Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования заключалась в научном обосновании предложений по формированию и реализации Федеральных целевых программ как механизма повышения эффективности регионального АПК.
В соответствии с целью исследования были решены следующие задачи:
• сформулирована организационно-экономическая сущность Федеральной целевой программы (ФЦП);
• выявлены экономические предпосылки и доказана объективная необходимость формирования подпрограммы развития АПК;
• исследованы особенности разработки подпрограммы развития агропромышленного комплекса на региональном уровне;
• обобщен опыт реализации Федеральных целевых программ в Центральном федеральном округе (ЦФО)
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Одновременно возрастут
ресурсы для экспорта сельскохозяйственной
продукции и продовольствия. Кроме
зерна и продуктов его
Государственная программа
предусматривает комплексное
К приоритетам первого уровня относятся:
в сфере производства – зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства как обеспечивающий устойчивость в целом АПК и в значительной мере экономики страны;
скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий, в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, территориальной целостности страны;
в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемых пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;
в институциональной сфере – развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
научное и кадровое обеспечение – в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.
Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:
развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
обеспечение животноводства растительным кормовым белком;
экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;
минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны.
Целями Государственной программы на период до 2020 г. являются:
1) обеспечение продовольственной
независимости страны в
2) повышение
3) обеспечение финансовой
устойчивости
4) воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства;
5) устойчивое развитие сельских территорий.
Для достижения этих целей
в Государственной программе
предусматривается решение
1.1 стимулирование
роста производства основных
видов сельскохозяйственной
1.2 осуществление
2.1 поддержка развития
инфраструктуры
2.2 повышение эффективности
регулирования рынков
2.3 поддержка малых форм хозяйствования;
2.4 обеспечение функций
управления в сфере реализации
Государственной программы,
2.5 научное обеспечение
реализации мероприятий
3.1 повышение уровня
4.1 стимулирование инновационной
деятельности и инновационного
развития агропромышленного
4.2 создание условий для
сохранения и восстановления
плодородия почв, стимулирование
эффективного использования
4.3 развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;
5.1 диверсификация сельской
экономики, повышение
Показатели (индикаторы) реализации
Государственной программы
общие – в целом для Государственной программы;
частные – по каждой из подпрограмм Государственной программы и включенных в нее федеральных целевых программ.
Эти показатели (индикаторы)
предназначены для оценки наиболее
существенных результатов реализации
Государственной программы и
включенных в нее подпрограмм
и федеральных целевых
К общим показателям (индикаторам)
Государственной программы
индекс производства продукции
сельского хозяйства в
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий;
рентабельность
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве.
Прогнозные значения показателей
(индикаторов) достижения целей и
решения задач Государственной
программы приведены в
В результате реализации Государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей Доктрины продовольственной безопасности российской Федерации.
В результате удельный вес отечественной продукции в общих ресурсах составит: зерна – 99,8%, сахара – 91,2%, растительного масла – 82,8%, картофеля – 99,7%, мяса и мясопродуктов – 88,9%, молока и молокопродуктов – 85,3%.
Валовой сбор зерна повысится к 2020 г. до 125 млн т против 85,2 млн т в среднем за 2006-2010 гг., или на 46,7%, сахарной свеклы – до 42 млн т против 27,1 млн т, или на 55%, семян подсолнечника – до 7,5 млн т против 6,3 млн т, или на 19%. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, селекции и семеноводству сельскохозяйственных культур, увеличению внесения минеральных удобрений до 80-100 кг д.в. на 1 га посева, росту площадей используемых мелиорированных земель к 2020 г. до 10,3 млн га.
Производство скота и птицы (в живом весе) к 2020 г. возрастет по сравнению с 2010 г. до 14,1 млн т, или на 34,3%, молока – до 36 млн т, или на 13,2%. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.
Производительность труда повысится по отношению к ее уровню в 2010 г. в 1,7 раза, что будет способствовать росту среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве до 45 тыс. руб., или до 95% среднего ее уровня по экономике страны.
Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 8,8%, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 25%.
Все это позволит существенно
повысить конкурентоспособность
Сроки реализации Государственной программы – 2013-2020 гг.
Федеральная целевая программа
«Устойчивое развитие сельских территорий
на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»
включает два этапа – 2014-2017 гг. и
2018-2020 гг. Это соответствует положениям
Концепции устойчивого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральные целевые программы
являются важной формой реализации приоритетных
При обосновании необходимости
решения проблем программными методами,
как на федеральном, так и на региональном
уровнях, следует учитывать: особую
производственную и социальную значимость
проблемы; невозможность комплексного
решения указанной проблемы в
определенные сроки на основе использования
действующего организационно-хозяйственного
механизма в сфере АПК и
необходимость государственной
В Российской Федерации имеются
примеры позитивного решения
крупномасштабных задач на основе использования
программно-целевых методов. Разработаны
и практически реализуются
Функционирование агропромышленного комплекса в областях Центрального федерального округа (ЦФО) осуществляется в сложной макроэкономической ситуации, в условиях негативного воздействия ряда факторов на экономические показатели агропромышленного производства.
Комплексному
решению возникающих проблем
должна в значительной степени способствовать
реализация Федеральных целевых
программ социально-экономического развития
регионов в ЦФО, способствующая повышению
уровня жизни населения на основе
структурной перестройки и
Подпрограмма развития АПК
предусматривает реализацию мер
по выводу АПК из кризиса, преодолению
спада производства, развитию интеграционных
Информация о работе Федеральные целевые программы в АПК России