Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:56, контрольная работа
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций» (Финансы. Денежное обращение. Кредит, 2001, с.80).
Введение 3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 4
1.2 Содержание финансовой политики 6
1.3 Типы финансовой политики 8
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год 10
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года 15
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года 22
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.) 24
Заключение 33
Список использованной литературы 35
3. Введение с 1 января 2005 года порядка взимания НДС по принципу «страна назначения» по углеводородам, экспортируемым на территории государств-участников СНГ, а также освобождение от обложения НДС товаров, экспортируемых в Республику Белоруссия, и взимание налога по товарам, ввозимым из Республики Белоруссия;
4. Снижение в среднем на 32% размера ставок вывозных таможенных пошлин по всем группам, за исключением топливно-энергетической группы;
5. Увеличение ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну (связано с изъятием сверхприбыли при высоких мировых ценах на нефть) и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров;
6. Введение главы «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации и произведенная в этой связи отмена налога на операции с ценными бумагами, а также сбора за право пользования наименования «Россия», «Российская Федерация».
Следует отметить, что группировка доходов и расходов федерального бюджета на 2005 год была изменена в соответствии с новой бюджетной классификацией РФ. Наибольшим изменениям подверглась функциональная классификация расходов, в которой можно выделить такие значимые нововведения, как:
- сокращение
количества разделов и
- отражение
расходов на управление и
В основу расчетов доходов федерального бюджета на 2005 год и поступлений в Стабилизационный фонд РФ, как было уже отмечено, лег третий сценарий социально-экономического развития страны, которым предполагалось, что среднегодовая цена на нефть марки “Urals” составит 28 долл./бар. Согласно первоначально утвержденным параметрам федерального бюджета его объем доходов был запланирован на уровне 3 326 млрд. руб. или 17,77% ВВП, объем расходов - 3047,9 млрд. руб. или 16,3% ВВП, профицит - 278,1 млрд. рублей или 1,5% ВВП. Однако в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынке нефти и газа (средняя цена на нефть марки «Urals» в январе-50.3 долл./барр против 34.37 долл./барр. в январе-ноябре 2004 года), Федеральным законом от 04.11.2005 №141-ФЗ были внесены коррективы по увеличению показателей федерального бюджета. В соответствии с ним доходы федерального составили 4979.8 млрд. руб. (23.7% ВВП), расходы – 3539.5 млрд. руб. (16.9% ВВП) и профицит – 1440.3 млрд. руб. (6.9% ВВП) (Приложение). В целом же за 2005 год исполнение указанных показателей, по предварительной оценке Минфина, составило:
- по объему поступивших доходов – 5121 млрд. руб., или 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов на 2005 год и почти 154% к первоначально принятому объему;
- по финансированию – 3584.2 млрд. руб., или 100.3% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов (указанная сумма дана без учета выбытия финансовых активов);
- по кассовому исполнению расходов – 3504.5 млрд. руб., или 98% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов;
- профициту (кассовому профициту) – 1536.8 (1616.5) млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета за 2005 год, включая безвозмездные перечисления, составили 5121 млрд. руб., что составили 23.6% к оценке объема ВВП за прошедший год.
Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета в январе-ноябре 2003-2005 гг.
(в % к общей сумме доходов)
2003 |
2004 |
2005 | |
Налог на прибыль |
6.6 |
6.0 |
7.5 |
НДС |
34.3 |
31.4 |
29.4 |
НДПИ |
9.6 |
12.5 |
16.8 |
Акцизы |
9.9 |
3.6 |
2.2 |
Таможенные пошлины |
17.6 |
24.7 |
30.7 |
Неналоговые доходы |
6.9 |
6.5 |
3.4 |
ЕСН |
13.7 |
12.6 |
5.1 |
Прочие доходы |
1.5 |
2.4 |
4.7 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
За январь-ноябрь 2005 года объем платежей за пользование природными ресурсами по сравнению с тем же периодом прошлого года возрос на 1.48 п.п. ВВП до 4.08% ВВП (связано с увеличением ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров). Объем таможенных пошлин увеличился на 2.3 п.п. ВВП по отношению к январю-ноябрю 2004 года и составил 7.3% ВВП. Поступления налога на прибыль в январе-ноябре 2005 года составили 1.8% ВВП, что на 0.6 п.п. ВВП выше, чем в январе-ноябре 2004 года (связано с увеличением ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%). Поступления НДС увеличились на 0.6 п.п. ВВП и составили 7% ВВП. Снижение эффективной ставки единого социального налога с сохранением регрессивной шкалы налогообложения сократило доходы федерального бюджета на 280,8 млрд. руб. или на 1,5% к ВВП; В структуре расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2005 года доля расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность возросла на 0.3 п.п., и составила 28% к общей сумме расходов. Межбюджетные трансферты возросли на 4.4 п.п. и составили 39.1% к общей сумме расходов.
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2003-2005 гг.
(в % к общей сумме расходов)
2003 |
2004 |
2005 | |
Общегосударственные вопросы, беспроцентных расходах |
7.0 |
6.7 |
6.7 |
Национальная
оборона, безопастность и |
25.7 |
27.7 |
28.0 |
Образование |
5.1 |
5.6 |
4.4 |
Национальная экономика |
6.9 |
6.8 |
6.2 |
Социальная политика, здравоохранение и спорт |
8.5 |
8.5 |
7.6 |
Межбюджетные трансферты |
34.9 |
34.7 |
39.1 |
Обслуживание государственного долга |
10.1 |
8.2 |
6.4 |
Прочие |
1.7 |
1.7 |
1.6 |
Финансирование расходов на обслуживание государственного и муниципального долга Российской Федерации (процентные расходы) в целом за 2005 год составило 228.3 млрд. руб. (6.4% от общего объема финансирования расходов данного периода). Благодаря превышению мировых цен на нефть отметки в 20 долларов за баррель – средней цены на нефть марки «Urals» за последние 10 лет – в 2005 году средства Стабилизационного Фонда РФ превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:
• 93,5 млрд. рублей (эквивалент
3,3 млрд. долларов США) было направлено
на погашение долга перед
• 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
• 123,8 млрд. рублей
(эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на
погашение долга перед
• 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
Итоги кредитно-денежной политики 2005 года
За 2005 год инфляция на потребительском рынке составила 10.9% против 11.7% в прошлом году. Почти до середины года цены повышались темпами, опережающими прошлогодние показатели. В итоге за январь-май 2005 г. прирост цен (7.3%) был почти в 1.4 раза выше аналогичного показателя за 2004 год (5.3 процента). Прирост потребительских цен без учета товаров и услуг необязательного пользования за этот период (8.5%) был еще выше, чем годом ранее (5.7%). Это свидетельствует о более высоком росте спроса на товары (услуги) первой необходимости вследствие роста платежеспособного спроса наименее обеспеченных слоев населения в связи со значительным повышением их денежных доходов (из-за монетизации ряда льгот, повышения пенсий, увеличения выплат бюджетникам и др.). На опережающих темпах инфляции также сказался повышенный рост административных тарифов в начале года, вдвое превышавший аналогичные прошлогодние показатели, связанный с принятием решения о переходе населения на 100% оплату услуг ЖКХ; сокращением дотаций из федерального бюджета; более значительным, чем в 2004 году, повышением регулируемых цен на отпускаемые для населения энергоносители естественными монополиями (оптовые цены газ с 1 января были увеличены на 25.1%, предельный размер повышения тарифов на электроэнергию был повышен также до 25%) с целью сокращения перекрестного субсидирования последних. Правительство и Банк России принимали меры по снижению темпов инфляции. В I полугодии 2005 г. денежная политика была достаточно жесткой, поддерживался стабильным номинальный курс рубля. В целях увеличения предложения продовольственных товаров в мае был смягчен режим импорта говядины. Пристальное внимание уделялось росту регулируемых тарифов (намеченное вторичное повышение цен на газ для населения в апреле практически не было введено, тарифы в электроэнергетике для населения росли более медленными темпами, чем установленный предел их повышения). В итоге с июня 2005 г. темпы инфляции замедлились. Во II полугодии 2005 г. темпы роста цен были почти вдвое ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (2.7% против 5.3 процента). На замедлении темпов инфляции во второй половине 2005 года сказались также такие факторы, как значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период и осенью благодаря хорошему урожаю 2005 года; значительный рост импорта мясных (на 23-33%) и других продовольственных товаров; приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов. В августе 2005 г. была зафиксирована дефляция на 0.1% (последний раз дефляция была в августе 2003 г.), в том числе за счет более значительного сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию, чем в прошлом году. В условиях высокой внешнеэкономической конъюнктуры цены на товары российского экспорта в 2005 году в среднем более чем на 40% превысили уровень 2004 года. Это касается не только газа, нефти, нефтепродуктов, но и черных, цветных металлов и др. Уровень торгового и платежного балансов, уровень накапливания золотовалютных резервов также был гораздо больше, чем предполагалось. Так, уровень золотовалютных резервов достиг 182,2 млрд. долларов, что примерно на 61,5 млрд. долларов превышает величину на конец 2004 года. А с учетом того, что 18,5 млрд. долларов были направлены на досрочное погашение долгов перед Парижским клубом кредиторов, перед Международным валютным фондом, то это совместно дает величину около 80 млрд. долларов прироста. В результате были эмитированы значительные объемы денег, увеличены денежная база и денежная масса. Увеличение денежной массы относительно 2004 года составило 38%. В отдельные месяцы, особенно в середине года, в третьем квартале, было и 42, и 43% относительно предшествующих периодов 2004 года. То есть высокий объем предложения оказывал влияние на инфляцию, и наличие Стабилизационного фонда, с одной стороны, и достаточно аккуратная курсовая и процентная политика Центрального банка РФ, с другой стороны, привели к тому, что все-таки в этих условиях удалось инфляцию снизить. Однако, несмотря на это, уровень инфляции в 2005 году превысил целевой уровень в 8.5%, установленный Федеральным законом о бюджете.
Итоги инвестиционной политики 2005 года
По итогам 2005 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 3431.0 млрд. руб., или увеличился относительно 2004 года на 10.5%, что несколько меньше чем в 2004 году – 10.9 процента. Баланс собственных и привлеченных средств в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре 2005 г. практически не изменился по сравнению с январем-сентябрем 2004 г. В то же время произошли значительные изменения в составе как привлеченных, так и собственных средств. Значительно (на 3.1%) возросла доля прибыли, остающейся в распоряжении организаций, направляемой на инвестиции при одновременном снижении доли используемой в инвестиционных целях амортизации (на 3 процента). В привлеченных средствах отмечается рост бюджетных средств (на 1.8%), в том числе средств федерального бюджета (на 1.1%) и средств бюджетов субъектов Федерации (на 0.6%), при снижении доли банковского кредитования (на 1.2 процента).
В 2005 году успешно реализовывалась Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), являющаяся одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики в рамках системы бюджетного планирования. По данным Росстата, уровень финансирования годового лимита по стройкам и объектам для государственных нужд по итогам за 2005 год составил 153721.7 млн. рублей, или 97% годового лимита. При этом 2747 строек и объектов из 3399 профинансированы в размере предусмотренного годового лимита бюджетных ассигнований. В то же время уровень финансирования 57 строек составил менее 50%, а по 351 стройке финансирование не осуществлялось. По стройкам и объектам для федеральных государственных нужд, предусмотренным в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2005 год, по данным Росстата, освоено государственными заказчиками 142364.1 млн. рублей государственных капитальных вложений, или 90% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. Объем освоенных бюджетных средств за 2005 год в рамках основных комплексов составил: в производственном комплексе – 92764.8 млн. рублей, или 90% от годового лимита, в специальном комплексе – 5051.6 млн. рублей (73%) и в социальном комплексе – 44547.7 млн. рублей (92 процента). Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, освоен годовой лимит государственных капитальных вложений в агропромышленном (96%) комплексе, а также по отраслям «Коммунальное строительство» (93%) и «Здравоохранение, физическая культура и соц. обеспечение» (91%). В пределах средних значений профинансированы транспортный комплекс (90%) и отрасль «Наука и научное обслуживание» (88%). В то же время существенно ниже среднего уровня освоен годовой лимит государственных капитальных вложений по стройкам и объектам по разделу «Культура и искусство» (84%) и «Жилищное хозяйство» (80%). Освоение государственных капитальных вложений по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу, в разрезе федеральных округов за 2005 год характеризуется следующими данными: Федеральный округ Лимит государственных инвестиций на год Фактически освоено государственных капитальных вложений
млн. рублей в % от лимита на год
Центральный |
55249.7 |
42749.5 |
77 |
Северо-Западный |
38269.5 |
36207.7 |
95 |
Южный |
20205.0 |
17734.6 |
88 |
Приволжский |
20721.7 |
25801.3 |
124 |
Уральский |
2483.4 |
2479.0 |
99.8 |
Сибирский |
14478.4 |
10858.1 |
75 |
Дальневосточный |
6950.1 |
6533.9 |
94 |
По данным Росстата за январь-сентябрь 2005 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96.5 млрд. долларов США, что на 31.4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53.1% (на конец сентября 2004 года – 57.5%), доля прямых инвестиций составила 44.9% (40.5%), портфельных – 2.0% (2.0 процента). В январе-сентябре 2005 г. в экономику России поступило 26.8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 7.9% меньше, чем в январе-сентябре 2004 года. При сохранении темпов роста прямых иностранных инвестиций в экономику России на уровне прошлого года (январь-сентябрь 2005 г. – 18.1% против 19.8% в январе-сентябре 2004 г.) отмечается значительный рост доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций (на 5.4 п.п.), что отражает улучшение инвестиционного климата России.
