Доходы, политика доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: рассмотреть виды доходов населения и источники их формирования в республике Беларусь, проследить за динамикой изменения получаемых населением доходов, выявить методы их государственного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить, что же собой представляют доходы населения, дать им общую характеристику.
2) Выявить причины их дифференциации, возможные направления государственного регулирования доходов.
3) Определить виды и структуру доходов населения Республики Беларусь, проследить за динамикой их изменения, охарактеризовать основные направления социальной политики нашей республик по поводу их регулирования и устранения проблемы бедности.

Содержание

Введение 4
1.Доходы населения: понятия, источники, виды. 6
1.1 Понятие и структура доходов населения 6
1.2 Виды и источники доходов 10
2.Роль государства в распределении доходов 15
2.1 Причины дифференциации доходов 15
2.2 Показатели неравенства доходов 17
2.3 Государственное регулирование доходов населения 20
3.Доходы населения в РБ и проблема их регулирования 26
3.1 Виды и источники формирования доходов населения в РБ 26
3.2 Динамика доходов в Республике Беларусь с 2000 по январь-август 2010 года 27
3.3 Направления и эффективность государственного регулирования доходов населения в Республике Беларусь. 31
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.80 Кб (Скачать документ)

 Американский  экономист О.Лоренц развил закон  Парето, предложив его графическое  изображение в виде кривой («лука») Лоренца. 

 На основе данных  о распределении доходов все  семьи можно объединить в определенные  доходные группы. Сопоставив долю  каждой из групп в совокупном  доходе, можно построить график, иллюстрирующий дифференциацию  доходов. 

 Если доходы  распределяются равномерно, то каждая  группа семей должна получать  доход, соответствующий ее удельному  весу (т.е. попарные доли населения  и доходов совпадают: 20% населения  имеют 20% совокупного дохода, а  40% населения – 40% совокупного  дохода и т.д.), то все точки  на графике будут находится  на линии абсолютного равенства  доходов. Эта ситуация означает  полное отсутствие концентрации  доходов в руках какой-либо  группы населения, чего в реальной  жизни не бывает. На рисунке  эта ситуация отображена биссектрисой  ОЕ.

 Чем более неравномерное  распределение ( т.е. чем выше  концентрация доходов у некоторых  групп населения ), тем дальше  отходит кривая Лоренца от  линии абсолютного равенства,  тем более выпуклой она становится. Абсолютное неравенство - это  такой случай, когда все население  не имеет доходов, кроме одного  человека или одной семьи, которые  получают весь доход. В реальной  жизни пределом натяжения «лука»  Лоренца считается момент, когда  на долю беднейших 40% населения  приходится 12-13 % общей суммы доходов  семей страны, а разрыв в уровнях  доходов 10% наиболее и 10% наименее  обеспеченного населения начинает  превышать 10 раз. Эта ситуация  считается границей социальной  стабильности.  

 Таблица 2 –  распределение доходов между  семьями 

% семей % дохода 

 Абсолютное равенство  Абсолютное неравенство 

0

20

40

60

80

100 0

20

40

60

80

100 0

0

0

0

0

100  
 

 Пример - Рисунок  1 – Кривая Лоренца  

 Коэффициент концентрации  доходов (индекс Джини) представляет  собой величину отклонения фактического  распределения доходов населения  от линии их равномерного распределения.  Он определяется отношением площади  фигуры, образованной кривой Лоренца  и линией абсолютного равенства,  к площади всего треугольника  ОEF. Величина коэффициента может  варьировать от нуля до 1 и от  нуля до 100%. При этом чем выше  значение показателя, тем более  неравномерно распределены доходы  в обществе.

6) Для определения  общего направления изменений  в распределении доходов используется  коэффициент направленности процесса  стратификации населения – отношение  численности населения с доходами  ниже прожиточного минимума к  численности населения с доходами  выше бюджетного высокого достатка  в расчете на 1 тыс. человек.  

