Финансовая система и финансовая политика государства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание

Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства. Финансы выражают эту объективную существующую сферу экономических отношений. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Надежная финансовая система является главным элементом в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, а также необходимой предпосылкой роста стабильности экономики в целом.

Содержание

Содержание
Введение …………………………………………………………………………2
1. Финансовые отношения и финансовая система: экономическая природа, сущность и структура.…………………………………………………………...3
2. Функции финансов в реализации макроэкономических целей (мобилизация, перераспределение ресурсов, стабилизация)…………………10
3. Особенности финансового развития современной России………………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24
Практикум……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение.docx

— 52.41 Кб (Скачать документ)

Финансовые ресурсы складываются из трех источников :

  1. Средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
  2. Средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных;
  3. Ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).

Финансовая политика также  является относительно самостоятельной  сферой деятельности государства, важнейшим  средством реализации политики государства  в любой области деятельности.

Задачи финансовой политики:

  1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами.
  4. Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. Создание эффективной системы управления финансами.

Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности  использования финансовых ресурсов путем их распределения между  сферами общественного производства, а также их концентрация на главных  направлениях экономического и социального  развития общества. В процессе переработки  финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить  все выше перечисленные задачи.

Финансы рассматриваются  с двух позиций: 1) в материальном смысле, как совокупность фондов денежных средств и  2) как совокупность общественных отношений. В первом случае финансы выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля движения денежных средств. При втором подходе финансы как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств. В условиях рыночной экономики государственные финансы являются инструментом государственной политики и государственного регулирования экономических систем.

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. Основные признаки финансов выражаются в следующем:

1) финансы выступают в  качестве денежных отношений,  возникающих по поводу образования,  распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;

2) распределенный характер  денежных отношений связан с  движением реальных денег;

3) движение денежных средств  имеет, как правило, односторонний  (однонаправленный) характер;

4) финансы как денежные  отношения имеют форму централизованных  и децентрализованных денежных  средств;

5) финансы выступают в  качестве необходимого механизма  (через налоги и государственное  финансирование) воспроизводственного  процесса в экономике;

6) финансы являются одним  из инструментов государственного  управления, обеспечивающим выполнение  государством его функций и  задач.

Перечисленные признаки финансов составляют необходимые условия  реализации функций финансов. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание. Основными функциями финансов являются:

  • Функция распределения и перераспределения проявляется в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода на федеральном, региональном и местном уровнях в форме межтерриториального, межотраслевого, внутриотраслевого и внутрихозяйственного движения финансов, а также между сферами материального производства и социально-культурной сферой. С помощью распределительной функции осуществляется первичное распределение стоимости созданного продукта и формирование первичных доходов, денежных поступлений в различных сферах и секторах экономики, собственников факторов производства, участников производственного процесса,  бюджетных и внебюджетных фондов.
  • Мобилизационная функция финансов предполагает деятельность полномочных государственных органов в пополнении средств для государственных нужд. Состоит в аккумулировании в руках государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны.
  • Стабилизационная функция заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений. Важное значение при этом имеет стабильность финансового законодательства, без чего невозможна успешная политика, стабильное развитие экономики государства.

Функционирование финансов основывается на следующих базовых принципах:

1) принцип федерализма,  предполагающий гармоничное сочетание  интересов в сфере финансовых  отношений на федеральном и  территориальном уровнях;

2) принцип единства финансов, означающий единство нормативно-правовой  базы, а также функционирование  единой денежной системы, единой  кредитной системы, единой налоговой  системы; единым должен быть  финансовый учет;

3) принцип равноправия  субъектов РФ в сфере финансовых  отношений;

4) принцип сбалансированности, означающий соответствие доходов  и расходов, своевременное исполнение  денежных обязательств;

5) принцип целевой направленности, реализующийся в коммерческих  структурах как обеспечение прибыльности, рентабельности, а в государственных  финансах – как мобилизация  доходов в форме налогов, сборов  и неналоговых поступлений и  распределение финансовых ресурсов  соответствии с утвержденными  параметрами;

6) принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов, обеспечивающий маневренность и снижение финансовых рисков;

7) принцип стратегической  ориентированности финансов, предполагающий  разработку долгосрочных программ  развития финансов.

8) принцип открытости  и прозрачности, связанный с обеспечением  гласности, т.е. доступности, финансовой  информации;

9) принцип разграничения  полномочий и предметом ведения в области финансовой деятельности между законодательной, исполнительной и судебной властями;

10) принцип научного подхода  к организации финансов, означающий, что финансовая система должна  опираться на научно обоснованную  методологию;

11) принцип экономичности  и рациональности, требующий эффективности  финансовой деятельности во всех  сферах и на всех уровнях;

12) принцип управляемости  финансовыми потоками, предполагающий  недопустимость теневых финансовых  потоков, надлежащее исполнение  финансовых обязательств.

Перечисленные принципы функционирования финансов должны лежать в основе формирования финансовых ресурсов и управления ими. Под финансовыми ресурсами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Субъектами, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправления, предприятия, организации, домохозяйства.

