Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования заключалась в научном обосновании предложений по формированию и реализации Федеральных целевых программ как механизма повышения эффективности регионального АПК.
В соответствии с целью исследования были решены следующие задачи:
• сформулирована организационно-экономическая сущность Федеральной целевой программы (ФЦП);
• выявлены экономические предпосылки и доказана объективная необходимость формирования подпрограммы развития АПК;
• исследованы особенности разработки подпрограммы развития агропромышленного комплекса на региональном уровне;
• обобщен опыт реализации Федеральных целевых программ в Центральном федеральном округе (ЦФО)
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева»
|
Кафедра прогнозирования и планирования АПК
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
на тему: «Федеральные целевые программы в АПК России»
Выполнила: студентка экономического факультета, группа ЭЭиУс401 Зенкина К.Ю.
Проверил: ассистент Насекина Е.Ю. |
Москва 2012 г.
Введение
В современной
мировой практике развития экономики,
включая аграрный сектор, большое распространение
получили целевые программы, являющиеся
выражением нового качественного состояния управленческой
Актуальность
проблемы повышения эффективности
развития регионального АПК с
учетом опыта использования
Цель
и задачи исследования. Цель исследования
заключалась в научном
В соответствии с целью исследования были решены следующие задачи:
• сформулирована
организационно-экономическая
• выявлены экономические предпосылки и доказана объективная необходимость формирования подпрограммы развития АПК;
• исследованы особенности разработки подпрограммы развития агропромышленного комплекса на региональном уровне;
• обобщен опыт реализации Федеральных целевых программ в Центральном федеральном округе (ЦФО);
• дана
оценка эффективности последствий
реализации ФЦП социально-
• определены
основные направления ресурсного
• разработаны предложения по совершенствованию формирования и реализации ФЦП социально-экономического развития регионов. Объектом исследования явилась деятельность региональных АПК ЦФО по реализации Федеральных целевых программ.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых - экономистов, посвященные проблемам разработки и реализации Федеральных целевых программ, как одного из основных факторов повышения эффективности регионального АПК.
В курсовой
работе применялись следующие методы
экономических исследований: монографический,
экономико-статистический, экспертных
оценок, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический
и др. Для подготовки и обработки
информации использовалось современное
программное обеспечение, сервисные
Информационной базой исследования стали официальные данные Госкомстата России, законодательные и нормативные акты РФ, методические рекомендации и разработки ведущих российских научно-исследовательских институтов.
Федеральные целевые программы являются основным и эффективно действующим программно-целевым инструментом реализации приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации. Одной
из основных проблем социально- В Российской
Федерации процессы дифференциации
происходят достаточно интенсивно. Как
свидетельствует зарубежный опыт, без
системы государственной Общеизвестно,
что уровень благосостояния общества
зависит от совокупных размеров личного
и общественного потребления, а
также объемов совокупного Определенное
влияние на общий уровень жизни
также оказывают размеры Одним
из методов действующего механизма
государственной поддержки В настоящее
время численность детей, проживающих
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, составляет около
3 млн. человек. Как показывают исследования,
для детей, проживающих на Севере,
характерен общий высокий уровень
заболеваемости – в 2,5 раза выше, чем
в других регионах страны. Специфика
проблем детства на Севере связана
также с особенностями Многообразие
типов расселения, стиля и образа
жизни требует Обеспечение детям возможностей нормального развития в суровых климатических условиях северных регионов и с учетом специфики расселения является проблемой федерального уровня. Ее решение требует межотраслевой и межрегиональной координации действий по улучшению положения детей, что в свое время обусловило разработку и осуществление федеральной целевой программы «Дети Севера». Мероприятия, проведенные согласно этой программе, были направлены на поддержку учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, людей, работающих с детьми северных территорий. Показательно внедрение новых технологий в организации детского здравоохранения в условиях отдаленности. Для этого в 29 субъектах России были созданы и установлены телемедицинские станции на базе стационарных лечебных учреждений, имеющих возможность получения консультаций из ведущих клинических центров Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. Методическим центром для них служит Научный центр здоровья детей Севера при Институте педиатрии РАМН. За время действия программы «Дети Севера» стало практикой проведение комплексных медицинских обследований детей северных регионов бригадами врачей из центральных медицинских учреждений, направляемых в самые отдаленные северные районы. Указанная программа решила и многие другие задачи в тесной координации с соответствующими региональными целевыми программами. Следует отметить, что проведенный анализ финансирования программ развития северных регионов (в том числе и программы «Дети Севера») показывает, что за последние годы идет свертывание финансовой поддержки районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Программа «Дети Севера» не финансируется с 2003 года. Создание для детей Севера равных социальных условий развития по сравнению с детьми других регионов России является, по нашему мнению, проблемой федерального уровня. Ее решение требует дополнительных мер и источников финансирования. Необходимо также констатировать, что за годы реализации программных мероприятий финансирование производилось недостаточно. Это не позволило выполнить программу в полной мере. Так, задолженность федерального бюджета по финансированию объектов программы «Дети Севера» в 2001 году составила 10,5 млн. рублей. Не произведено финансирование ряда важнейших социальных объектов: школ и школ-интернатов в Республиках Бурятии и Коми, Мурманской области, Ненецком автономном округе. Дебиторская задолженность по названной программе в 2001 году сложилась в сумме 55,2 млн. рублей, или 74,8% от фактического финансирования. По данным Министерства финансов, в 2002 году также было недофинансирование расходов по программе «Дети Севера» на сумму 19,91 млн. рублей. Проверка Счетной палаты Российской Федерации показала, что средства федерального бюджета, выделенные на реализацию ФЦП «Дети Севера», были использованы неэффективно, было допущено нецелевое расходование бюджетных средств. При этом не была создана эффективная система государственного управления и контроля. Отсутствие средств в федеральном бюджете на финансирование федеральной целевой программы «Дети Севера» повлечет за собой отрицательные последствия для развития юных северян, сохранения их здоровья, ограничит возможности приобщения их к достижениям культуры и приобретения ими профессий. Очевидно, что без государственной поддержки решить проблемы детей Севера усилиями одних только субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, невозможно. В настоящее
время Распоряжением В целях эффективного использования средств федерального бюджета на разработку и реализацию мероприятий программы «Дети Севера» считаем, что необходимо усилить концентрацию всех выделяемых ресурсов на направлениях, позволяющих достичь максимально возможного социального эффекта.
1.2 Финансирование федеральных целевых программФинансирование федеральных целевых программ – финансирование увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения комплексов научно исследовательских, опытно конструкторских производственных, социально экономических, организационно хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Финансирование подготовки проектов целевой программы и концепций осуществления программной проблемы, разработка которых осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в разделе “Прочие статьи” федерального бюджета. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ. К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться: взносы участников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятии, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организации, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ, и другие поступления. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. (Приложение 1)
Организация финансирования федеральных целевых программ. |
Для усиления контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, организации учета и отчетности финансируемых целевых программ, устанавливается определенный порядок совершения операций по использованию средств федерального бюджета. Финансирование
расходов из федерального бюджета осуществляется
строго по целевому направлению с
открытого в установленном Федеральные
целевые программы Средства федерального бюджета перечисляются на счета распорядителей органами казначейства на основе реестров по перечню расходов и в пределах средств, полученных от Главного управления Федерального казначейства.
Финансирование из средств федерального бюджета осуществляется на следующие федеральные целевые программы: 1. Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса; 2. Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики; 3. Экология и природные ресурсы России; 4. Электронная Россия; 5. Возмещение расходов на погашение выданных учреждениями Сбербанка России льготных беспроцентных ссуд, а также расходов, связанных с компенсацией потерь от предоставления беспроцентных ссуд гражданам, пострадавшим от радиоактивных воздействий. 6. Возмещение расходов по предоставлению льгот Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы. 7. Финансирование капитальных вложений по другим федеральным целевым программам в соответствии с инвестиционной программой для соответствующей территории, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год Для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры: предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации; применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей; осуществление закупки, хранения,
переработки и поставок сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
для государственных и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи; антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций.
1.3 Основные
проблемы в области разработки
и реализации федеральных
|
|
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Государственная программа базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.
За период реализации приоритетного
национального проекта «
Несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.
Вместе с тем, перечень
проблем обеспечения
В числе проблем следует выделить:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию, стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности, что предопределило доминирование на рынке импортных машин и оборудования;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования.
Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В качестве значимых тенденций в прогнозном периоде будут такие как:
увеличение инвестиций на повышение плодородия и развития мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения;
экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.
Прогноз реализации Государственной
программы основывается на достижении
уровней её основных показателей (индикаторов),
а также частных индикаторов
по соответствующим подпрограммам
и федеральным целевым
В части основных показателей Государственной программы прогнозируются:
индекс производства продукции
сельского хозяйства в
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2020 г. к 2009 г. – 1,6 раза;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2010 г. – 2,3 раза;
уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020г. – до 25%;
достижение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны к 2020 г. до 95%;
индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. – 1,7 раза.
В растениеводстве предстоит
освоить интенсивные
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.
Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 4,3-5,0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.
Информация о работе Федеральные целевые программы в АПК России