Естественная олигополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:02, реферат

Описание

В условиях олигополии специфическим фактором ценообразования является многовариантный стратегический план реакции производителя на ожидаемые действия немногочисленных конкурентов. Из-за неоднозначности ответных реакций олигополистов не существует единой теории олигопольного ценообразования. Но в любом случае цена на рынке олигополии предложения при прочих равных условиях превышает цену, складывающуюся на рынке совершенной или монополистической конкуренции, и ниже монопольной цены.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Модель дуополии Курно..................................................................5
1.1 Обобщение модели Курно ..........................................................11
Глава 2. Модель Штакельберга.....................................................................12
Глава 3. Сговор и картели..............................................................................15
3.1 Кривые реагирования...................................................................18
3.2 Ценообразование в условиях олигополии предложения .........21
3.3 Стратегия поведения при олигополии и теория игр.................22
3.4 Олигопольный рынок гторогенного блага.................................24
Заключение .....................................................................................................28
Список используемой литературы ...............................................................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа-экономика.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

PL = l + k / Q + h (k / h)^1/2 = l + 2(k / h)^ 1/2 

ГЛАВА 3. СГОВОР И КАРТЕЛИ

      Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. В некоторых странах, например в США, картели запрещены законом. Фирмы, обвиняемые в сговорах для совместного  установления цены и контроля над объемами выпускаемой продукции, подвергаются санкциям.

      Но  картель - это группа фирм, следовательно, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует у чистой монополии. Основной проблемой картелей является проблема согласования решений между фирмами - членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Образование картеля. Предположим в некоторой  местности несколько производителей стандартизированной продукции хотят образовать картель. Допустим, что есть 15 региональных поставщиков данного продукта. Фирмы назначают цену равную средним издержкам. Каждая из фирм боится поднять цену из опасения, что другие не последуют за ней  и ее прибыли станут отрицательными. Допустим, что выпуск находится на конкурентном уровне Qc (см. рис. 7 гр. А), соответствующему размеру выпуска, при котором кривая спроса пересекает кривую МС, являющейся горизонтальной суммой  кривых предельных издержек каждого продавца. Кривая МС была бы кривой спроса, если бы рынок был полностью конкурентным. Каждая фирма выпускает  1/15 часть общего выпуска Qc.

Рис. 7. 

Гр. А

 
 

 

          Pm 

         Pc                                             E                 

      MR`

                              MC                                                D 

                                                      MR

                                       Qm      Qc  Q`

 

Гр. В

 
 
 
 

                                           AC                           MC   

         Pm                                 A                          F            

           C                                     B 

           H                                                                      G 

       MR` 
 
 

                                                 qm           qc         q`

 

      Первоначальное  равновесие существует в т.Е. Конкурентная цена равна Рс. При этой цене каждый производитель получает нормальную прибыль. При картельной цене Pm, каждая фирма могла бы  получать максимальные прибыли, устанавливая  Pm=MC. Если все фирмы поступят так, то будет избыточное  количество цемента, равное QmQ ед. в месяц. Цена упала бы до Рс. Чтобы поддержать картельную цену, каждая фирма должна производить не больше, чем  величина квоты qm.

      Для установления картеля необходимо сделать  следующие шаги.

      1.Убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить продажу товара другими фирмами  после повышения цены. Если бы был возможен свободный вход в отрасль, то увеличение цены привлекло бы новых производителей. Следовательно, предложение возросло бы, а цена упала бы ниже монопольного уровня, который стремиться поддерживать картель.

      2.Организовать  встречу всех производителей  данного  вида товара, для установления совместных ориентиров  по общему уровню выпуска продукции. Сделать это можно, оценив рыночный спрос и высчитав предельный доход для всех уровней выпуска. Выбрать выпуск, для которого MC=MR (предполагается, что у всех фирм одинаковые издержки производства). Монопольный выпуск будет максимизировать прибыли у всех продавцов. Это изображено на гр. А рис.1. Кривая спроса на товар в регионе - D. Предельный доход, соответствующий этой кривой, - MR. Монопольный выпуск равен Qm, что соответствует пересечению  MR и MC. Монопольная цена равна Pm. Текущая цена равна Рс, а текущий выпуск Qс. Следовательно, текущее  равновесие  является таким же, как  конкурентное.