Различают следующее виды финансовых ресурсов:

    1. Собственные средства;
    2. Мобилизационные средства;
    3. Средства, поступающие в порядке перераспределения. Отдельные виды субъектов, располагающие финансовыми ресурсами, имеют свой особый состав финансовых ресурсов.

Собственными  средствами являются: на уровне государства и органов местного самоуправления – доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности; на уровне хозяйствующих субъектов- прибыль; на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.

Мобилизационными  средствами являются: на уровне государства – государственные кредиты, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии ценных бумаг; на муниципальном уровне – муниципальный кредит и др.; на уровне хозяйствующих субъектов – банковский кредит и др.

Средства, поступающие  в порядке перераспределения, представлены: на уровне государства и муниципальных образований – обязательными  платежами; на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств – процентами, дивидендами по ценным бумагам; на уровне домохозяйств – поступления средств от кредитно-финансовых операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  финансового развития современной  России.

Роль финансов в экономике  России определяется тем, что финансы  являются одним из основных механизмов: развития рыночных институтов, укрепления федеративных основ устройства государства, обеспечения экономической эффективности  и социальной справедливости, стимулирования инвестиционной активности предприятий, совершенствования банковской системы, глобализации экономических отношений, формирования внутренних и международных  рынков капиталов, повышения качества жизни граждан.

В любой стране финансовый рынок представляет собой механизм распределения и перераспределения  капиталов (долгосрочных доходов) между  кредиторами и заемщиками с помощью  посредников, в том числе банков. Способами, с помощью которых  можно воздействовать на распределение  и перераспределение капитала между  агентами экономики с учетом спроса и предложения, становятся финансовые инструменты. Таким образом, финансовые инструменты есть разнообразные  виды рыночного продукта, имеющие  финансовую природу, то есть ценные бумаги, денежные обязательства, иностранная  валюта.  
В определенных условиях и производные финансовые инструменты (ПФИ) становятся способом перераспределения созданного капитала. Цена ПФИ определяется стоимостью лежащего в их основе базисного актива, который можно рассматривать как совокупность имущественных и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме ,компании, в которые вложены средства владельцев, хозяев.

На современном этапе  развития рыночных отношений в России финансовый рынок имеет следующие  особенности:

  • резкая дифференциация степени развитости по регионам;
  • ограничение по номенклатуре используемых инструментов;
  • преимущественное положение коммерческих банков на финансовом рынке как основных агентов;
  • недостаточная готовность по экономическому потенциалу самих коммерческих банков к работе на активном финансовом рынке;
  • узость финансового рынка, обусловленная его двумя секторами - рынком иностранной валюты (доллары США) и эмиссионных ценных бумаг (государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств).

Эти особенности предопределили тенденцию обращения ПФИ на рынках ограниченного количества базисных активов. В одном из проведенных  Базельским комитетом исследований, посвященных проблемам производных  финансовых инструментов и их влиянию  на разработку и осуществление денежно-кредитной  политики, установлению ориентиров роста  денежной массы, борьбе с инфляцией, поддержанию национальной денежной единицы и т.д., делается вывод, что  при определенных обстоятельствах  производные финансовые инструменты  могут приобретать черты и  функции денег, превращаясь в  квазиденьги. В число факторов, создающих  такие обстоятельства, входят практически  все перечисленные особенности  российского финансового рынка, при этом узость национального финансового  рынка - определяющий фактор. 
Поскольку главенствующее положение на финансовом рынке страны занимают коммерческие банки, которые осуществляют помимо банковских операций сделки с производными финансовыми инструментами, их деятельность во многом способствует активизации отмеченной выше тенденции.

В свою очередь, ПФИ оказывают  соответствующее непосредственное влияние на состояние национальной денежной единицы (рубля), вызывая и  усиливая негативное давление на нее, направленное отрицательное изменение  курса рубля по отношению к  другим иностранным валютам и, как  следствие этого, углубление кризисной ситуации на российском финансовом рынке. К сожалению, ни ПФИ, ни деятельность на рынках срочных сделок не получили четкого определения в национальном законодательстве. Это привело к тому, что происходящие на финансовом рынке процессы к настоящему времени вышли из-под необходимого контроля и регулирования.

Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 75) определено, что  защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую  он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В пункте 1 ст. 75 сказано, что "денежная эмиссия осуществляется исключительно  Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег  в Российской Федерации не допускается". 
Данное положение подтверждается и уточняется ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Среди основных целей деятельности Банка России - задача "защиты и обеспечения устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации". 
Учитывая сложившуюся ситуацию на национальном денежном рынке и стадию формирования (неразвитость) национального финансового рынка, а также крайнюю необходимость осуществления регулирования и контроля над рынками срочных сделок, нельзя не высказать обеспокоенность тем, что положения федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" не позволяют Банку России осуществить данные цели в полной мере. Часть II ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к гражданскому законодательству Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, и иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства.