Долгосрочное прогнозирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:17, реферат

Описание

Целью курсовой работы является долгосрочное прогнозирование национальной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть прогнозирование экономической динамики;
рассмотреть процедуру долгосрочного экономического прогнозирования;
рассмотреть долгосрочное прогнозирование экономики России.

Содержание

Введение 3
1.Прогнозирование национальной экономики 6
1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 6
1.2 Методика экономического прогнозирования 11
2. Долгосрочное прогнозирование национальной экономики 17
2.1 Разработка концепции социально-экономического развития страны 17
2.2 Процедура долгосрочного экономического прогнозирования 20
2.3 Долгосрочный прогноз развития национальной экономики России 22
Заключение 33
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ - копия.docx

— 88.86 Кб (Скачать документ)

Каковы функции индикативного планирования в рыночной экономике? Во-первых, оно позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизируют и реализуют приоритеты стратегических планов. Во-вторых, производится увязка индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, в результате чего реализация этих индикаторов и воздействие на них государства становятся более конкретными и реальными. В-третьих, оно приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана. Это создает условия для повышения заинтересованности предприятий любой формы собственности в реализации индикативного плана [8, с. 41].

Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов. Целевая программа — это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой. Новым инструментом государственного регулирования социально-экономического развития являются национальные проекты, концентрирующие ресурсы на решении приоритетных социальных проблем.

Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности корпораций. Возможны и межгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.

Таким образом, прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно взаимосвязаны и играют ключевую роль в государственном регулировании развития рыночной экономики [10, с.84].

1.2 Методика экономического прогнозирования

Методология экономического прогнозирования представляет собой  совокупность теоретических подходов и методических приемов, которые применяются в процессе разработки экономических прогнозов. Баланс народного хозяйства  служит методологической и информационной основой прогнозирования динамики физических объемов макроэкономических переменных.  Система национальных счетов служит методологической и информационной основой прогнозирования динамики финансовых показателей.

Методика экономического прогнозирования - набор рабочих  приемов, формирующих технологию прогнозирования, которыми пользуются разработчики прогнозов в своей работе. Применяемые в настоящее время методические подходы к разработке прогнозных показателей главным образом основываются на системе прямых расчетов и экспертных оценок. Лишь по отдельным блокам показателей проводятся модельные расчеты, с использованием производственных функций различного вида и  сложности, а также  системы эконометрических моделей малой размерности [5, с. 47].

Методологические  подходы к прогнозированию экономического развития страны.

Возможны по крайней мере два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов:  генетический и теологический.

Генетический  подход исходит из анализа предистории развития объекта, фиксирует его основополагающе факторы, определяющие особенности развития и на этой основе делает выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов.  Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли и не принимаются во внимание. Наиболее ярким представителем данного подхода являлся Н.Д.Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход  больше присущ активным участникам происходящих в экономике явлений. Он исходит из определения целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к поставленным задачам.

Методологические  и методические вопросы прогнозирования  социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым  Правительство поручает разработку прогнозов. В частности,  сводный экономический прогноз разрабатывается министерством экономики России.  Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Практика проведения макроэкономических прогнозных расчетов показывает, что ее главные проблемы связаны с недостаточной разработанностью системы национальных счетов.  Лежащая в основе прогнозных расчетов методология пока фрагментарна и не позволяет получить системное представление об экономических процессах, происходящих в рыночных условиях.

Система прогнозных расчетов, которая по степени охвата и комплексности соответствовала  бы используемой ранее системе баланса  народного хозяйства, но которая  позволила бы осуществлять взаимоувязанное  прогнозирование и проведение вариантных расчетов методологии национальных счетов, пока находится в стадии  формирования. Отсутствие такой методологически взаимоувязанной системы приводит к недостаточной обоснованности прогнозов.

Применяемая ныне  технология прогнозирования не позволяет  обеспечить достаточную взаимную увязку макроэкономических, отраслевых, секторальных параметров развития экономики и  показателей развития институциональных  единиц. Расчеты макроэкономических, отраслевых,  секторальных показателей и показателей институциональных  единиц проводятся часто обособленно, а их балансирование не всегда осуществляется.

Требуются дальнейшие усилия  по разработке нового инструментария прогнозирования физических объемов макроэкономических показателей, а также финансовых показателей воспроизводства в их взаимосвязи.

Баланс народного  хозяйства  необходимо использовать как информационную основу прогнозирования динамики физических объемов макроэкономических переменных. Обычно речь идет о долгосрочных расчетах.

Ориентация на практическое использование в прогнозной работе баланса народного хозяйства  определяет принципы и возможности, которые должны  быть заложены в  разрабатываемую систему таблиц: сопряжение  сводных макроэкономических таблиц с показателями частных  прогнозов, для чего разрабатываются таблицы сопряжения и определяется соответствующая номенклатура показателей; обеспечение увязки сводных макроэкономических таблиц с укрупненным межотраслевым балансом; возможность макроэкономических модельных расчетов путем обеспечения функциональных связей между показателями  таблиц.

Исходя из сформировавшихся требований по широте охвата  и комплексности отражения экономических процессов в аналитических и прогнозных расчетах, сводные макроэкономические таблицы должны отражать: основные стадии процесса  воспроизводства: производство, распределение и использование продукции, динамику ресурсов; взаимодействие между факторами производства в процессе создания продукта; связь характера распределения продукта с динамикой ограниченных производственных ресурсов [5, с. 45].

