Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:10, реферат
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов.
Федеральное агентство образования
Санкт-Петербургский
сервиса и экономики
Реферат
по дисциплине
государственное регулирование экономики
«Финансовая система. Государственный бюджет»
Выполнила:
Студентка 3 курса заочного отделения
Специальность: 080502
Цупринова Евгения Сергеевна
Паспорт № 5810 038121
г. Великие Луки
2012 год
Анализ закономерностей
развития финансов в разных условиях
общественного воспроизводства
свидетельствует о наличии
Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определенные различия между ними.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Актуальность данной темы заключается в особой важности, для настоящего момента развития страны, как качественного функционирования финансовой системы в целом, так и её составляющих.
Термин «финансы» происходит от лат. «financia», что означает платеж. Впервые со значением «денежный платеж» он начал широко использоваться в 13-15 вв. в Италии, города которой (Флоренция, Венеция, Генуя) являлись в то время крупными центрами торговли, денежных расчетов и банковского дела. В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций.
В условиях товарно-денежных отношений любая экономическая структура не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и т. д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.
Следовательно, финансы как экономическая категория представляет собой экономические отношения по поводу распределения и использования фондов денежных средств для обеспечения общественных потребностей.
Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации экономической и культурной жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.
Следует уяснить, что финансовые отношения - понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.
В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.
Из всего многообразия денежных связей общества система финансовых отношений включает:
1) денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
2) денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
3) денежные отношения между
4) денежные отношения,
5) денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;
6) денежные отношения между
Таким образом, субъектами финансовых
отношений выступают
Сущность и роль финансов проявляется в их функциях. Финансы призваны выполнять, прежде всего, две основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное - образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, и пр.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне.
Вместе с тем, иногда выделяют, кроме
названных, воспроизводственную и
стимулирующую функции
Эти функции финансы выполняют через финансовую систему, представляющую собой совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование денежных фондов.
На уровне микроэкономики
- на предприятиях и в домашних хозяйствах
- образуются первичные финансы. Здесь
собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия
для получения первичных доходов, в том
числе денежных средств. Эта исходная
финансовая деятельность включает два
момента: образование денежных средств
(что происходит посредством начального
распределения доходов) и расходования
таких средств.
На
уровне микроэкономики доходы и расходы
балансируются (уравновешиваются) следующим
образом. На предприятиях состояние финансов
отражается в счете прибылей и убытков
(затрат). В домашнем хозяйстве полученные
доходы (от использования факторов производства)
сопоставляются с расходами (затратами
на текущее потребление и сбережения).
Первичные
финансы на уровне макроэкономики служат
базой вторичных финансов государства.
Они образуются в результате последующего
распределения (или перераспределения)
доходов главным образом с помощью налогов.
Налоги - обязательные платежи предприятий
и населения, которые государство взимает
с учетом величины первичных доходов.
Финансовые отношения.
Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с
формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, пред
При создании, функционировании и ликвидации
хозяйствующие субъекты вступают в различные
финансовые отношения с учетом специфики
их организационно-правового статуса.
Финансовые отношения
можно разделить на следующие
основные группы:
1. Отношения с другими самостоятельно
хозяйствующими субъектами различных
форм собственности, возникшими с целью
образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций,
включая.
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих
субъектов и физических лиц через акции,
облигации и другие ценные бумаги.
3. Отношения предприятия как юридического
лица и персонала.
4. Отношения, основанные на трудовых отношениях,
внутри предприятия.
5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами.
6. Отношения предприятия с бюджетом и
внебюджетными фондами, а также фискальными
(налоговыми) органами при уплате налогов
и обязательных сборов.
7. Отношения предприятия с финансово-кредитными
учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, фондами).
Экономического сотрудничество
между государствами
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.
Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.
Финансовая политика - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Выделяются две формы финансовой политики - фискальная, т.е. политика в области налогообложения, и бюджетная, т.е. политика в области расходования бюджетных средств. В основе финансовой политики лежат теоретические концепции государственных финансов.
Так, кейнсианство основывается на том, что проблемы расширенного воспроизводства надо решать с позиций обеспечения эффективного спроса, недостаток которого провоцирует экономические кризисы; что капиталистическая система не может сама регулироваться без вмешательства государства и главный инструмент регулирования экономики - бюджетная политика. На государство и финансовую политику в целом сторонники кейнсианства возлагают задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования. Государственные расходы рассматриваются ими как важный фактор достижения эффективного спроса. Правительственный спрос, обеспечиваемый налогами и займами, должен оживить предпринимательскую активность и привести к росту национального дохода и занятости. Эта концепция основывается на принципе дефицитного финансирования, т.е. допускается дефицит госбюджета для обеспечения необходимого размера государственных расходов, который покрывается с помощью займов.
Информация о работе Финансовая система. Государственный бюджет