Долгосрочное прогнозирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:17, реферат

Описание

Целью курсовой работы является долгосрочное прогнозирование национальной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть прогнозирование экономической динамики;
рассмотреть процедуру долгосрочного экономического прогнозирования;
рассмотреть долгосрочное прогнозирование экономики России.

Содержание

Введение 3
1.Прогнозирование национальной экономики 6
1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 6
1.2 Методика экономического прогнозирования 11
2. Долгосрочное прогнозирование национальной экономики 17
2.1 Разработка концепции социально-экономического развития страны 17
2.2 Процедура долгосрочного экономического прогнозирования 20
2.3 Долгосрочный прогноз развития национальной экономики России 22
Заключение 33
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ - копия.docx

— 88.86 Кб (Скачать документ)

Главной задачей  при разработке концепции социально-экономического развития является рост благосостояния населения страны, формирование благоприятной для жизни и трудовой деятельности среды. Это находит отражение в показателях уровня жизни и благосостояния населения, рассмотренных выше.

Еще одной важной целевой установкой при разработке и реализации концепции социально-экономического развития страны является обеспечение дальнейшего экономического развития при соблюдении принципов общего экономического равновесия.

С одной стороны  речь идет о достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг. С  другой стороны - соблюдение рыночных принципов при воспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов), что достигается тогда, когда распределение продукта по направлениям конечного использования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом данного фактора в прирост произведенного продукта[20, с. 47].

Этапы разработки концепции социально-экономического развития. Разработка концепции государственной экономической  политики базируется на следующих элементах:

Анализ положения  дел в экономике. С него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые  точки» в экономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решения проблем, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательных явлений.

Выработка и обоснование  целей. Он начинается с определения  всех возможных  целей вообще, с так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; она относится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или  качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут быть одновременно разные характеристики, в  этом случае следует выделить главные из них с точки зрения современной ситуации[6, с. 77].

Цели также  различают по масштабам воздействия  их исполнения на народное хозяйство и по количественным  параметрам затрат, по возможности институционального, финансового и кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.

Упорядочение  целей, построение дерева целей - это  задача формирования динамичной  системы  целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

Дерево целей - систематизированный набор целевых  установок социально-экономического развития.

Генеральной целью  государственного регулирования экономики  является укрепление и совершенствование  существующего  социально-экономического строя.

Целями первого  уровня выступают:

- повышение уровня жизни населения страны.

- поддержание социальной стабильности в обществе.

- обеспечение развития экономики страны в будущем.

-  экологическая безопасность страны.

Целями второго  уровня являются более детальные  показатели, характеризующие условия выравнивания  экономического  цикла, совершенствование структуры национальной экономики.

Все эти цели вместе с генеральной, образуют дерево целей.

Принципы разработки целей государственного регулирования:

- Адекватность  существующему строю. Соответствие  генеральной цели  деятельности  государства – сохранению, укреплению  и совершенствованию существующего строя, решению задач повышения уровня жизни народа.

- Научная обоснованность. Оправданны постановка и осуществление  любой цели,  которая улучшает положение в экономике в целом, в отдельном  секторе или на хозяйственном объекте, не нанося ущерба другим. Если достижение данной цели ведет к нанесению ущерба другим объектам, то этот ущерб должен быть полностью возмещен.

- Взаимосвязь  набора целевых установок. Любая  цель государственного регулирования  может быть поставлена и достигнута только  во взаимодействии со всеми остальными целями в соответствии с  ее местом в системе приоритетов целей.

-  Реальность  целевых установок.  Поставленные  цели должны находиться в рамках  возможного, т. е. не только в пределах существующих юридических норм  (их в случае крайней необходимости можно изменить в соответствии с установленной процедурой), но и в пределах реальных границ.

- Приемлемость  целей членами сообщества. Поставленные  цели должны быть ясны, понятны  и желательны широким массам  избирателей, союзам по экономическим интересам.

Анализ применимости инструментов государственного регулирования.

Сюда относятся  выяснение условий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени  совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности  обоснования необходимости их применения.

Важным остается вопрос о возможностях и границах применения административных методов и  средств государственного регулирования, таких как государственное программирование экономики, национализация частной собственности,  поддержка развития  государственного сектора[11, с. 104].

2.2 Процедура  долгосрочного экономического прогнозирования

Прогнозирование есть составная  часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие  проблемы и определить направления  развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами  для выработки и обоснования   социально-экономической политики государства.

Разработка экономических  прогнозов является важной и необходимой  частью системы управления социально-экономическими процессами, как  страны в целом,  так и для каждого субъекта Российской Федерации.

Прогнозы экономического развития страны разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный - на 7-10 лет, и среднесрочный  - на период от трех до пяти лет, краткосрочный - до одного года.

Долгосрочный прогноз  служит основой для разработки концепции  социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики, данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, а также  концепции и программ социально-экономического развития страны.

В целях всеобщего ознакомления данные долгосрочных и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Основанием для разработки прогноза является постановление Правительства, которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному периоду. Опираясь на этот документ министерство экономики, разрабатывает основные показатели  прогноза (включающие около 10 основных макроэкономических показателей), как правило, в двух-трех вариантах, которые в  комплекте с методическими материалами доводятся до министерств, ведомств и регионов в начале весны.

С учетом  этих исходных показателей министерства, ведомства и регионы разрабатывают более детальные прогнозы и направляют их в Минэкономики к концу весны – началу лета.  На следующем этапе Минэкономики обобщает полученную  информацию, уточняет и согласовывает прогнозные параметры и формирует прогноз социально-экономического развития. Он направляется в правительство и может быть уточнен,  исходя из новых установок.

После этого прогноз одобряется решением правительства и  становится основой для разработки проекта бюджета. Этот этап  завершается примерно в июне.

Министерство финансов на основе  согласованных прогнозных показателей разрабатывает проект государственного бюджета и направляет его в федеральное правительство.

В начале осени комплект документов из прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета  направляется правительством в Государственную Думу. Дума  рассматривает, вносит изменения и затем утверждает показатели федерального бюджета.

С учетом уже утвержденного  бюджета и текущей информации по экономической ситуации Минэкономики проводит уточнение параметров прогноза и в конце года  направляет итоговый документ в правительство.

Как следует из вышеизложенного, технология разработки  прогнозов многое заимствовала из технологии обоснования народнохозяйственных планов.

Государственное прогнозирование  базируется на информации, предоставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и администрации  ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих  региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации  по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере - Центральный банк, по исполнению бюджета - Министерство финансов, по таможенной статистике - Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Она  обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что адекватно раскрывает сущность экономики рыночного типа. Наконец,  она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц экономики на  различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой. Надо отметить, что система национальных счетов не вполне полно и адекватно характеризует движение вещных и личных факторов производства, поэтому в лучшем случае должна быть дополнена показателями баланса народного хозяйства[2, с. 48].

Каждой стадии воспроизводства  соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение  массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной  стоимости через цикл воспроизводства, от производства до  использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов  может применяться как при проведении макроэкономических  расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое[10, с. 101].

2.3 Долгосрочный прогноз развития национальной экономики России

Основные варианты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

  • степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах; интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
  • модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;
  • укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности; интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса; интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени  реализации этих факторов выделяются два качественно отличных сценария социально-экономического развития в  долгосрочной перспективе – консервативного (энерго-сырьевого) и инновационного развития.

В качестве целевого долгосрочного варианта прогноза, отвечающего основным задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (КДР), предлагается инновационный умеренно-оптимистичный вариант прогноза.

I. Инновационный сценарий (вариант Inn) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение  инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Частные и государственные  расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы  на образование – соответственно до 6,3% и 7,0% ВВП (в 2010 году – 5,2% ВВП). Расходы  на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 3,0% ВВП в 2020-2030 годах, что  сопоставимо с параметрами развитых стран. При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности  экономики: энергоемкость ВВП по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,6 раза к 2010 году и в 2030 году соответственно в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,4% в 2011-2030 гг., без учета эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике.

Информация о работе Долгосрочное прогнозирование национальной экономики