Финансовая система. Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:10, реферат

Описание

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Неоконсервативная стратегия - теория экономики предложения - основывается на ограничении вмешательства государства в хозяйственную жизнь, особенно в социальную область. Главная задача - увеличение объема предложения, стимулирование производства, повышение его эффективности. Государство должно помогать предпринимателю. В области финансов это выражается в сокращении объема перераспределяемого через финансовую систему национального дохода, снижение размеров социальных расходов, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Налоги должны быть сокращены, уменьшена степень их прогрессивности. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом и порождаемой им инфляцией. В структуре государственных расходов, по мнению неоконсерваторов, должен быть увеличен удельный вес затрат, связанных с поощрением НТП, развитием образования, науки. Налоговая политика должна быть «нейтральной» для развития экономики, дающей простор рыночным силам. Они придерживаются также позиции ежегодного балансирования бюджета.

Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и его стимулирование (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Соответственно при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Усиление роли государства  в перераспределении национального  дохода проявляется в разработке и реализации программ государственных затрат - программ, охватывающих основные направления финансового регулирования: затраты на научные исследования, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, государственное потребление и военные расходы, затраты на социальные цели (социальную инфраструктуру), улучшение воспроизводства капитала, расширение потребительского рынка, охрану окружающей среды, социальное страхование, расширение производственной инфраструктуры.

Среди методов финансового  регулирования выделяются прямые и  косвенные. Прямые методы финансового регулирования - финансирование средствами государственного бюджета затрат на расширенное воспроизводство, непроизводительные расходы государства, развитие инфраструктуры, научные исследования, проведение структурной политики, содержание военно-промышленного комплекса. Косвенные методы финансового регулирования - воздействие на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса через налоговую систему.

 

Финансовая политика.

Под финансовой политикой  понимают комплекс мероприятий государства  по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.

Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

По содержанию финансовая политика предполагает:

·  разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

·  создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

·  управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Финансовая  политика состоит из следующих главных компонентов:

    • налоговой политики;
    • бюджетной политики;
    • денежно-кредитной политики;
    • ценовой политики;
    • таможенной политики;
    • социальной политики;
    • инвестиционной политики;
    • политики в области международных финансов.

Финансовая  политика РФ основывается на следующей системе социально-экономических приоритетов:

·  достижение социальной стабильности в обществе;

·  оздоровление государственных финансов;

·  восстановление нормального функционирования кредитной системы;

·  поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;

·  достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;

·  создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

·  создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

    • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
    • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
    • организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
    • выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
    • создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

 

Государственный бюджет.

Центральное звено финансовой системы представлено государственным  бюджетом. Государственный бюджет - это роспись денежных доходов и расходов государства. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны.

Построение  бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

1. Принцип единства - сосредоточение  в бюджете всех расходов и  всех доходов государства. В  государстве должны существовать  единая бюджетная система, единообразие  финансовых документов и бюджетной  классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.

3. Принцип реальности  предполагает правдивое отражение  доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности  - это обязательное информирование  населения об основных расходах и источниках доходов.

В настоящее время  не все эти принципы строго соблюдаются (особенно принципы полноты и единства), однако отсутствие обезличенности финансового  фонда, которым распоряжаются правительства  разных уровней, и четкое разграничение  источников поступлений средств в распоряжение центрального правительства и местных органов власти являются важнейшей особенностью современных государственных бюджетов развитых стран.

Бюджетная система выполняет  три функции: фискальную - создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов; функцию экономического регулирования - использование налогов для проведения своей экономической политики; социальную - использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Главная функция госбюджета - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Через  него распределяется более половины вновь созданной стоимости. Концентрируемые  в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности для его активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Госбюджет служит катализатором  развития НТП в условиях резкого  обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%. Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Они зависят от характера административной системы, структурных особенностей экономики, ряда других факторов. Госбюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране: между работодателями и наемными работниками, между центром и регионами, между отраслями и фирмами - и сопровождается борьбой в парламенте, партиях, печати.

Расходы государственного бюджета.

Это расходы государства, связанные с выполнением им функций политического, социального и хозяйственного регулирования. Выделяется несколько классификаций государственных расходов: народнохозяйственная, институциональная, функциональная.

Народнохозяйственная  классификация государственных расходов подразумевает выделение в них трансформационных и трансфертных расходов. Трансформационные расходы - это такие расходы, в обмен на которые государство получает товары или услуги. Это - государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплаты заработной платы из бюджета. Трансфертные расходы осуществляются безвозмездно. Это - субсидии, пособия домохозяйствам, расходы на социальное обеспечение, переводы государственным предприятиям и учреждениям.

Институциональная классификация государственных расходов.

Это распределение средств по министерствам, департаментам. Она не дает представления об эффективности и рациональности использования средств.

Функциональная классификация  государственных расходов (по целевому назначению) дает представление о приоритетах экономических действий государства: оборона, образование, НИОКР, социальное обеспечение.

Каковы тенденции развития государственных расходов? Наиболее активно развиваются трансфертные платежи, медленнее - трансформационные расходы, стагнируют государственные инвестиции. В целом происходит увеличение доли государственных расходов в ВНП. Но при этом надо учитывать, что цены на товары и услуги, приобретаемые государством, растут, как правило, быстрее цен для частного сектора, т.е. на деле усиление государственной активности несколько меньше.

Свойства государственных  расходов состоят в их подвижности - в период экономического роста  они уменьшаются, а в периоды  кризисов - возрастают.

Структура расходов государственного бюджета.

Структура расходов государственных  бюджетов развитых стран отражает направления  и цели экономической политики государства. Эти расходы подразделяются на: затраты  на социальные нужды (40 - 50 % госбюджета), затраты на хозяйственные нужды (10 - 20%), расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (10 - 20%), административно-управленческие расходы (5 - 10%), платежи по государственному долгу (до 7 - 8%). Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Первое место в бюджетных  расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главное направление бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики в целом - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства - квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяют бюджетные субсидии сельскому хозяйству, капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней  политики, а также административно-управленческие расходы (содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и проч.) воздействуют на структуру спроса, расширяя его объемы.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые  из бюджета, стимулируют экспорт  и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. Поскольку уровень развития ГРЭ, его конкретные цели, национальный опыт программирования, доли государственной собственности в экономике в разных странах неодинаковы, постольку различна и роль бюджетных расходов в хозяйстве.

Доходы государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета - налоги, взимаемые центральными и местными органами власти, государственные займы, поступления внебюджетных (целевых) фондов, неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли, международного туризма, а также эмиссия бумажных денег.

Информация о работе Финансовая система. Государственный бюджет