Доходы, политика доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: рассмотреть виды доходов населения и источники их формирования в республике Беларусь, проследить за динамикой изменения получаемых населением доходов, выявить методы их государственного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить, что же собой представляют доходы населения, дать им общую характеристику.
2) Выявить причины их дифференциации, возможные направления государственного регулирования доходов.
3) Определить виды и структуру доходов населения Республики Беларусь, проследить за динамикой их изменения, охарактеризовать основные направления социальной политики нашей республик по поводу их регулирования и устранения проблемы бедности.

Содержание

Введение 4
1.Доходы населения: понятия, источники, виды. 6
1.1 Понятие и структура доходов населения 6
1.2 Виды и источники доходов 10
2.Роль государства в распределении доходов 15
2.1 Причины дифференциации доходов 15
2.2 Показатели неравенства доходов 17
2.3 Государственное регулирование доходов населения 20
3.Доходы населения в РБ и проблема их регулирования 26
3.1 Виды и источники формирования доходов населения в РБ 26
3.2 Динамика доходов в Республике Беларусь с 2000 по январь-август 2010 года 27
3.3 Направления и эффективность государственного регулирования доходов населения в Республике Беларусь. 31
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.80 Кб (Скачать документ)

 Особое значение  в политике регулирования доходов  населения имеет справедливое  распределение. 

 Справедливым  можно считать распределе¬ние, соответствующее  двум условиям:

 - Во-первых, оно должно быть рав¬ноправным, т. е. ни один из субъектов общества не предпочитает товар¬ный набор другого лица своему собственному товарному набору;

 - Во-вто¬рых, оно должно быть эффективным по Парето. Одновременно и рав¬ноправное, и эффективное по Парето распределение можно трактовать как справедливое.

 Вообще социальная  справедливость в экономической  теории - это проблема приемлемой  степени неравенства в распределе¬нии  доходов. И здесь надо сразу  сказать, что единого ответа  на этот воп¬рос у экономистов-теоретиков  не существует. Существуют наиболее  из¬вестные концепции справедливости, или справедливого распределения  доходов: эгалитаристская, утилитаристская,  роулсианская и рыночная.

 Эгалитаристская  концепция считает справедливым  уравнитель¬ное распределение доходов.  Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное  количество благ между людьми, оди¬наково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределе¬ние  поровну. 

 Утилитаристская  концепция считает справедливым  такое распределение доходов,  при котором максимизи¬руется  общественное благосостояние, представленное  суммой инди¬видуальных полезностей  всех членов общества. Математически  это можно выразить в виде  формулы, отражающей утилитаристскую  фун¬кцию общественного благосостояния:  

 где W- функция  общественного благосостояния 

 и - индивидуаль¬ная  функция полезности.

 Роулсианская  концепция основана на утверждении,  что справедли¬вым будет считаться  такое распределение, которое  максимизирует благосостояние наименее  обеспеченного члена общества. Для  обоснования своего подхода Джон  Роулс использует специфическую  мысленную конструкцию, известную  в экономической теории под  назва¬нием «вуаль неведения» (veil of ignorance). «Вуаль неведения» озна¬чает,  что при формировании принципов  справедливого распределения нужно  абстрагироваться от возможных  последствий для своего личного  благосостояния. Другими словами,  если бы была возможность устра¬нить  все, что является результатом  случая или традиции, какое бы  об¬щество мы бы выбрали, если  бы были свободны выбирать  все, что угод¬но? И если  бы мы осуществляли свой выбор  во взаимодействии с дру¬гими, такими же свободными и равными  людьми? Например, принимая решение  о правилах справедливого распределения  доходов, вы лично должны набросить  на себя «вуаль неведения»  и не принимать в расчет, кем  вы станете в результате принятия  таких правил: нефтяным магна¬том,  кинозвездой, почтальоном, учителем, бомжем и т. д. Что предпо¬чел  бы в таком случае каждый  член общества? Роулс утверждает, что в условиях «вуали неведения»  каждый предпочел бы застраховаться  от возможного падения в пропасть  бедности, и потому одобрил бы  такое распределение доходов,  при котором общество было  бы озабочено мак¬симизацией  доходов наименее обеспеченных  членов общества.

 Роулсианская  функция общественного благосостояния  имеет следующий вид:  

 Речь идет о  решении задачи «максимина», т.  е. максимизации благосостояния  лица с минимальным доходом.  Другими словами, подход Дж. Роулса  означает, что справедливость распределения  дохода зависит только от благосостояния  самого бедного индиви¬да. 

 Рыночная концепция  считает справедливым распределение  дохо¬дов, основанное на свободной  игре рыночных цен, конкурентном  меха¬низме спроса и предложения  на факторы производства. Распределе¬ние  ресурсов и доходов в рыночных  условиях производится безличнос¬тным  процессом. Этот способ никем  не придумывался и не создавался. В этом смысле и надо понимать  слова Хайека: «Эволюция не может  быть справедливой». Следовательно,  по мысли этого выдающегося  представителя либерализма, «при  подавлении дифференциации, возникающей  в результате везения одних  и невезения других, про¬цесс  открытия новых возможностей  был бы почти полностью обескровлен»[12].

 Таким образом,  наиболее важным направлением  в социальной политике при  решении вопросов защиты личных  доходов является поддержка бедных  слоев населения и справедливое  распределение доходов. Бедность  можно определить как экономическое  состояние части общества, при  котором отсутствуют минимальные  по нормам данного общества  средства существования.  
 

 Заключение  

 Доходы населения  – это поступления натуральных  и денежных средств, полученных  населением за определенный промежуток  времени и используемых в целях  потребления и накопления. Основными  видами доходов являются денежные  и натуральные. Для характеристики  доходов населения используют  три вида доходов: номинальные,  располагаемые и реальные. Структуру  доходов населения составляют  оплата труда, доходы от собственности,  социальные трансферты и прочие  доходы.

 Доходы распределяются  неравномерно между населением, поэтому говорят о дифференциации  доходов, которая складывается  в основном под влиянием двух  факторов: дифференциации заработной  платы и дифференциации различий  в семейном положении работников. Для изучения неравномерности  их распределения используется  метод группировок, в результате  которого население группируется  в: квартильные (25%-ые), квинтильные  (20%-ые), децильные (10%-ые) группы. Также  для анализа неравенства используются: коэффициент фондов, медиальный  доход, модальный доход, коэффициент  Джинни и кривая Лоренца, индекс  Парето.

 Неравенство доходов  служит причиной вмешательства  государства в экономику. Государственное  регулирующее воздействие на  доходы населения состоит в  осуществлении мер, направленных  на предотвращение негативных  социальных последствий, связанных  со становлением рыночного механизма.  Формы государственного регулирования  складываются из материальных, институциональных  и концептуальных составляющих. Государственная политика доходов  направлена на регулирование  доходов путем повышения доходов  бедных слоев населения и ограничение  доходов богатых, оказание прямой  помощи наиболее уязвимым слоям  населения через систему социального  обеспечения, нейтрализацию инфляционного  обесценения доходов и сбережений населения. Основной задачей государственной политики является справедливое распределение.

 Итак, после рассмотрения  комплекса вопросов о доходах  населения я выявила, что основными  источниками формирования доходов  населения нашей страны является  заработная плата, которую оно  получает на основном месте  работы. Это возможно связано  с нехваткой времени, то есть  люди очень много работают, что  им не хватает больше сил  на дополнительную работу, а некоторые  просто хотят посвятить себя  семье и отдыху, а некоторые  просто довольны своим основным  заработком, что не нуждаются  в дополнительном.

 Также значительная  доля доходов поступают в руки  населения вместе с социальными  трансфертами. Государство проводит  социальную политику в помощь  малоимущим слоям населения, многодетным  семья, выдает пособия по безработице,  в связи с финансовым кризисом, в котором находится наша страна, безработных стало намного больше, старается поддерживать пенсионеров,  увеличивая как можно больше  их пенсии, прилагает усилия для  того, чтобы проблема бедности  не стояла перед жителями.

 Наименьшая доля  приходится на доходы от собственности.  Это можно охарактеризовать тем,  что население нашей страны  не владеет дополнительной собственностью, которую могло бы сдавать в  аренду и получать дополнительный  заработок. 

 Анализ динамики  заработной платы показал, что  с каждым годом она увеличивается,  но несмотря на эти увеличения, жизненный уровень населения  возрастает не значительно. Очень  сказываются на благосостоянии  людей повышения цен на продовольственную  и непродовольственную продукцию,  особенно на продукцию повседневного  спроса. Министерством экономики  Республики Беларусь при участии  Комитета государственного контроля  проведены проверки экономической  обоснованности значительного повышения  цен у 375 субъектов хозяйствования  и индивидуальных предпринимателей. В 214 случаях установлены факты  завышения цен от 5% до 95% – на  продовольственные товары (рыбу, подсолнечное  масло, цитрусовые, чай, кофе, детское  питание и др.) и непродовольственные  (обои, паркет, газовые плиты, электротехника). С таким завышением цен можно  сказать, что увеличение заработной  платы незначительное и людям  ее хватает только на удовлетворение  потребностей первой необходимости. 

 Но правительство  нашей республики принимает меры  по устранению этой проблемы. И будем надеяться, что очень  скоро оно найдет выход из  ситуации. Так как благосостояние  страны зависит в первую очередь  от благосостояния населения.  Будет население удовлетворено  и в достатке, будет и страна  в хорошем экономическом положении. 

 Анализ заработной  платы также показал, что наибольшими  доходами владеют работники, занятые  банковской деятельностью и строительством.

 Таким образом  поставленные мною задачи выполнены.  Я определила, что же собой  представляют доходы населения,  дала им общую характеристику, выявила причины их дифференциации, возможные направления государственного  регулирования доходов, определила  виды и структуру доходов населения  нашей страны, проследила за динамикой  их изменения, охарактеризовала  основные направления социальной  политики нашей республики по  поводу их регулирования и  устранения проблемы бедности.  
 

 Список использованной  литературы  

1. Агапова Т. А., Серегина С.Ф. Макроэкономика  под общей ред. Сидоревича А.В.  – МГУ им. Ломоносова – 7-е  изд. – М: Дело и сервис, 2005 г. – 464 с. 

2. Ален Роберт. Множественные  источники дохода, 2008 г. 

3. Ананьев А.Н.  Политика доходов и заработной  платы: учебник/под ред. П.В.  Савченко, Ю.П. Кокина – 2-е издание  – М: Экономность, 2004 г. – 525с. 

4. Булатов А.С.  Экономика: учебник для вузов  – М: Омега-П, 2006 г. – 656 с. 

5. Васильев В.П.  Государственное регулирование  экономики – М: Дело и Сервис, 2008 г. – 143 с. 

6. Верещагина А.Л., Франческо П.А, Темичев А.М.  Роль человеческого капитала  в формировании доходов населения  в РБ//Бел. эконом. Журнал №3 2005 – с. 101 – 110

7. Видяпин В.И.  Экономическая теория: учебник –  М: Инфра-М, 2003 г. – 714 с. 

8. Горелов Н.А.  Политика доходов и качество  жизни населения/Н.А. Горелов, 2003 г. – 653 с. 

9. Готовский А.В.  Региональная дифференциация цен,  доходов населения Беларуси и  проводимая экономическая политика/А.В.  Готовский, 2006 г. 

10. Ефременко И.В., Прокофьева И.Г. Национальная  стратегия как инструмент борьбы  с бедностью//Бел. эконом. журнал  №1 2004 – с. 49-57

11. Иманова Е.В.  Доходы населения и механизмы  их формирования. Автореферат диссертации  на соискание ученой степени  кандидата экономических наук, Екатеринбург, 2009 г. 

12. Куликов Л.М.  Основы экономической теории: учебное  пособие – М: Финансы и статистика, 2001 г. – 400 с. 

13. Куркин В.М.  Реальная заработная плата в  2010-2015 годах: прогнозы и возможности//Труд  и заработная плата №4 2010 –  с. 

14. Липсиц И.В.  Экономика: учебник для вузов  - М.: Омега-П, 2006 г. – 656 с. 

15. Министерство  финансов РБ [Электронный ресурс] – www.minfin.by - Мн., 2010г. 

16. Мэнкью Н.Г.  Макроэкономика, пер. с англ. –  М: Изд-во МГУ, 1994 г. – 736 с. 

17. Национальный  статистический комитет РБ. Статистический  ежегодник [Электронный ресурс] –  www.belstat.gov.by – Минск, 2010 г. 

18. Национальный  статистический комитет РБ. Баланс  денежных доходов и расходов  населения РБ - Мн, 2009 г. 

19. Национальный  статистический комитет РБ. Социально-экономическое  положение РБ на январь-август 2010.

20. Покудов Алексей  Личные финансы. Секрет управления  – М: Вершина, 2008 г. – 188 с. 

21. Петкевич Н.В.  Справедливое партнерство//Бел.думка  №1 2008, с 8-13

22. Тарасова Е.В.  Оценка дифференциации доходов  населения внутриреспубликанских  регионов//Эконом. бюллетень №5(131).

23. Современный гуманитарный  университет. Дистанционное образование.  Политика доходов и заработной  платы – Юнита 1 – М., 2003 г. 

24. Шимов В.Н. Национальная  экономика Беларуси: учебник –  3-е издание – Мн.: БГЭУ, 2009 г.  – 751 с.

Информация о работе Доходы, политика доходов