2.3 Государственное  регулирование доходов населения  

 В любом обществе  политика доходов – это часть  государственной социально-экономической  политики. Она обусловлена теми  экономическими институтами, которые  существуют в государстве в  конкретный момент времени; теми  приоритетами, которые определило  государство; теми инструментами,  которые оно использует. В самом  общем виде экономическая политика, и политика доходов в том числе, определяется степенью вмешательства государства в экономику: масштабами, формами и интенсивностью этого вмешательства.

 Государственная  политика доходов направлена  на решение следующих задач: 

1) регулирование  доходов путем повышения доходов  бедных слоев населения (в том  числе путем установления минимальной  заработной платы и пенсии); и  ограничение доходов богатых  с помощью прогрессивной ставки  подоходного налога;

2) оказание прямой  помощи наиболее уязвимым слоям  населения через систему социального  обеспечения; 

3) нейтрализация  инфляционного обесценения доходов  и сбережений населения[7 c.566].

 Качественные  сдвиги в развитии производства, рост объемов продукции и ее  качества невозможны без глубоких  преобразований во всем хозяйственном  механизме, одним из важнейших  звеньев которого является регулирование  доходов и оплаты труда. В  условиях рыночной экономики  существуют объективные и субъективные  факторы, которые обязательно  надо учитывать при организации  заработной платы. Государственное  регулирование относится к числу  субъективных факторов.

 Можно выделить  следующие наиболее существенные  цели государственной концепции  доходов: 

 • приоритетным  направлением в политике доходов  должно стать повышение реальной  заработной платы, для чего  необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность и сделать  платежи по ней первоочередными,  принять законы о возмещении  ущерба при невыплате заработной  платы; 

 • необходимо  ускорить процесс сближения минимальной  заработной платы со средним  прожиточным минимумом. Для этого  следует освободить минимальную  заработную плату от функций  регулирования социальных трансфертов,  так как это сдерживает ее  повышение, ибо связано со значительными  бюджетными расходами; 

 • для обеспечения  реального увеличения доходов  необходимо усилить разграничения  между налогообложением заработной  платы и предпринимательских  доходов, установив более льготный  порядок для наемных работников  и к ним приравненных;

 • следует  укрепить финансовую базу пенсий  путем увеличения номинального  размера заработной платы, отчисления  от которого формируют Пенсионный  фонд;

 • законодательно, организационно и экономически  сформировать механизмы регулирования  доходов населения с учетом  территориальных особенностей жизнедеятельности. 

 Политика государственного  регулирования доходов осуществляется  по всем статьям социальных  расходов государственного бюджета. 

 Государственное  регулирующее воздействие на  доходы населения состоит в  осуществлении мер, направленных  на предотвращение негативных  социальных последствий, связанных  со становлением рыночного механизма.  Формы государственного регулирования  складываются из материальных, институциональных  и концептуальных составляющих.

 Материальное  основание государственного регулирования  доходов зависит от объемов  национального производства и  размеров той доли, которая перераспределяется  централизованно через государственный  бюджет. Институциональная основа  связана с организацией процесса  перераспределения и деятельностью  соответствующих учреждений. Концептуальная  опирается на использование той  или иной теории в правительственной  социальной политике.

 Государственный  механизм регулирования достаточно  сложен и включает первичное  распределение (оплату труда,  другие первичные доходы населения  и предприятий); перераспределение  через государственный бюджет, налоговую  и трансфертную системы; конечное  распределение, осуществляемое через  операции и услуги населению. 

 В ходе первичного  государственного распределения  доходов устанавливается верхний  предел увеличения номинальной  заработной платы в государственном  секторе. Первичное регулирование  доходов используется государством  как для повышения конкурентной  способности национальной продукции,  поощрения инвестирования, так и  для сдерживания роста заработной  платы и инфляции.

 Перераспределение  доходов осуществляется через  государственный бюджет, состоит  из дифференцированного налогообложения  различных групп, получателей  доходов и социальных выплат  населению. 

