Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 07:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать финансовую систему РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансов;
- изучить понятие финансовой системы;
- рассмотреть государственный бюджет как главный элемент финансовой системы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ…………………5
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА……………7
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ГЛАВНЫЙ
ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ - курсовая.docx

— 95.43 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

     ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ…………………5

     ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВА……………7

     ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ КАК ГЛАВНЫЙ 

     ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………..15

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….26

     ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...27

    ВВЕДЕНИЕ

     В условиях создания Российского государства  и развития рыночных отношений весьма важную роль играют финансы.

     Этот  блок финансовых отношений охватывает государственную бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный  кредит и фонды страхования. Их регулирующая роль является неразрывной частью экономических  отношений в государстве, наиважнейшим инструментом реализации его политики. Поэтому роль финансов на макроуровне  нельзя переоценить. Отсюда и важность изучения всего блока вопросов, относящихся  к проблемам, рассматриваемым в  настоящей работе.

     Финансовые  вопросы приобрели колоссальное значение в жизни современного общества: они обсуждаются широкой общественностью; поиск путей решения тех или  иных проблем вызывает столкновения в парламентах, противостояние между  политической властью и населением, смену правительства. Темпы развития производства, инвестиции, состояние  финансовых рынков и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизни  населения и т. д.— это все сферы влияния финансов, т. с. с их помощью решаются, с одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли народного хозяйства, а с другой, например размер пенсии пенсионерам.

     Такое проникновение финансов во все сферы  жизни общества обусловлено прежде всего колоссальными масштабами национального и планетарного производства, углублением общественного разделения труда, скачком в научно-техническом  развитии, ростом общественного сознания, потребностью в защите среды обитания.

     Следовательно, изучение финансовой науки, как области  знания, имеет большое значение для  любого гражданина, чтобы адекватно  реагировать на ситуации рыночной экономики.

     Данная  курсовая работа ставит своей целью  затронуть проблемы функционирования финансов на современном этапе развития нашего общества.

     Цель  курсовой работы – исследовать финансовую систему РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

     - рассмотреть понятие и сущность  финансов;

     - изучить понятие финансовой системы;

     - рассмотреть государственный бюджет  как главный элемент финансовой  системы.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

     Само  слово "финансы" - латинского происхождения (financia - денежный платеж).

     В современных экономических условиях под финансами понимаются экономические  отношения в процессе создания и  использования фондов денежных средств. Эти фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, включая государство. Отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования  денежных фондов, называются финансовыми. Совокупность финансовых отношений, складывающихся в рамках государства, образует финансовую систему- Финансовую систему представляют бюджеты различных организаций, главный из которых — государственный. Его дополняют бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды. Денежные средства в данные бюджеты поступают главным образом за счет отчислений от доходов, полученных от предприятий и населения.

     Важнейшая часть финансовых отношений общества — государственные финансы, связанные  с формированием и использованием государственных денежных фондов. В  качестве источников пополнения казны, помимо средств, полученных от государственных  предприятий, используется часть доходов  от частного сектора в виде обязательных платежей.

     Сущность  и роль государственных финансов наиболее полно проявляется в  их функциях — мобилизационной, распределительной и контрольной.

     Мобилизационная функция финансов предполагает деятельность полномочных государственных органов в пополнении средств для государственных нужд. Распределительная функция связана с перемещением доходов из сфер, где они создаются, к иным экономическим субъектам.

     Контрольная функция проявляется в процессе использования субъектами экономических отношений государственных финансов и налогообложении.

     Финансовая система - существующая в стране совокупность финансовых отношений, то есть отношений между экономическими агентами в денежной форме.

     Финансовые  отношения - это всегда денежные отношения, отношения в денежной форме. Но не всякие денежные отношения - финансовые (так же как и не всякие деньги - капитал). Если деньги обслуживают движение товаров и услуг, их куплю-продажу на товарном рынке, они - не капитал, а эти отношения - не финансовые. Финансовыми принято считать те денежные отношения, где деньги или их "заменители" - ценные бумаги - выступают особым самостоятельным товаром, объектом купли-продажи.

     Денежные  отношения становятся финансовыми, когда движение денег приобретает  определенную самостоятельность - не просто обслуживает движение товаров, а становится "самоцелью".

 

     ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВА

     Финансовая  система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды  имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий  различных форм собственности.

     Все вышеперечисленные финансовые отношения  можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

     

     Рис. 1. Структура финансовой системы

     Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

     Важная  роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплении самих предприятий.

     Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном  звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

     Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку  они непосредственно участвуют  в процессе материального производства. Источником централизованных государственных  фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального  производства.

     Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

     Общегосударственные финансы органически связаны  с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой—процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

     Взаимосвязь и взаимозависимость составных  звеньев финансовой системы обусловлены  единой сущностью финансов.

     Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

     Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Через  госбюджет государство концентрирует  значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

     Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды — это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

     Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды  включаются в состав себестоимости  и установлены в процентах  к фонду оплаты труда.

     Организационно  внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование  средств в полном объеме.

     Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование; с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в  целях усиления контроля за расходованием  средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых  из них в бюджете с сохранением  целевой направленности их расходов.

     Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств  предприятий, организаций и населения  на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

     Кредитором  выступают физические и юридические  лица, заемщиком — государство  в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Информация о работе Финансовая система РФ