Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:10, реферат
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов.
Существуют различные классификации доходных источников государства. Первая - это деление доходов на налоги и неналоговые поступления (сборы, взносы). Вторая - на обычные (постоянные) и чрезвычайные (периодические) доходы. Так, кредиты раньше служили чрезвычайным источником доходов, сейчас они стали постоянным. Третья - на доходы от государственного и частного сектора. В свою очередь доходы от государственного сектора подразделяются на доходы от собственного госсектора и доходы от иностранных государств (помощь, репарации, оплата процентов по кредитам). Доходы от частного сектора подразумевают доходы от продажи ему услуг государственных предприятий, от сдачи в аренду или прокат государственной собственности.
Подавляющая часть всех доходов бюджетов западных стран образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется до 30% ВНП в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.
В структуре всех налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет), затем - налог на прибыли компаний (до1/5). Эти налоги обладают высокой эластичностью, т.е. сумма поступлений по ним в бюджет зависит от величины ВНП, что позволяет использовать их как рычаг централизованного государственного воздействия на экономику.
В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование, уплачиваемых и наемными работниками, и предприятиями. Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся, однако они включаются в производственные издержки и в конечном итоге перекладываются на потребителей через механизм цен.
Государственные займы и эмиссия бумажных денег - это не основные источники доходов бюджета, они используются для покрытия его дефицита, когда не хватает налоговых поступлений. Кроме того, для пополнения доходов федерального бюджета взимаются специальные фискальные пошлины.
В условиях командно-административной
системы в Советском Союзе
государственный бюджет представлял
собой основной финансовый план образования
и использования
За годы экономических реформ в структуре бюджета произошли изменения, связанные с увеличением прямых налогов в формировании доходной части бюджета, уменьшением расходов на финансирование народного хозяйства, повышением затрат на содержание государственного аппарата. Возникли и серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики. Они были связаны с запаздыванием принятия годовых бюджетов (в 1992-1993 гг. они принимались в конце финансового года); наличием в бюджетах «защищенных» статей, полностью обеспеченных ресурсами, и «незащищенных», выполнение которых зависело от возможного поступления дополнительных доходов; с противоречивым характером процессов стабилизации денежного обращения и стабилизации всей макроэкономики (снижением безработицы и инфляции): снижение предложения денег обеспечивается рестриктивной бюджетной политикой, которая усиливает спад производства, а для преодоления экономического кризиса требуются огромные затраты государственных денежных средств. Очень острым является противоречие между экономическими и социальными целями бюджета.
Реформирование бюджетно-
Эволюция налоговой системы России шла в направлении, обратном эволюции в остальном цивилизованном мире. У нас - ненормированное распределение прибыли, акцизы вместо гибкого налога и добавленной стоимости, слабая доля личных доходов в источниках налогов. У них - единый косвенный НДС, единое обложение корпораций, велика роль личных доходов граждан.
В последние годы проведены первые шаги в преобразовании старой налоговой системы. Впервые налоги разделены на три вида: федеральные, республиканские и местные. Но практически вопросы распределения этих денег остались нерешенными. Главное - нет ответа на вопрос, какие цели стоят перед создаваемой налоговой системой. В конечном итоге она должна быть направлена на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия. Сегодня налоговая реформа в России предусматривает снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, расширение налоговой базы (отмена льгот), перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц, усиление контроля за соблюдением налогового законодательства (принятие Налогового кодекса, работа налоговой полиции). Будут пересмотрены принципы регулирования амортизационной политики предприятий, законодательно закреплены основы таможенно-тарифной политики России.
В целом программа финансовой стабилизации предусматривает сокращение субсидирования экономики, увеличение реальных доходов бюджета за счет улучшения собираемости налогов, финансирование государственных расходов за счет выпуска государственных ценных бумаг и привлечения международных кредитов, реализацию государственных ценных бумаг населению и мелким инвесторам, стабилизацию национальной валюты.
На исполняемость бюджета влияет также кризис неплатежей - отсутствие или нехватка оборотных средств у предприятий для выполнения финансовых обязательств, что приводит к невозможности уплаты налогов.
Для сокращения бюджетного дефицита предполагается: значительно улучшить собираемость налогов (разрешить проблему кризиса неплатежей), увеличить доходы от денежной приватизации, реализовать широкомасштабную программу продажи государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, нацеленную, в частности, на привлечение накоплений в иностранной валюте. Валютные средства населения рассматриваются как существенный дополнительный источник покрытия государственного долга. В источниках покрытия его должны возрасти внутренние заимствования, а не внешние поступления. Причем со временем правительство планирует удлинять сроки заимствований, делать упор не на краткосрочные, а на среднесрочные облигации.
Основное направление государственной политики в области расходов бюджета - перераспределение их от неэффективных к необходимым. Планируется проведение «инвентаризации» всех расходов, анализ их эффективности и целесообразности. Сферами прямого применения государственных закупок в России должны стать национальная оборона и безопасность; создание государственных резервов; федеральные системы инфраструктуры; геологоразведка; фундаментальная наука; природоохранная деятельность; социальная сфера.
Большие проблемы связаны со становлением и развитием бюджетного федерализма в России. Разделение налогов на три уровня создает базу для финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, но дело в том, что 3/4 из них не в состоянии обеспечить покрытие своих расходов из собственных источников доходов, и федеральный бюджет вынужден выделять им целевые субсидии. Целевые субсидии - средства федерального бюджета, направляемые в региональные бюджеты для финансирования расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту населения. Для этого создан фонд регионального развития - целевой фонд федерального бюджета, предназначенный для долевого финансирования инвестиций в социальную и производственную инфраструктуру слаборазвитых регионов (в рамках федеральной региональной политики). В результате реформ и всплеска самостоятельности регионов в настоящее время российские регионы получили такие права и полномочия, которые раньше на 100% принадлежали центральному правительству, поэтому наша бюджетная система сегодня - самая децентрализованная в мире. Это противоречит тенденциям развития единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной кредитно-денежной политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы. В США, например, действует правило, предписывающее правительствам штатов утверждать только сбалансированный бюджет, они не имеют права показывать дефицит бюджета при его утверждении (оно есть только у федерального бюджета). Это правило желательно ввести и в России.
Современная ситуация в
сфере государственных финансов
сегодня в России характеризуется
тенденциями нарастания бюджетн
Обслуживание внешнего долга также стало весьма серьезной проблемой для российского бюджета. Эти расходы превышают размеры иностранных частных капиталов и внешнеэкономической помощи, которую Россия получает от иностранных банков и международных финансовых организаций.
В бюджете на 1997 г. правительственная концепция финансового регулирования получила воплощение в расширении налогооблагаемой базы, а не в рационализации государственных расходов, что не будет способствовать экономическому росту. Практически сразу после принятия государственного бюджета на 1997 г. было заявлено о его провале и невыполнимости, о необходимости сокращения расходов, которые направляются в основном на «латание дыр», а не на структурную перестройку экономики.
Сейчас в России через государственный бюджет перераспределяется всего 16-19% ВВП (против 35-50% в развитых странах), что позволяет говорить о практическом прекращении выполнения государством своих основных функций.
В заключение работы проведем итоговый обзор описанных понятий и процессов.
Финансовая система -
форма организации денежных отношений
между всеми субъектами воспроизводственного
процесса по распределению и
Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.
В процессе распределения
стоимости совокупного
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
Информация о работе Финансовая система. Государственный бюджет