Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:02, реферат
В условиях олигополии специфическим фактором ценообразования является многовариантный стратегический план реакции производителя на ожидаемые действия немногочисленных конкурентов. Из-за неоднозначности ответных реакций олигополистов не существует единой теории олигопольного ценообразования. Но в любом случае цена на рынке олигополии предложения при прочих равных условиях превышает цену, складывающуюся на рынке совершенной или монополистической конкуренции, и ниже монопольной цены.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Модель дуополии Курно..................................................................5
1.1 Обобщение модели Курно ..........................................................11
Глава 2. Модель Штакельберга.....................................................................12
Глава 3. Сговор и картели..............................................................................15
3.1 Кривые реагирования...................................................................18
3.2 Ценообразование в условиях олигополии предложения .........21
3.3 Стратегия поведения при олигополии и теория игр.................22
3.4 Олигопольный рынок гторогенного блага.................................24
Заключение .....................................................................................................28
Список используемой литературы ...............................................................29
Таблица 3 показывает матрицу результатов решений менеджеров компаний А и В.
Матрица результатов управленческих решений в ценовой войне
Таблица
3
С Снизить Изменение прибылей Изменение прибылей
т
цену
комп. А =-Х
р на 1 р/шт
а
Изменение прибылей
т
е
г Поддер- Изменение прибылей Изменение прибылей
и живать
комп. А = -Z
я цену
Изменение прибылей
А
Максимум потерь
- X
для В
X < Z
Следовательно,
если обе фирмы будут поддерживать
цены, то изменений в их прибылях не произойдет.
Если бы комп. А снизила цену, а комп. В
поддерживала бы ее на прежнем уровне,
то прибыли А увеличились бы на Y ед.,
но если бы В в ответ тоже снизила цену,
то А потеряла бы Х ед., но если бы А
оставила цену прежней, а В снизила бы,
то А потеряла бы Z ед., что больше
чем в предыдущем случае. Следовательно
максиминная (лучшая) стратегия компании
А: снижать цену. Т.к. фирма В делает такие
же расчеты, то для нее максиминной стратегией
так же является снижение цены. Обе компании
получают меньшую прибыль, чем они
могут получить, сговорившись поддерживать
цену. Однако, если один поддерживает цену,
то сопернику всегда выгоднее снижать
ее.
3.4 ОЛИГОПОЛЬНЫЙ РЫНОК ГЕТОРОГЕННОГО БЛАГА
Поскольку на рынке гомогенного блага все фирмы вынуждены продавать продукцию по единой цене, то основным инструментом конкуренции олигополистов на этом рынке является изменение объемов предложения. На рынке гетерогенного блага продукция каждой фирмы имеет отличительные признаки и конкуренция преимущественно ведется посредством “ценовых войн”.
Рассмотрим
некоторые варианты поведения дуополистов
на таком рынке.
Каждый из дуополистов может предлагать свою продукцию по высокой (РB), средней (Рс) и низкой (РH) цене. Ожидаемые при этом размеры прибыли каждого из конкурентов при трех перечисленных вариантах установления цен представлены в табл. 4.
Когда обе фирмы установят на свою продукцию низкие цены, тогда они получат одинаковую прибыль в размере 5 ден. ед. Если при низкой цене на продукцию первой фирмы вторая фирма установит среднюю цену, то прибыль первой фирмы возрастет до 10, а второй снизится до 3 ден. ед. из-за перехода части покупателей от второй фирмы к первой. При P2,B и Р1,H прибыль первой фирмы составит 15, a y второй фирмы прибыли не будет. Второй столбец табл. 4 показывает, как меняются размеры прибыли у каждой из фирм, когда при фиксированной низкой цене на продукцию второй фирмы цена на продукцию первой принимает различные значения. Прибыли дуополистов при других сочетаниях цен представлены в остальных клетках табл. 4.
Если, как и в модели Курно, предположить, что при определении своей цены один конкурент принимает цену другого как данную и неизменную величину, то комбинация P1,H, P2,H обеспечит устойчивое равновесие, так как прибыль каждого продавца сокращается по мере повышения цены на его продукцию при неизменной цене другого.
Но при разработке ценовой политики конкуренты могут исходить из того, что в ответ на изменение цены одним из них цену изменит и другой. Тогда равновесие на рынке установится при иных ценах. Рассмотрим, какие соображения могут заставить дуополистов придерживаться средних цен на свою продукцию.
