Факторы мирового влияния США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание

Наступление 21 в. можно представить как обычное течение времени. Но в жизни цивилизации этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства.

Содержание

Введение
1. Характерные черты экономического развития США
Географическое положение, краткая история, политическое и административное устройство…..4 1.1. Периоды развития …..6
1.2. Особенности развития…..7
2. Мирохозяйственное положение США
2.1. Внутренний рынок США…..9
2.2. Научно-технический потенциал США…..12
2.2.1. Высококвалифицированные кадры…..13
2.3. Информационные услуги….. 13
3. Факторы мирового влияния США
3.1. Позиции США в мировой торговле…..14
3.2.Движение капитала США…..15
3.2.1. Доллар – мировая валюта…..16
3.2.2. Рынок ссудного капитала …..17
4.Экономика США на сегодняшний день…..18
Заключение…..22
Список использованных источников…..23

Работа состоит из  1 файл

реферат по мировой.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

Судебная власть в стране осуществляется Верховным судом США и нижестоящими федеральными судами, учрежденными Конгрессом. Девять членов Верховного суда назначаются президентом и утверждаются сенатом. Верховный суд занимается конституционным надзором. В каждом из штатов США существует собственно организационно обособленные судебные системы.

Важнейшей особенностью политического строя США является двухпартийная система, при которой  у власти попеременно находятся  Демократическая и Республиканская  партии.

Существенную  роль в формировании политического  курса играют профсоюзы и различные общественные движения. Спецификой США является институт лоббизма, представляющий собой механизм воздействия частных лиц и общественных организаций на процесс принятия государственных решений.

1.1. Периоды развития

Уровень развития экономики США является плодом длительного развития, и достигнут благодаря действию многих факторов.

Страна имеет  богатые природные ресурсы и  благоприятные природные условия. Ее недра содержат крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствует ведению высокопроизводительного сельского хозяйства.

В США не было докапиталистических отношений (за исключением рабства на юге страны), пережитки которых мешали бы развитию производительных сил. Свободные земли, относительно высокий уровень заработной платы и других доходов привлекли в свое время в США миллионы переселенцев из других стран.

Расширяющийся потребительский рынок стимулировал развитие массового производства, которое довольно быстро стало основой экономического роста, стимулируя развитие соответствующих базовых отраслей и влияя на формирование прогрессирующей структуры хозяйства. В ряде отраслей массовое производство было создано еще в начале века (производство легковых автомобилей).

На развитие экономики США не оказывали отрицательного влияния войны. Военные действия на их территории происходили последний  раз в 60-х гг. прошлого века во время  гражданской войны. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран, способствовали бурному росту американской экономики.

Достаточно быстрому экономическому развитию способствовала изначально установившаяся в стране свобода экономической деятельности, защита и поддержание принципов конкуренции. Еще в конце прошлого века, было положено начало антитрестовскому законодательству, которое запрещает сговоры о разделе рынков и искусственном поддержании цен, монополизацию рынка крупными компаниями, а также слияние компаний, ведущие к надрыву конкуренции.

Во второй половине 20 в. можно выделить три периода, отличающихся по характеру применяемых  технологий; целями государственного регулирования экономики, положению  США в мировом хозяйстве.

Первый период – это время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Его завершение обозначено кризисом 1957 – 1958 гг. Основные черты этого периода состояли в послевоенной переориентации экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение роли потребительского спроса в качестве двигателя экономического роста, развертывание программ антикризисного государственного регулирования. В международном плане он характерен абсолютным экономическим превосходством США (1953г. – 55,3 % мирового объема обрабатывающей промышленности). Они содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла и активно наращивали вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны.

Второй период начинается с кризиса 1957 – 1958 гг. и  завершается кризисом 1973 – 1975 гг. В этот период в США расширяется поточное производство, ориентированное на выпуск стандартной продукции для массового потребителя. Стабильные мировые цены на сырье и базовые материалы закрепили движение научно-технического прогресса в этом направлении. Государственное регулирование экономики в этот период отличается в США  ярко выраженной приверженностью кейнсианской доктрине. Доля США в мировом производстве сократилась с 26 % в 1960 г. до 23 % ВНП в 1970 г., а в производстве продукции обрабатывающей промышленности с 30,2 % в 1963 г. до 24,5 % в 1970 – 1973 гг. 

Кризисные процессы середины 70-х годов подвели черту  под периодом экстенсивного экономического развития. В эти же годы происходят крупные перемены в позиции США  в мировом хозяйстве. Бывшие младшие партнеры – страны Западной Европы и Япония – становятся активными конкурентами для США  не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке США. Наряду с долларом статус международных расчетных  и резервных валют приобретают немецкая  марка, японская иена и ряд других валют.

Третий период начинается с конца 70-х годов, когда  рост мировых цен на сырье вынудили экономику страны переходить на новые  технологии, а экономическое развитие страны стало в большей мере опираться  на использование мировой экономической системы. Существенно повысилась роль политики в регулировании экономики. Это привело к резкому росту учетных ставок, огромному притоку иностранного капитала и снижению уровня инфляции в первой половине 80-х годов.

В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США. Это охватило внутри – и внешнеэкономические сферы страны. Администрация отдала приоритет независимой политики над экономической координацией с союзниками. Региональные и двухсторонние соглашения признавались более эффективной формой обеспечения американских интересов. Исходили из того, что снижение позиции США  в мировой экономики преувеличивалось и что страна обладает уникальными сравнительными преимуществами. Реализация имперских целей началась через сферу денежно-кредитной и финансовой политики, что вызвало мощное долговременное воздействие на мирохозяйственные процессы.

