Финансовая система и финансовая политика государства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание

Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства. Финансы выражают эту объективную существующую сферу экономических отношений. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Надежная финансовая система является главным элементом в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, а также необходимой предпосылкой роста стабильности экономики в целом.

Содержание

Содержание
Введение …………………………………………………………………………2
1. Финансовые отношения и финансовая система: экономическая природа, сущность и структура.…………………………………………………………...3
2. Функции финансов в реализации макроэкономических целей (мобилизация, перераспределение ресурсов, стабилизация)…………………10
3. Особенности финансового развития современной России………………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24
Практикум……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение.docx

— 52.41 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

« Финансовый университет  при Правительстве 

Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Владимирский  филиал Финуниверситета

Кафедра «теории и истории экономики»

Факультет финансово – кредитный

Специальность   бакалавр экономики 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По экономической  теории на тему:

 

Финансовая  система и финансовая политика государства.

 

 

Студент Мхоян Э.К.

Курс 2 № группы дневная

Личное дело № 11флб00384

Преподаватель  Шувалова О.В.

 

 

 

 

 

 

Владимир 2012

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………2

1. Финансовые отношения  и финансовая система: экономическая природа, сущность и структура.…………………………………………………………...3

2. Функции финансов в  реализации макроэкономических  целей (мобилизация, перераспределение  ресурсов, стабилизация)…………………10

3. Особенности финансового  развития современной России………………...17

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24

Практикум………………………………………………………………………..25

 

 

Введение

Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и  сфера действия финансовых отношений  определяются общественным экономическим  строем, природой и функциями государства. Финансы выражают эту объективную  существующую сферу экономических  отношений. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется  тем, что финансы обслуживают  многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю  экономику страны и всю сферу  социальной деятельности в целом. Надежная финансовая система является главным  элементом  в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, а также необходимой предпосылкой роста стабильности экономики в  целом.

Актуальность данной работы заключается в том, что финансовая политика государства является главным  фактором выхода из кризиса, организации  экономического развития, именно она  совершенствует рыночные отношения  и обеспечивает решение социальных вопросов.

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения определенных целей. Государство в  процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Объектом той  деятельности является экономика в  целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

 

 

1. Финансовые отношения  и финансовая система: экономическая  природа, сущность и структура.

Финансы – это экономические  отношения, возникшие и связанные  с образованием, распределением и  использованием централизованных и  децентрализованных фондов в целях  выполнения функций и задач государства, а также обеспечение условий  увеличений производства. Эти фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, включая государство. Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. Совокупность экономических отношений, возникших между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движение денежных средств, образуют финансовые отношения. Экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании за счет каких источников государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует. Государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане являются субъектами  финансовых отношений.

Финансовые отношения  определяют денежные отношения, которые  возникают между:

  • Предприятиями и организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении.;
  • Государством и предприятиями при уплате налогов и финансировании расходов;
  • Отдельными элементами бюджетной системы:
  • Страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещение ущерба;
  • Государством и гражданами при внесении налогов и добровольных платежей;
  • Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

Важнейшая часть финансовых отношений общества – государственные  финансы, связанные с формированием  и использованием государственных  денежных фондов. В качестве источников пополнения казны, помимо средств, полученных от государственных предприятий, используется часть доходов от частного сектора  в виде обязательных платежей.

Финансовые отношения  – это всегда денежные отношения, отношения в денежной форме. Но не всякие денежные отношения являются финансовыми ( так же как и не всякие деньги - капитал). Если деньги обслуживают движение товаров и услуг, их куплю и продажу на товарном рынке, то они – не капитал, а эти отношения соответственно не финансовые. Финансовыми принято считать те денежные отношения, где деньги или их «заменители» - ценные бумаги – выступают особым самостоятельным товаром, объектом купли – продажи. Денежные отношения становятся финансовыми, когда движение денег приобретает определенную самостоятельность – не просто обслуживает движение товаров, а становится «самоцелью».

Если совокупность финансовых отношений представить вместе с  совокупностью организаций и  учреждений, в которых происходит образование, распределение и использование  денежных средств, то это будет финансовая система.

Финансовая система – это сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность. Финансовую систему представляют бюджеты различных организаций, главный из которых – государственный. Его дополняют бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды. Денежные средства в данные бюджеты поступают главным образом за счет отчислений от доходов, полученных от предприятий и населения. Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место занимают финансы коммерческих организаций. Создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируются прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Финансовая система РФ включает финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов  экономических сфер (рис. 1). Она состоит  из четырех основных звеньев: государственного бюджет, местных финансов, финансов государственных предприятий и  специализированных правительственных  фондов. Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет – представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.. Главная функция государственного бюджета – реализация финансовой политики правительства.

Государственный бюджет является основанным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально – культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Аккумулируемые в бюджете с помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в экономике страны.

В государственном бюджете  объединяются все основные финансовые инструменты – расходы, различные  виды доходов, государственные займы. Основные доходы государственного бюджета -  налоги и сборы. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Среди звеньев финансово  – кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных  денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложение денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

 

 

Таким образом финансы  властных структур состоят из федеральных, региональных и местных финансов. Финансы властных структур обеспечивают потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне, а финансы самодеятельных хозяйствующих субъектов экономической  сферы, обеспечивают воспроизводственный  процесс денежными средствами на микроуровне.

Государственные и муниципальные  финансы как сфера финансовой системы характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев  между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Внутри сферы  государственных и муниципальных  финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной  системы и видами бюджетов. Кроме  того, бюджеты взаимодействуют с  внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы.  Государственные и муниципальные финансы состоят из трех уровней (рис. 2).

 

Рис 1. Структура  финансовой системы РФ

Внебюджетные фонды –  это средства федерального правительства  и сетных властей, связанные с  финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для  обычного налогоплательщика ничем  не отличаются от налогов. Основные суммы  отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены  в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют  определенную самостоятельность.

Внебюджетные фонды имеют  строго целевое назначение, что гарантирует  использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. А отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это с одной стороны, облегчает  их использование, с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по  поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах  возвратности для финансирования государственных  расходов.

Необходимость использования  государственного кредита обусловлена  невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц  используются для финансирования экономических  и социальных программ, т.е. государственный  кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую  государственную задолжность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг –  это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

 

 

 

2. Функции финансов  в реализации макроэкономических  целей (мобилизация, перераспределение ресурсов, стабилизация).

Изучение функций необходимо для реализации государственной  финансовой политики. Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных  бюджетно – налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика как  предмет призван найти ответы на вопросы: как в конкретных экономических  и социально - политических условиях достигнуть поставленных целей и  задач; как изменить экономическую  структуру общества в рамках действующих  финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должно развиваться  финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных  звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создавать благоприятные  условия для активизации предпринимательской  деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий  в пользу государства и долю участия  населения в формировании финансовых ресурсов.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства.