Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:12, курсовая работа
Целью работы является изучение положительного влияния естественной монополии на развитие, как государства, так и жизнь общества. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность понятия естественная монополии;
- определить роль естественной монополии в экономике;
-рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии;
-выделить перспективы развития естественной монополии.
Введение……………………………………………………….…….……….…....3
1. Возникновение и сущность естественных монополий.……………………...5
1.1. Роль естественных монополий в национальной экономике………………………………………………………………………….8
2.Государственное регулирование, проблемы реформирования и перспективы развития естественной монополии………………….…..………12
2.1.Проблемы реформирования естественных монополий в РФ.………........15
2.2.Перспективы развития естественных монополий в РФ.…………..….......18
Заключение……………………..………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Сохраняется напряженность
и во взаимоотношениях между РАО
«ЕЭС России» и независимых
Главная проблема российской электроэнергетики – неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. В настоящее время около1/3 установленных мощностей электростанций(200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется около млрд. кВтч электроэнергии.
Газовая промышленность. РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.
«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Среди факторов, определяющих
устойчивость позиций «Газпрома» на
мировом рынке, - уникальность ресурсной
базы и наличие развитой системы
газопроводов. В создании единой системы
газоснабжения Россия определила страны
западной Европы, где подобная система
только начинает формироваться. Так, в
Германии «Газпром» имеет мощную
систему газопроводов, позволяющую
выйти непосредственно на потребителя
и тем самым существенно
Экономические и финансовые
успехи «Газпрома» во многом объясняются,
во-первых, началом реформирования
газовой отрасли в 1989 г., что дало
концерну два дополнительных года для
адаптации к новым условиям хозяйствования.
Во-вторых, к началу реформ «Газпром»
располагал опытом работы на внешних
рынках. Ему удалось успешно
Жесткая вертикальная организационная
структура «Газпрома» позволяет
ему разрабатывать и
Избранная «Газпромом» модель
развития определяет характер и направления
взаимодействия корпорации с государством.
Лишь в качестве крупной компании
– естественной монополии – «Газпром»
способен в обозримом будущем
стать мощным «локомотивом» экономики
России. Демонополизация «Газпрома»
означала бы создание благоприятных
условий для внешних
Нецелесообразность
Железнодорожный транспорт. Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около 80%. Удельный вес ж/д транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция – перевозки – создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.
Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2.5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.
В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового.
Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, ж/д транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии и должна подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределение ресурсов объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородняя и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в России должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию. На ж/д транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями ж/д транспорта. В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильное проведение реконструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. Нередко встречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям «обоснованно» завышать цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке.
В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на ж/д транспорте необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем:
Использование заемного капитала
также может привести к росту
эффективности корпоративно-
Инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала.
Заключение.
Функционирование естественных
монополий должно стать приоритетным
направлением координирующей промышленной
политики Министерства экономики РФ,
которую надо строить на основе перспективных
прогнозных оценок потребностей в услугах
и продукции естественных монополий
на отечественном и мировом
Для развития экономики необходимо совершенствование законов, тщательное регулирование деятельности естественных монополий. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.
Приоритетной задачей правительства должно стать регулирование уже существующих естественных монополий. К сожалению, сейчас деятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса (сырьевые монополии). Деятельность именно таких монополий наиболее важна для регионов.
Развитие и становление монополий под чутким руководством ФАС и прочих организаций способно оздоровить экономику региона, а значит, и улучшить благосостояние жителей. Кстати, именно монополии дают большое количество рабочих мест, так пусть они заботятся о своих рабочих и их семьях.
Информация о работе Естественная монополия, место и роль в экономике России