1.2. Особенности развития

Характерная черта  прошедших десятилетий – относительное  ослабление позиций США в мировом хозяйстве, в основе которого лежит целый ряд факторов внутреннего и внешнего порядка. Среди них сокращение технологического разрыва в ряде новейших отраслей промышленности между США и другими западными странами, рост производства в странах Восточной Азии, к которым перешли сравнительные преимущества в традиционных отраслях и ряде наукоемких производств.

Во внутренней сфере экономического развития отягощалась  дефицитностью государственного бюджета. Огромное увеличение военных расходов, сокращение налогов привели к увеличению бюджетных дефицитов с 74 млрд. долл. в 1980 г. до 290 млрд. долл. в 1992 и 164 млрд. долл. в 1995 г. Вместе с дефицитом рос, и государственный внутренний долг, для покрытия которого приходилось выпускать новые государственные облигации, вследствие чего отвлекались денежные ресурсы, необходимые для инвестиций. Суммарно он превысил 4 трлн. долл., увеличившись за 80 – 90-е годы более чем в 5 раз.

В 1991 г. впервые  с конца 50-х годов государственный  долг превысил половину ВВП страны (1980 – 27,2 % ВВП, 1995 г. – 68% ВВП). Затраты на выплаты процентов превышают все федеральные расходы на образования, науку, транспорт, жилищное строительство и специальное вспомоществование. В этих условиях существенно возросла роль кредитной и денежной политики в качестве стабилизирующего элемента в системе государственного регулирования экономики.

Дефицит собственных  денежных ресурсов сложившийся с  конца 80-х годов, вызвал острую конкуренцию  за доступ к ним между государством, которому они были должны для покрытия бюджетного дефицита, корпорациями – для инвестиции  и населением – для потребительского кредита и других целей. В итоге произошло резкое повышение процентных ставок, благодаря чему в США устремился иностранный денежный капитал, который восполнил нехватку ресурсов на внутреннем рынке. В конечном счете, это выразилось в том, что в течение всех 80-х годов инфляцию в США удалось удерживать в пределах 5 % на годовом уровне. В 90-х годах уровень инфляции был на уровне 2,6 – 4 % в год, что соответствовало уровню промышленно развитых стран в целом.

В 80-90-е годы в  целом среднегодовые темпы прироста ВВП в США были несколько выше, чем в других странах (см. таблицу 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 – Среднегодовые  темпы экономического роста 

                                                                                                                    В процентах

  ВВП   Подушевой ВВП
  1981-1990 1991-1995 1981-1990 1991-1995
США 2,9 1,9 2,0 0,8
ЕС (15 стран) 2,3 1,3 2,0 0,9
Япония 4,1 1,3 3,5 1,0
Все промышленно развитые страны  
 
2,9
 
 
1,5
 
 
2,3
 
 
0,9
 

Данная тенденция  появилась, несмотря на то, что по уровню капиталовложений США уступали всем западным странам  на 2 –3 пункта. Валовые  капиталовложения США в 1980 г. равнялись 20,2 %, в 1985 г.  – 20,7 %, в 1990 г. – 17,4 %, 1994г. – 17,7 % ВВП

В результате абсолютно  низкого уровня инвестиций в США  разрыв с другими странами в объеме капитала, приходящегося на одного рабочего снизился. Низкозатратная стратегия  американских компаний распространилась также на вопросы заработной платы и подготовки рабочей силы. Проблемы в области профессиональной подготовки в сочетании с высокой долей лиц, не закончивших среднюю школу, и низким уровнем полученных знаний обуславливают более низкие темпы производительности труда. Темпы роста производительности труда, начиная с 1960 г., снижались более быстрыми темами, чем в странах Западной Европы и Японии.

В результате промышленные страны значительно приблизились к  уровню США по производительности труда, но до сих пор США опережают  на 20 % японских и западноевропейских конкурентов, чему способствует компьютеризация рабочих мест, миниатюризации производственного оборудования, сокращения складских запасов.

Сравнительная динамика капиталоотдачи  была противоположна динамики роста производительности труда. В 1960 – 1973 гг. среднегодовые темпы роста капиталоотдачи в США в отличие от других стран были положительными. В 70 – 80-е годы они стали отрицательными, но падение капиталоотдачи было менее ярко выраженным, чем в Западной Европе и Японии. Более низкие темпы капиталоотдачи не смогли компенсировать относительно низкие результаты в области производительности труда. Вследствие этого рост совокупной факторной производительности в США оставался ниже среднего уровня стран ОЭСР (см. таблицу 2). 

Таблица 2 – Динамика совокупной факторной производительности        

                                                                                                                

                                                                                                                  В процентах

  1961 – 1973 1974 – 1978 1979 – 1987 1988 - 1992
США 1,4 -0,1 0,4 0,2
Япония 3,0 0,2 1,9 1,2
ФРГ 2,5 1,5 0,6 1,7
Франция 3,3 1,4 1,3 1,3
Италия 2,5 1,4 1,2 1,3
Бразилия 1,9 0,5 1,2 - 0,2
 

Несмотря на отмеченные негативные тенденции, за последние 20 лет американская экономика стала более продуктивной и конкурентоспособной, реальная зарплата фактически не повышалась, возросло неравенство доходов, но и возросла и занятость. В течение 80 – 90-х годов удавалось удерживать безработицу на более низком уровне, чем в других индустриальных странах. В 90-е годы уровень безработицы составил 6,3 %. 
 
 
 
 
 

2.МИРОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США 

2.1. Внутренний рынок  США

Ныне лидерство  США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиции и банковского капитала.

Информация о работе Факторы мирового влияния США