Систему национальных счетов необходимо использовать как  информационную основу при прогнозировании взаимосвязи и динамики финансовых показателей. Обычно речь идет о среднесрочных и краткосрочных расчетах.

Важной проблемой  является взаимоувязка финансовых параметров развития экономики и параметров развития реального сектора. Решение этой проблемы требует совершенствования методологии прогнозных расчетов, формирует требования к построению и обобщению  таблиц системы национальных счетов.

Исходя из принципов  методологии системы национальных  счетов, комплекс сводных макроэкономических таблиц формируется на основе: интеграции сферы услуг в систему расчетов  как производительного сектора; соблюдения при построении агрегатных таблиц принципа двойной записи; подробного раскрытия финансового аспекта развития экономики и финансовых потоков.

Поэтому должна быть выделена группа таблиц, которая  раскрывает структуру валового внутреннего продукта в разрезах производства добавленной  стоимости, по источникам формирования доходов, по направлениям использования продукта (на потребление и накопление). Это  группа обобщающих сводных счетов, целостно отражающих различные стороны экономической деятельности хозяйства страны и основные стадии воспроизводственного процесса. В таблице производства валового внутреннего продукта показываются объемы производства добавленной стоимости. Таблица  валового внутреннего продукта и дохода определяет общую  структуру доходов, получаемых в экономике. Использование валового внутреннего продукта характеризует направления и объемы использования ресурсов. Эти таблицы обобщенно отражают основные показатели воспроизводственного  процесса.

Другая группа таблиц призвана давать более детально экономическую деятельность институциональных единиц и функциональных направлений.

Баланс доходов  и расходов домашних хозяйств отражает источники формирования доходов населения, направления их  использования, а также объем сбережений населения, выступающих как один из основных источников накопления.

Счета доходов  и расходов государства представляются в виде  счета доходов и расходов федерального бюджета, внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Федерации. В данных счетах представлены в агрегированном виде доходные статьи и функциональные направления расходов федерального бюджета и  бюджетов субъектов Федерации. Сальдирующие статьи данных  счетов характеризуют избыток или дефицит финансовых ресурсов федерального правительства и местных органов исполнительной власти.

Счет внешнеэкономических  операций отражает внешнеэкономические  взаимоотношения, определяемые на основе платежного баланса. Основной функцией данного счета является  определение взаимосвязей национальной экономики и остального мира. Балансирующая статья данного счета (чистое кредитование или чистое заимствование) соответствует величине финансовых ресурсов переданных или полученных от остального мира.

Счет операций с капиталом характеризует валовые  сбережения и накопления и показывает, какими источниками сбережений (население, предприятия, государство и остальной мир)  финансируется валовое накопление.

Счет денежно-кредитной  сферы отражает взаимодействие  институциональных единиц, включая банковскую сферу в части денежных потоков кредитных операций.

Целесообразна разработка также сводной таблицы доходов,  расходов, в обобщенной форме показывающей  потоки финансовых ресурсов между институциональными единицами.

Названные выше таблицы недостаточно полно раскрывают воспроизводственные связи в отраслевом разрезе. Решение этой задачи обеспечивает одновременная с системой макроэкономических таблиц  разработка межотраслевого баланса в методологии национальных счетов.

Применительно к  субъектам Российской Федерации  представляется оправданным и необходимым использование элементов национальных счетов на региональном уровне. Базой для  этого являются отчетные показатели валового регионального  продукта (ВРП), методика расчета которого была разработана  Госкомстатом России и уже использовалась для определения  этого показателя по регионам.

Поскольку каждый субъект Федерации составляет свой бюджет, то с учетом некоторых корректировок он может стать основой счета доходов и расходов  органов государственной власти региона. Разработка остальных счетов затруднена, прежде всего, проблемами учета ввоза-вывоза и импорта-экспорта товаров и услуг в региональном разрезе.

Совершенствование методов разработки прогнозов в  основном заключается в более  широком использовании модельного  аппарата для получения количественных и качественных результатов. В настоящее время подавляющая часть прогнозных параметров получается на основе экспертных оценок. Поскольку  отсутствует формальная процедура получения показателей, возникает возможность их произвольного и несогласованного изменения. Этим снижается точность и достоверность прогноза.  Более широкое использование модельных схем расчетов позволяет получать согласованные оценки параметров и при изменении одного из них отслеживать соответствующие изменения  других. Это значительно сузит возможности произвольной корректировки прогнозных показателей[1, с. 78].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Долгосрочное прогнозирование  национальной экономики

2.1 Разработка концепции социально-экономического развития страны

Концепция социально-экономического развития страны -  набор показателей, характеризующих цели, стратегию и средства социально-экономического развития страны на будущее.

Задача государственного регулирования экономики и лежащей  в  ее основе концепции экономической  политики – это компромисс  между  многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального  блага в рамках существующего  строя [4, с.49 ].

Системная  реализация государственной экономической  политики требует разработки концепции  экономического развития, которая соответствовала  бы целям,  и реальным возможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.

Информация о работе Долгосрочное прогнозирование национальной экономики