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года
Финансовая политика 2005 года наряду с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынках нефти и газа, в целом оказала положительное влияние на социально-экономическое развитие страны. Так, темп экономического роста по итогам 2005 года составил 6,4%, то есть выше первоначального прогноза Минэкономразвития (5.9%), но ниже результата 2004 года (7.2%). По темпам экономического роста Россия продолжала опережать развитые страны мира, но уступала Китаю и большинству государств СНГ. Превышение темпов роста по сравнению с прогнозом было связано в первую очередь с более высокими ценами на нефть, которые способствовали дополнительному росту не только стоимостных объемов экспорта, но и доходов населения, торговли и инвестиций в основной капитал. Некоторое замедление роста ВВП по сравнению с предыдущим годом было обусловлено прежде всего значительным снижением темпов роста физических объемов экспорта и сдержанной динамикой роста промышленного производства, даже в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Инвестиции в основной капитал увеличились в 2005 году к предыдущему году на 10.5% против 10.9% в 2004 году. Поддержать достаточно высокий темп роста инвестиций удалось за счет увеличения экспортных доходов, а также ускорения роста государственных инвестиций. Индекс промышленного производства за 2005 год составил 104% против 104.4% по первоначальному прогнозу Минэкономразвития и 108.3% в 2004 году. Замедление динамики было обусловлено: низкими темпами роста добычи топливно-энергетических ресурсов (в том числе нефти – 102.2% против 109.0% за 2004 год, из-за исчерпания возможностей роста добычи на старых месторождениях, повышения налоговой нагрузки, увеличения транспортных тарифов и снижения привлекательности экспорта нефти железнодорожным и речным транспортом); неустойчивой динамикой обрабатывающих производств, вызванной серьезным давлением со стороны импорта. Был снижен выпуск легковых автомобилей (на 3.8%, при увеличении импорта новых иномарок на 58% и подержанных – на 29%), грузовых магистральных (на 1.4%) и пассажирских магистральных вагонов (на 1.3%), электродвигателей переменного тока (на 10.2%), металлорежущих станков (на 11.4%), кузнечно-прессовых машин (на 13.4%), целого ряда позиций в текстильном, швейном и обувном производстве и другой продукции. В сфере оплаты труда в 2005 году была сохранена тенденция роста номинальной и реальной начисленной заработной платы, характерная для последних лет: по предварительным данным Росстата номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в среднем за год составила 8530 рублей и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 23,6 процента. Реальная заработная плата в 2005 году по сравнению с 2004 годом составила 109.7 процента. В связи с некоторым замедлением в прошедшем году темпов развития экономики (ВВП, промышленного производства) данный показатель сложился несколько ниже роста реальной заработной платы в 2004 году, который составил 110.6 процента. Если рассматривать финансовую политику 2005 года в разрезе составляющих ее элементов и в соответствии с их целями и задачами, то среди итогов 2005 года можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения. Для начала отметим те результаты реализации финансовой политики, которые свидетельствуют о достижении ранее поставленных и обнародованных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ целей и задач. Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы 2005 года стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности, за счет принятия законодательного решения о снижении максимальной налоговой ставки для большинства налогоплательщиков по ЕСН с 35,6% до 26%. Снижение ставки ЕСН явилось очередным шагом, направленным на улучшение финансового положения предприятий. Благодаря этому в 2005 г. более 280 млрд. руб. осталось в их распоряжении, которые пошли на инвестиции, пополнение оборотных средств и повышение заработной платы. В соответствии с целями и задачами бюджетной и налоговой политики на 2005 год Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен главами о водном и земельном налогах, государственной пошлине; бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на 2005 год были сформированы с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов.