Финансовая система. Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:10, реферат

Описание

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Существуют различные  классификации доходных источников государства. Первая - это деление  доходов на налоги и неналоговые  поступления (сборы, взносы). Вторая - на обычные (постоянные) и чрезвычайные (периодические) доходы. Так, кредиты раньше служили чрезвычайным источником доходов, сейчас они стали постоянным. Третья - на доходы от государственного и частного сектора. В свою очередь доходы от государственного сектора подразделяются на доходы от собственного госсектора и доходы от иностранных государств (помощь, репарации, оплата процентов по кредитам). Доходы от частного сектора подразумевают доходы от продажи ему услуг государственных предприятий, от сдачи в аренду или прокат государственной собственности.

Подавляющая часть всех доходов бюджетов западных стран  образуется за счет налогов (90% поступлений  на центральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется до 30% ВНП в США и  Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.

В структуре всех налогов  ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/до 1/всех поступлений в бюджет), затем - налог на прибыли компаний (до1/5). Эти налоги обладают высокой эластичностью, т.е. сумма поступлений по ним в бюджет зависит от величины ВНП, что позволяет использовать их как рычаг централизованного государственного воздействия на экономику.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование, уплачиваемых и наемными работниками, и предприятиями. Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся, однако они включаются в производственные издержки и в конечном итоге перекладываются на потребителей через механизм цен.

Государственные займы  и эмиссия бумажных денег - это  не основные источники доходов бюджета, они используются для покрытия его дефицита, когда не хватает налоговых поступлений. Кроме того, для пополнения доходов федерального бюджета взимаются специальные фискальные пошлины.

 

Основные направления финансового  регулирования в современной России.

В условиях командно-административной системы в Советском Союзе  государственный бюджет представлял  собой основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, направляемых на выполнение директивного плана социально-экономического развития страны. Финансирование народного хозяйства страны осуществлялось почти целиком за счет бюджета, основным источником которого были платежи предприятий в форме налога с оборота и отчислений от прибыли (до 70% объема прибыли).

За годы экономических  реформ в структуре бюджета произошли  изменения, связанные с увеличением  прямых налогов в формировании доходной части бюджета, уменьшением расходов на финансирование народного хозяйства, повышением затрат на содержание государственного аппарата. Возникли и серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики. Они были связаны с запаздыванием принятия годовых бюджетов (в 1992-1993 гг. они принимались в конце финансового года); наличием в бюджетах «защищенных» статей, полностью обеспеченных ресурсами, и «незащищенных», выполнение которых зависело от возможного поступления дополнительных доходов; с противоречивым характером процессов стабилизации денежного обращения и стабилизации всей макроэкономики (снижением безработицы и инфляции): снижение предложения денег обеспечивается рестриктивной бюджетной политикой, которая усиливает спад производства, а для преодоления экономического кризиса требуются огромные затраты государственных денежных средств. Очень острым является противоречие между экономическими и социальными целями бюджета.

Реформирование бюджетно-налоговой  системы в России проводится в  крайне сложных условиях экономического спада, инфляции, кризиса государственных  финансов и огромного бюджетного дефицита. Поэтому на первое место поставлена политика сокращения бюджетного дефицита - через совершенствование налоговой системы и уменьшение расходной части государственного бюджета (сокращение военных расходов и расходов на управление, помощи иностранным государствам, снижение производственных инвестиций, не связанных с производством ТНП, ликвидация выплат необоснованных дотаций и субсидий государственным предприятиям, их активная приватизация, проведение разумной социальной политики). Новые социальные программы должны приниматься только в пределах сбалансированного бюджета. Должна быть разработана программа жесткой экономии бюджетных средств, для пополнения которых следует использовать заимствования путем выпуска государственных долговых обязательств. Одновременно необходимо провести реформу и системы налогообложения, чтобы, с одной стороны, увеличить поступления в бюджет и, с другой, не создавать новые антистимулы для развития предпринимательской активности.

Эволюция налоговой  системы России шла в направлении, обратном эволюции в остальном цивилизованном мире. У нас - ненормированное распределение прибыли, акцизы вместо гибкого налога и добавленной стоимости, слабая доля личных доходов в источниках налогов. У них - единый косвенный НДС, единое обложение корпораций, велика роль личных доходов граждан.

В последние годы проведены  первые шаги в преобразовании старой налоговой системы. Впервые налоги разделены на три вида: федеральные, республиканские и местные. Но практически  вопросы распределения этих денег  остались нерешенными. Главное - нет ответа на вопрос, какие цели стоят перед создаваемой налоговой системой. В конечном итоге она должна быть направлена на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия. Сегодня налоговая реформа в России предусматривает снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, расширение налоговой базы (отмена льгот), перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц, усиление контроля за соблюдением налогового законодательства (принятие Налогового кодекса, работа налоговой полиции). Будут пересмотрены принципы регулирования амортизационной политики предприятий, законодательно закреплены основы таможенно-тарифной политики России.

В целом программа финансовой стабилизации предусматривает сокращение субсидирования экономики, увеличение реальных доходов бюджета за счет улучшения собираемости налогов, финансирование государственных расходов за счет выпуска государственных ценных бумаг и привлечения международных кредитов, реализацию государственных ценных бумаг населению и мелким инвесторам, стабилизацию национальной валюты.

На исполняемость бюджета  влияет также кризис неплатежей - отсутствие или нехватка оборотных средств у предприятий для выполнения финансовых обязательств, что приводит к невозможности уплаты налогов.

Для сокращения бюджетного дефицита предполагается: значительно  улучшить собираемость налогов (разрешить  проблему кризиса неплатежей), увеличить  доходы от денежной приватизации, реализовать широкомасштабную программу продажи государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, нацеленную, в частности, на привлечение накоплений в иностранной валюте. Валютные средства населения рассматриваются как существенный дополнительный источник покрытия государственного долга. В источниках покрытия его должны возрасти внутренние заимствования, а не внешние поступления. Причем со временем правительство планирует удлинять сроки заимствований, делать упор не на краткосрочные, а на среднесрочные облигации.

Основное направление  государственной политики в области  расходов бюджета - перераспределение  их от неэффективных к необходимым. Планируется проведение «инвентаризации» всех расходов, анализ их эффективности  и целесообразности. Сферами прямого применения государственных закупок в России должны стать национальная оборона и безопасность; создание государственных резервов; федеральные системы инфраструктуры; геологоразведка; фундаментальная наука; природоохранная деятельность; социальная сфера.

Большие проблемы связаны  со становлением и развитием бюджетного федерализма в России. Разделение налогов на три уровня создает  базу для финансовой самостоятельности  региональных и местных бюджетов, но дело в том, что 3/из них не в состоянии обеспечить покрытие своих расходов из собственных источников доходов, и федеральный бюджет вынужден выделять им целевые субсидии. Целевые субсидии - средства федерального бюджета, направляемые в региональные бюджеты для финансирования расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту населения. Для этого создан фонд регионального развития - целевой фонд федерального бюджета, предназначенный для долевого финансирования инвестиций в социальную и производственную инфраструктуру слаборазвитых регионов (в рамках федеральной региональной политики). В результате реформ и всплеска самостоятельности регионов в настоящее время российские регионы получили такие права и полномочия, которые раньше на 100% принадлежали центральному правительству, поэтому наша бюджетная система сегодня - самая децентрализованная в мире. Это противоречит тенденциям развития единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной кредитно-денежной политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы. В США, например, действует правило, предписывающее правительствам штатов утверждать только сбалансированный бюджет, они не имеют права показывать дефицит бюджета при его утверждении (оно есть только у федерального бюджета). Это правило желательно ввести и в России.

Современная ситуация в  сфере государственных финансов сегодня в России характеризуется  тенденциями нарастания бюджетного кризиса, который в полной мере проявился к середине 1996 г. Он выражается в уменьшении доходной базы бюджетов всех уровней и прежде всего федерального бюджета; резком, хаотичном сокращении бюджетных расходов с ярко выраженной структурной деформацией их; критическом накоплении государственного долга, чрезмерно дорогом его обслуживании, нерациональной структуре источников его покрытия. В налоговой системе России основную роль играет НДС, обеспечивающий пополнение бюджета за счет инфляционных налогов. Сокращение темпов роста инфляции и продолжающийся спад производства снизили налогооблагаемую базу и усугубили бюджетный дефицит. Для его финансирования правительство вынуждено привлекать в больших объемах заемные средства внутреннего финансового рынка. Однако чрезмерная экспансия фондового рынка, поддерживаемая за счет высокой доходности ГКО, привела не только к тому, что объемы их погашения стали превышать доходы федерального бюджета, но и к отвлечению инвестиционных ресурсов от реального сектора экономики. Расходы на обслуживание государственного долга составляют 16% суммы бюджета.

Обслуживание внешнего долга также стало весьма серьезной проблемой для российского бюджета. Эти расходы превышают размеры иностранных частных капиталов и внешнеэкономической помощи, которую Россия получает от иностранных банков и международных финансовых организаций.

В бюджете на 1997 г. правительственная концепция финансового регулирования получила воплощение в расширении налогооблагаемой базы, а не в рационализации государственных расходов, что не будет способствовать экономическому росту. Практически сразу после принятия государственного бюджета на 1997 г. было заявлено о его провале и невыполнимости, о необходимости сокращения расходов, которые направляются в основном на «латание дыр», а не на структурную перестройку экономики.

Сейчас в России через  государственный бюджет перераспределяется всего 16-19% ВВП (против 35-50% в развитых странах), что позволяет говорить о практическом прекращении выполнения государством своих основных функций.

 

Заключение.

В заключение работы проведем итоговый обзор описанных понятий  и процессов.

Финансовая система - форма организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

Процесс распределения  и перераспределения стоимости  совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения  стоимости совокупного общественного  продукта у субъектов экономических  отношений (государства, хозяйствующих  субъектов, наёмных работников и  органов местного самоуправления) накапливаются  различные фонды денежных доходов.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства  по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

Информация о работе Финансовая система. Государственный бюджет