 Организуя бюджетное  перераспределение доходов, государство  решает несколько проблем: повышение  доходов малоимущих слоев населения,  создание нормального воспроизводства  рабочей силы, ослабление социальной  напряженности. 

 Можно выделить  следующие методы: экономические,  законодательные, согласительные, административные.

 К экономическим  методам относятся: определение  минимальных размеров оплаты  труда, налоговая политика, регулирование  оплаты труда работников организаций  бюджетной сферы и государственных  служащих, занятости и др.

 Рост минимальной  заработной платы зависит от  экономических возможностей, сложившихся  в обществе на определенном  этапе. Если не учитывать этот  фактор, то это может привести  к задержкам выплат заработной  платы работников, к дефициту  бюджета и т.д. 

 Налоговые поступления  в бюджет обеспечивает налоговая  политика, без этого невозможно  организовать перераспределение  доходов, наладить эффективное  стимулирование экономического  роста. 

 Регулируя оплату  труда в бюджетной сфере, государство  исходит из своих экономических  возможностей. Усилиями этой сферы  формируется человеческий потенциал  любого общества. Повышая расходы  на содержание этой сферы, государство  осуществляет социальную ориентацию  экономики на развитие личности. Существует и обратная связь:  более сложный, творческий труд  создает в единицу времени  большую массу продукции, что  ведет к экономическому росту. 

 Важное место  в регулировании доходов занимают  вопросы разработки их законодательной  и нормативной базы, которая является  исходным моментом всего процесса  регулирования. Нормативы используются  для расчетов нормативных потребительских  бюджетов, нормы рабочего времени  – для определения режимов  рабочего времени, длительности  отпусков, создания безопасных условий труда; ставки налогов – для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные налоги и др.)

 Административные  методы базируются на силе  власти и включают меры запрета,  разрешения или принуждения. 

 С переходом  к рыночной экономике в добавок  к уже существующим появились  новые административные методы. К ним относятся: образование  и поддержание минимально допустимых  параметров жизни населения, ниже  которых – нищета; защита интересов  нации – лицензирование экспорта  или государственный контроль  над импортом.

 Согласительные  методы находят широкое распространение  и считаются самыми экономическими  и «бескровными» во многих  странах. Социальное партнерство  – согласование действий правительства,  предпринимателей и наемных работников  по вопросам динамики оплаты  труда и социальных трансфертов. 

 В соглашениях  разного уровня отражаются вопросы  о размерах минимальной оплаты  труда, тарифных ставок, социальных  выплат о порядке индексации  доходов, продолжительность рабочего  времени, возмещении вреда, гарантиях  трудовых прав, охране труда, обеспечении  жильем и др.

 Коллективно-договорная  система является эффективной  формой регулирования заработной  платы лиц наемного труда. 

 Особое значение  имеет проблема защиты денежных  доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой  целью применяется индексация, т.е.  увеличение номинальных доходов  в зависимости от роста цен[7 c.569].

 Цель индексации  в широком смысле можно сформулировать  как политику государства в  области регулирования доходов  населения. В более узком смысле  слова – это компенсация потерь  населения, связанных с ростом  потребительских цен. 

 Индексироваться  могут все программы социального  развития и социального обеспечения:  фиксированные доходы населения,  оплата труда, накопления населения. 

 Механизм осуществления  индексации может быть разным: индексация всех видов доходов;  индексация доходов населения,  живущих ниже прожиточного минимума; она может быть ограничена  профессиональным, территориальным  или официальным общегосударственным  минимумом заработной платы. Размер  индексации может зависеть от  коэффициента семейной нагрузки (числа детей и других иждивенцев, приходящихся на одного работающего).

 Очевидно, что  при любом методе наиболее  защищенными должны быть граждане, имеющие низкие доходы (оплату  труда, пенсии), лица с относительно  высокими доходами от роста  потребительских цен могут быть  защищены лишь частично.

Информация о работе Доходы, политика доходов