Федеральные целевые программы в АПК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключалась в научном обосновании предложений по формированию и реализации Федеральных целевых программ как механизма повышения эффективности регионального АПК.
В соответствии с целью исследования были решены следующие задачи:
• сформулирована организационно-экономическая сущность Федеральной целевой программы (ФЦП);
• выявлены экономические предпосылки и доказана объективная необходимость формирования подпрограммы развития АПК;
• исследованы особенности разработки подпрограммы развития агропромышленного комплекса на региональном уровне;
• обобщен опыт реализации Федеральных целевых программ в Центральном федеральном округе (ЦФО)

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по прогнозированию.docx

— 102.68 Кб (Скачать документ)

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства  и пищевых продуктов по большинству  их видов позволят (с учетом допустимого  импорта) обеспечить питание населения  страны по рациональным нормам (кроме  молока, плодов и фруктов) и таким  образом приблизиться к решению  основных задач, определенных Доктриной  продовольственной безопасности Российской Федерации.

Одновременно возрастут  ресурсы для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Кроме  зерна и продуктов его переработки, на внешний рынок страна может  выйти с такими продуктами как  сахар, растительное масло, сухое молоко, мясо птицы и свиней.

 

2.4 Приоритеты государственной политики в сфере реализации 
Государственной программы

 

Государственная программа  предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.

К приоритетам первого  уровня относятся:

в сфере производства –  зерновой подкомплекс,  включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства как обеспечивающий устойчивость в целом АПК и в значительной мере экономики страны;

скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь,  наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

в социальной сфере –  устойчивое развитие сельских территорий, в качестве непременного условия  сохранения трудовых ресурсов, территориальной  целостности страны;

в сфере развития производственного  потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного  назначения, введение в оборот неиспользуемых пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

в экономической сфере  – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие  перехода к инновационной модели развития АПК;

в институциональной сфере  – развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых  подкомплексов, территориальных кластеров;

научное и кадровое обеспечение  – в качестве важнейшего условия  формирования инновационного агропромышленного  комплекса.

Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:

развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

обеспечение животноводства растительным кормовым белком;

экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и  продовольствия;

наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего  рынка;

минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны.

 

  1. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и 
    решения задач Государственной программы.

3.1 Цели  и задачи реализации Государственной  программы

 

Целями  Государственной программы на период до 2020 г. являются:

1) обеспечение продовольственной  независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной  безопасности Российской Федерации;

2) повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной  продукции на внутреннем и  внешнем рынках на основе инновационного  развития АПК;

3) обеспечение финансовой  устойчивости товаропроизводителей  АПК;

4) воспроизводство и повышение  эффективности использования в  сельском хозяйстве земельных  и других ресурсов, экологизация производства;

5) устойчивое развитие  сельских территорий.

Для достижения этих целей  в Государственной программе  предусматривается решение следующих  задач, реализуемых в федеральных  целевых программах и подпрограммах:

1.1   стимулирование  роста производства основных  видов сельскохозяйственной продукции,  производства пищевых продуктов,  включая напитки, и табака;

1.2 осуществление противоэпизоотических  мероприятий в отношении карантинных  и особо опасных животных;

2.1 поддержка развития  инфраструктуры агропродовольственного  рынка;

2.2 повышение эффективности  регулирования рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия;

2.3 поддержка малых форм  хозяйствования;

2.4 обеспечение функций  управления в сфере реализации  Государственной программы, совершенствование  системы информационного обеспечения  АПК;

2.5 научное обеспечение  реализации мероприятий государственной  программы;

3.1 повышение уровня рентабельности  в сельском хозяйстве для обеспечения  его устойчивого развития;

4.1 стимулирование инновационной  деятельности и инновационного  развития агропромышленного комплекса;

4.2 создание условий для  сохранения и восстановления  плодородия почв, стимулирование  эффективного использования земель  сельскохозяйственного назначения;

4.3 развитие мелиорации  сельскохозяйственных земель;

5.1 диверсификация сельской  экономики, повышение занятости,  уровня и качества жизни сельского  населения

3.2 Показатели  достижения целей и решения  задач  
Государственной программы

 

Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы оцениваются  на двух уровнях:

общие – в целом для  Государственной программы;

частные – по каждой из подпрограмм  Государственной программы и  включенных в нее федеральных  целевых программ.

Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и  включенных в нее подпрограмм  и федеральных целевых программ.

К общим показателям (индикаторам) Государственной программы отнесены:

индекс производства продукции  сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции  растениеводства (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции  животноводства (в сопоставимых ценах);

индекс производства пищевых  продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах);

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского  хозяйства;

индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий;

рентабельность сельскохозяйственных организаций;

среднемесячная номинальная  заработная плата в сельском хозяйстве.

Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и  решения задач Государственной  программы приведены в приложении №1.