      3.Установить  квоты каждому члену картеля.  Поделить общий монопольный  выпуск, Qm, между всеми членами картеля. Например, можно дать указание каждой фирме поставлять  1/15  Qm каждый месяц. Если бы у всех фирм были одинаковые функции издержек, то это было бы эквивалентно тому, чтобы рекомендовать фирмам уравновешивать производство до тех пор, пока их предельные издержки не сравнялись бы с рыночным предельным доходом (MR`). До тех пор, пока сумма месячных выпусков  всех продавцов равна Qm, можно поддерживать монопольную цену.

      4.Установить  процедуру проведения утвержденных  квот в жизнь. Этот шаг   является решающим для того, чтобы сделать картель работоспособным. Но его очень трудно реализовать, т.к. у каждой фирмы есть стимулы расширять свое производство при картельной цене, но если все увеличат выпуск, то картель обречен, т.к. цена вернется к своему конкурентному уровню. Это легко показать. График В (рис.1) показывает предельные и средние издержки типичного производителя. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как будто спрос на ее выпуск при цене Рс является бесконечно эластичным. Она боится поднять цену из опасения потерять все свои продажи в пользу конкурента. Она выпускает количество продукта qc. Поскольку все фирмы поступают так же, то отраслевой выпуск составляет Qс ,что является величиной выпуска, который существовал бы при совершенной конкуренции. При вновь установленной картельной цене фирме разрешен выпуск qm ед. продукта, соответствующий точке, в которой MR` равняется предельным издержкам МС каждой отдельной фирмы. Допустим, что владельцы любой из фирм полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, чем это количество. Если они воспринимают Рm, как цену, лежащую за пределами их влияния, то их максимизирующим прибыль выпуском будет q`, при  котором  Pm=MC. При условии, что рыночная цена не уменьшается, фирма может путем превышения своей квоты увеличить прибыли с PmABC  до PmFGH.

      Отдельная фирма  может  оказаться в состоянии, превышающем свою квоту, без ощутимого снижения рыночной цены. Предположим, однако, что все  производители превышают свои квоты, чтобы максимизировать свои прибыли при картельной цене Pm. Отраслевой выпуск увеличился бы  до Q`, при котором Pm=МС, в результате чего существовал бы избыток продукта, т.к. спрос меньше предложения при этой цене. Следовательно, цена будет падать, пока не исчезнет избыток, т.е. до уровня Рс, и производители вернулись бы туда, откуда они начинали.

      Картели обычно пытаются установить штрафы для  тех, кто обходит квоты. Но основная проблема заключается в том, что  как  только устанавливается картельная цена, отдельные фирмы, стремящиеся максимизировать прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается, т.к. экономические прибыли падают до нуля.

      Картели также сталкиваются с проблемой  при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Т.е. фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. 

3.1 КРИВЫЕ РЕАГИРОВАНИЯ

      То  же самое равновесие можно изобразить и другим способом. Кривые реагирования показывают максимизирующие прибыль  размеры выпуска, который будет  осуществляться одной фирмой, если даны размеры другой фирмы-соперника.

      Кривая  реагирования 1  представляет выпуск фирмы В как функцию от выпуска фирмы А, а кривая реагирования 2  - наоборот. 

     

Qa 

      Qc 
 

                     Линия реагирования 1 
 

1/2Qc

3/8Qc     

1/3Qc                                   Линия реагирования 2

1/4Qc 

                                                                                               Qb    

               1/4Qc1/3Qc 1/2Qc                             Qc   

     Любой выпуск выше Qc  невыгоден, т.к. цена падает ниже  уровня средних издержек. Следовательно, если выпуск одной из фирм равен Qc ед., то вторая отвечает нулевым выпуском. Равновесие достигается, когда две кривые реагирования пересекаются и каждая фирма выпускает 1/3Qc. При любом другом выпуске фирмы взаимно реагируют на выбор друг другом величины выпуска. 