Первая фирма может исходить из следующих рассуждений. Если она снизит цену, то ее прибыль возрастет с 8 до 10, а прибыль ее конкурента снизится до 3. Однако разумно предположить, что и вторая фирма в этом случае снизит цену, чтобы повысить свою прибыль до 5. Таким образом, ожидая в ответ на понижение цены на свою продукцию того же от конкурента, дуополист не будет переходить от средней цены к низкой.
Перейти от средней цены к высокой первой фирме есть смысл только в том случае, если вторая последует за ней. Последует ли она? При сохранении средней цены на свою продукцию вторая фирма получит 13 ден. ед. прибыли, а при переходе к высокой — только 10. Следовательно, первая фирма ожидает, что при переходе от средней цены к высокой ее конкурент сохранит среднюю цену. Результаты проведенного первой фирмой анализа в области ценовой политики таковы: если она снизит цену на свою продукцию, то же сделает и конкурент, и прибыли уменьшатся; если она повысит цену, то конкурент не последует за ней, и ее прибыль сократится в еще большей мере.
К
такому же выводу на основе аналогичных
рассуждений может прийти вторая фирма,
и на рынке установится равновесие при
средних ценах.
Рис. 8. Кривая спроса олигополиста.
Вывод, к которому пришли конкуренты на основе проведенных рассуждений, можно представить графически в виде ломаной кривой спроса на их продукцию (рис. 8).
Придерживаясь средней цены Рс, фирма реализует Qc ед. продукции. Поскольку при повышении цены на ее продукцию конкурент не станет повышать цену на свою, то объем продаж данной фирмы сократится не до Qв, а до QB’ вследствие ухода части покупателей к конкуренту. Если фирма перейдет от средней цены к низкой, то конкурент тоже снизит цену на свою продукцию, и в результате каждая фирма сохранит свой контингент покупателей. Изгибу кривой спроса соответствует разрыв кривой предельной выручки, и когда точка Курно оказывается в этом разрыве, тогда изменение предельных затрат производства не вызывает изменения цены. Этим объясняется устойчивость цен на олигопольном рынке.
Хотя в рассматриваемом примере поведение дуополистов, приведшее к равновесию при средних ценах, не соответствует предпосылкам Курно, установившееся равновесие тождественно равновесию Курно: ни одна из фирм не заинтересована изменять цену на свою продукцию, пока ее конкурент не меняет цену на свою. В теории игр рассмотренная модель поведения игроков известна под названием “дилемма заключенного”. В ней предполагается, что принятое решение конкурент не может “повернуть вспять”. В нашем примере это означает, что, после того как фирма перешла от средних цен к высоким, она уже не может вернуться к средним. Если это искусственное ограничение на поведение дуополистов снять, то рыночное равновесие в рассматриваемом примере может установиться и при высоких ценах на продукцию обеих фирм.
Вернемся к вопросу о том, последует ли вторая фирма за первой, когда последняя повысит цену. Если вторая фирма примет во внимание, что конкурент в случае сохранения ее цены на среднем уровне может вернуться к средней цене, то она скорей всего тоже поднимет цену на свою продукцию, так как при совместном повышении цен у обеих фирм прибыль возрастет с 8 до 10.
Таким
образом, на рынке олигополии без
явного сговора между конкурентами равновесие
может установиться при цене, соответствующей
монопольной. Однако такой результат тем
менее вероятен, чем больше конкурентов
действует в отрасли. С ростом числа конкурентов
увеличивается вероятность того, что кто-то
ради достижения временных выгод снизит
цену на свою продукцию, подрывая сложившееся
рыночное равновесие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Помимо факторов, определяющих рыночный спрос и рыночное предложение, уровень равновесной цены зависит от характеристик рынка, на котором осуществляются торговые сделки. Характеристики рынка формируются как условиями его функционирования (открытый - закрытый, организованный - стихийный и пр.), так и объектами совершаемых на нем сделок (недвижимость, услуги, патенты, облигации и пр.). Совокупность нескольких характеристик рынка образует его структуру, или тип. Путем сочетания различных свойств рынка можно составить большое число рыночных структур, но наиболее распространенными из них на рынке благ являются олигополия, совершенная конкуренция, монополия и монополистическая конкуренция.
В
условиях олигополии специфическим
фактором ценообразования является многовариантный
стратегический план реакции производителя
на ожидаемые действия немногочисленных
конкурентов. Из-за неоднозначности ответных
реакций олигополистов не существует
единой теории олигопольного ценообразования.
Но в любом случае цена на рынке олигополии
предложения при прочих равных условиях
превышает цену, складывающуюся на рынке
совершенной или монополистической конкуренции,
и ниже монопольной цены.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
“Микроэкономика”, С - Пб. 96
под редакцией проф. Г.И.Рузавина. "Курс рыночной экономики"