходов рассматривается
как неизменная и независимая
от социальных и политических
факторов величина.