3.2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Олигополия  предложения возникает тогда, когда  отраслевой спрос как совокупный спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Поскольку на долю олигополиста приходится значительная часть отраслевого предложения, позволяющая ему воздействовать на цену, то кривая спроса на продукцию олигополии, как и на монополизированном рынке, имеет отрицательный наклон. Специфическим фактором ценообразования на олигопольном рынке является то, что при выборе точки на своей кривой спроса олигополист наряду с эластичностью спроса и динамикой затрат производства принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов. Так, в простейшем случае дуополии, когда на рынке имеются лишь два продавца (А и В) одинакового блага, процесс установления отраслевого равновесия происходит в результате изменения четырех параметров: цен, по которым производители предлагают свою продукцию (РA, РB), и объемов их выпуска (QA, QB). Если дуополисты при заданном отраслевом спросе, представленном функцией Р = P(Q) = P(QA + QB), в качестве инструмента конкуренции используют объем выпуска, придерживаясь одинаковой цены: ра = рв  = P, то прибыль фирмы является функцией двух переменных: p(QA,QB)=P(QA,QB) QA - TC(QA). Условием ее максимизации является равенство

dpA / dqA  =  dpA / dqA  +  dpB / dqB *  dqB / dqA = 0

Параметр  dqB/dqA называется коэффициентом реакции, который показывает, насколько изменяется выпуск фирмы В при изменении выпуска фирма А на единицу. Как правило, в момент принятия решения об объеме выпуска фирме неизвестно действительное значение коэффициента реакции, и она вынуждена опираться на его ожидаемое значение. Когда конкуренты ведут “войну цен”, то функция прибыли принимает вид pA = pA (PA,PB),а условие ее максимизации:

dpA / dPA =  dpA / dPA + dpB / dPB * dPB / dPA = 0 

     В этом случае объектом прогнозирования  для фирмы становится параметр dPB / dPA.

     Характер  ответных действий одного из конкурентов  на действия других зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств. Модели ценообразования на олигопольном рынке должны содержать определенный алгоритм взаимозависимости стратегий соперников. Этим объясняется существование большого числа теорий ценообразования на рынке олигополии, различающихся концепциями формирования ожиданий олигополиста относительно поведения конкурентов. При моделировании поведения олигополистов широко используются инструменты теории игр. 

3.3 СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОЛИГОПОЛИИ И ТЕОРИЯ ИГР

      Теория  игр анализирует поведение лиц  и организаций с противоположными интересами. Результаты решения управления фирм зависят не только от самих этих решений, но и от решений конкурентов. Теорию игр можно применить к ценовой стратегии олигополистических фирм. Следующий пример иллюстрирует возможности теории игр.

      В предыдущей модели ценовой войны  предполагается, что конкурент будет сохранять цену неизменной. Они высчитывают прибыль от своего решения о цене, допуская, что соперник не будет отвечать понижением цены. Предположим, что руководство более приближено к реальности. Они не придерживаются упрямо мнения, что конкурент сохранит свою цену неизменной, а осознают, что противник либо ответит понижением цены, либо сохранит ее на прежнем уровне. Т.е. прибыль, которую может получить  фирма, зависит от реакции соперника. В данном случае менеджеры  подсчитывают свои прибыли как для случая, в котором конкурент сохраняет цену неизменной, так и для случая изменения цены. Итогом этого является матрица результатов, которая показывает выгоду или убыток от  каждой возможной стратегии для каждого возможного ответа  соперника по игре. Сколько игрок может выиграть или проиграть зависит от стратегии соперника.

Информация о работе Естественная олигополия