Долгосрочное прогнозирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:17, реферат

Описание

Целью курсовой работы является долгосрочное прогнозирование национальной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть прогнозирование экономической динамики;
рассмотреть процедуру долгосрочного экономического прогнозирования;
рассмотреть долгосрочное прогнозирование экономики России.

Содержание

Введение 3
1.Прогнозирование национальной экономики 6
1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 6
1.2 Методика экономического прогнозирования 11
2. Долгосрочное прогнозирование национальной экономики 17
2.1 Разработка концепции социально-экономического развития страны 17
2.2 Процедура долгосрочного экономического прогнозирования 20
2.3 Долгосрочный прогноз развития национальной экономики России 22
Заключение 33
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ - копия.docx

— 88.86 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение 3

1.Прогнозирование   национальной экономики 6

1.1 Место прогнозирования  в системе государственного регулирования  экономики 6

1.2 Методика  экономического прогнозирования 11

2. Долгосрочное  прогнозирование национальной экономики 17

2.1 Разработка  концепции социально-экономического  развития страны 17

2.2 Процедура  долгосрочного экономического прогнозирования 20

2.3 Долгосрочный  прогноз развития национальной  экономики России 22

Заключение 33

Список литературы 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства  страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве  формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных  сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей — добывающей и обрабатывающей.

В экономической теории среди предприятий  материальной сферы выделяют предприятия по производству средств производства и производству предметов потребления.

Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные  знания и информация; произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.

Непроизводственная сфера необходима обществу, т.к. в нее входят содержание армии, судебные и юридические органы, религиозные учреждения, другие общественные организации.

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию 
"национальная экономика". В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии 
Василий Леонтьев: "Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности".

Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно отнести  и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. 
Национальная экономика — исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Основу национальной экономики  составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Мировой опыт показывает, что при  становлении рыночной экономики  происходит структурная перестройка  национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально- экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

Объектом исследования курсовой работы являются  социально-экономическое развитие  национальной экономики.

Предметом  исследования является долгосрочное прогнозирование национальной экономики.

Целью курсовой работы является долгосрочное прогнозирование национальной экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть прогнозирование экономической динамики;
  • рассмотреть процедуру долгосрочного экономического прогнозирования;
  • рассмотреть долгосрочное прогнозирование экономики России.

В процессе написания работы использовались материалы периодической печати, экономическая литература, следующих авторов:  С.Ю. Глазьев, В.И. Кушлин, В.Г. Игнатов, А.Н. Седов и р.

1.Прогнозирование национальной экономики

1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики

Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозы развития экономики  и сопряженных сфер, концепцию  социально-экономического развития,  программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей  рационального руководства  экономическим развитием насущно необходима разработка индикативного плана[3, с. 101].

Прогнозирование есть составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие  проблемы и определить направления  развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами  для выработки и обоснования   социально-экономической политики государства [10, с. 161].

Разработка экономических  прогнозов является важной и необходимой  частью системы управления социально-экономическими процессами, как  страны в целом,  так и для каждого субъекта Российской Федерации.

В состав разрабатываемых  прогнозных документов входят:

Частные прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни, таких  как:    демографическая ситуация в стране, состояние природной среды, включая такие сферы как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы, состояние научно технических достижений и их внедрения в производство,   величина и динамика спроса населения на товары и услуги, прогнозы основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций, прогнозы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности [10, с. 33].

Комплексный экономический  прогноз, отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования. К комплексным прогнозам можно также отнести  прогнозы регионов страны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов. Еще одним видом комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.

Разработка комплексного экономического прогноза преследует две  цели:

Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической  и социальной политики.

Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей  проекта государственного бюджета  страны[2, с. 161].

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.

Прогнозированием, т.е. предвидением тенденций будущего развития, последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях и реализации принимаемых решений, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственном прогнозировании — предвидении будущего, которым, занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.

Прогнозирование выполняет три основных функции в государственном регулировании рыночной экономики:

1. предвидение возможных тенденций и цикличных колебаний социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации Общества;

2. предвосхищение  вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;

3. своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков [3, с. 74].

Экономическое и  социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому и прогнозы обычно - многовариантные, чтобы оценить возможные перемены. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно стечения случайных обстоятельств, чтобы траектория динамики системы резко изменилась.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь предприятия, организации, банки, холдинги принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу[11, с.41].

Прогнозы нужны  государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования. Выделяют три основные функции стратегического планирования в рыночной экономике. Во-первых, определение перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития и трансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства. В-третьих, выработка механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития.

Методы стратегического  планирования впервые были использованы в России в 1918 г. при разработке плана ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при подготовке под руководством Н.Д. Кондратьева проекта пятилетнего плана развития сельского и лесного хозяйства, а затем при разработке проекта первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в двух вариантах. В дальнейшем стали разрабатываться директивные Одновариантные пятилетние планы которые сыграли важную Роль в индустриализации и предвоенном развитии народного хозяйства СССР[10, с. 45].

Рыночные реформы  начала 90-х гг. начались с разрушения прежнего, во многом эффективного механизма перспективного планирования. Новый, адекватный условиям рыночной экономики механизм не был создан.

Индикативное  планирование направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с государственным бюджетом. Оно отличается от директивного планирования не только меньшим числом и укрупненным характером показателей и нормативов, но и тем, что включаемые в него индикаторы не носят обязательного характера для частных и смешанных предприятий, а служат для них ориентиром. Для предприятий государственного сектора и государственных органов управления эти показатели обязательны. Индикативное планирование в СССР впервые введено в практику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народного хозяйства на очередной год. Оно широко используется во многих зарубежных странах.

Информация о работе Долгосрочное прогнозирование национальной экономики