3.3 Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы 
реализации Государственной программы

 

В результате реализации Государственной  программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству  основных показателей Доктрины продовольственной  безопасности российской Федерации.

В результате удельный вес  отечественной  продукции в общих  ресурсах составит: зерна – 99,8%, сахара – 91,2%, растительного масла – 82,8%, картофеля – 99,7%, мяса и мясопродуктов  – 88,9%, молока и молокопродуктов  – 85,3%.

Валовой сбор зерна повысится  к 2020 г. до 125 млн т против 85,2 млн т в среднем за 2006-2010 гг., или на 46,7%, сахарной свеклы – до 42 млн т против 27,1 млн т, или на 55%, семян подсолнечника – до 7,5 млн т против 6,3 млн т, или на 19%. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, селекции и семеноводству сельскохозяйственных культур, увеличению внесения минеральных удобрений до 80-100 кг д.в. на 1 га посева, росту площадей используемых мелиорированных земель к 2020 г. до 10,3 млн га.

Производство скота и  птицы (в живом весе) к 2020 г. возрастет  по сравнению с 2010 г. до 14,1 млн т, или на 34,3%, молока – до 36  млн т, или на 13,2%. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.

Производительность труда  повысится по отношению к ее уровню в 2010 г. в 1,7 раза, что будет способствовать росту среднемесячной заработной платы  в сельском хозяйстве до 45 тыс. руб., или до 95% среднего ее уровня по экономике  страны.

Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 8,8%, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 25%.

Все это позволит существенно  повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

Сроки реализации Государственной  программы – 2013-2020 гг.

Федеральная целевая программа  «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»  включает два этапа – 2014-2017 гг. и 2018-2020 гг. Это соответствует  положениям Концепции устойчивого социального  развития сельских территорий Российской Федерации, утвержденной распоряжением  Правительством Российской Федерации  от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральные целевые программы являются важной формой реализации приоритетных направлений аграрной политики государства. В их основе находится инвестиционная деятельность, ограниченная материально-техническими и финансовыми ресурсами и временным периодом, способствующая решению крупномасштабных задач. Федеральные целевые программы должны способствовать решению проблем, связанных с осуществлением радикальных структурных изменений на макроэкономическом уровне и координацией деятельности отдельных отраслей АПК и конкретных регионов Российской Федерации.

При обосновании необходимости  решения проблем программными методами, как на федеральном, так и на региональном уровнях, следует учитывать: особую производственную и социальную значимость проблемы; невозможность комплексного решения указанной проблемы в  определенные сроки на основе использования  действующего организационно-хозяйственного механизма в сфере АПК и  необходимость государственной поддержки для ее решения; принципиальную новизну и высокую эффективность технико-экономических, организационных и других мероприятий, которые требуются для широкомасштабного распространения научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности агропромышленного производства; межотраслевые связи технологически связанных между собой отраслей экономики.

В Российской Федерации имеются  примеры позитивного решения  крупномасштабных задач на основе использования  программно-целевых методов. Разработаны  и практически реализуются федеральные  целевые программы социально-экономического развития ряда центральных регионов страны. Оценка социально-экономической  эффективности и последствий  реализации реализуемых целевых программ показала, что они оказывают существенное влияние на изменение функционирования регионального АПК в отношении удовлетворения требований, предъявляемых к нему со стороны общества по производству различных видов сельскохозяйственной продукции, созданию новых рабочих мест и улучшению экологического состояния сельских территорий.

Функционирование  агропромышленного комплекса в  областях Центрального федерального округа (ЦФО) осуществляется в сложной макроэкономической ситуации, в условиях негативного воздействия ряда факторов на экономические показатели агропромышленного производства.

Комплексному  решению возникающих проблем  должна в значительной степени способствовать реализация Федеральных целевых  программ социально-экономического развития регионов в ЦФО, способствующая повышению  уровня жизни населения на основе структурной перестройки и социальной переориентации экономики исследуемого региона, превращения его в экономически и социально развитое звено хозяйственного комплекса России на основе реализации приоритетных направлений развитии, в том числе в аграрном секторе экономики.

Подпрограмма развития АПК  предусматривает реализацию мер  по выводу АПК из кризиса, преодолению спада производства, развитию интеграционных процессов, совершенствованию ценовой и финансово-кредитной политики, решению проблем стабилизации трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки кадров, отлажены рыночные отношения, обеспечить увеличен объем инвестиции в производственную и в социальную сферу, совершенствованию системы управления АПК, завершению структурной перестройки агропромышленного производства, возобновлению процесса расширенного воспроизводства на основе нового экономического механизма, использования прогрессивных ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличения капитальных вложений, создания отраслевых и функциональных подсистем. Предусмотрены меры по развитию взаимовыгодных межрегиональных и межотраслевых связей, нормализующих условия жизнеобеспечения сельского населения.

Информация о работе Федеральные целевые программы в АПК России