Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 07:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать финансовую систему РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансов;
- изучить понятие финансовой системы;
- рассмотреть государственный бюджет как главный элемент финансовой системы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ…………………5
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА……………7
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ГЛАВНЫЙ
ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ - курсовая.docx

— 95.43 Кб (Скачать документ)

     Необходимость использования государственного кредита  обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных  доходов. Мобилизуемые временно свободные  средства населения и юридических  лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном  уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских  и сельских районов, строительство  объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

     В зависимости от заемщика государственные  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный  кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств  займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

     Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга  страны.

     Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

     Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

     Государственный внешний долг — это задолженность  по непогашенным внешним займам и  невыплаченным по ним процентам.

     Внутренний  долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут  превышать 30 лет.

     Обслуживание  государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению  и выплате по ним процентов. Эти  функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета.

     Огромный  государственный долг России, как  внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может  использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной  задолженности путем выпуска  новых займов.

     Контроль  за состоянием государственного внутреннего  и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается  на Счетную палату РФ.

     Фонд  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствует их предупреждению.

     В связи с развитием рыночных отношений  появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом  деле. Рынок побуждает государственные  страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

     Страхование в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые  компании не имеют четкой специализации  по направлениям страхования.

     При развитой системе страхования страховые  компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

     Среди звеньев финансово-кредитной системы  фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.

     Задача  фондового рынка — обеспечение  процесса перелива капитала в отрасли  с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации  и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его  особенность заключается в том, что участники фондового рынка  рассчитывают на получение более  высокого дохода по сравнению с вложением  денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается  повышенный риск. Принципы использования  финансовых ресурсов на фондовом рынке  зависят от видов ценных бумаг, в  которые они вложены, и от типов  операций с ценными бумагами.

     Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс  создания и распределения общественного  продукта и национального дохода.

     От  состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

     В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости  предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального  назначения, изыскивают необходимые  им средства для расширения производства продукции, используя кредитные  ресурсы и возможности финансового  рынка. Развитие предпринимательской  деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны  государства и вместе с тем  повышению ответственности за фактические  результаты работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ КАК ГЛАВНЫЙ

     ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

     Главный элемент финансовой системы государства  — государственный бюджет. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны или муниципальным собранием.

     Во  всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения.

     Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

     В процессе перераспределения национального  дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и  образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

     Бюджет  представляет собой форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства.

     Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

     Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием  национального дохода страны и его  перераспределением. Основными финансовыми  методами перераспределения национального  дохода являются:

     - образование и использование денежных накоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные фонды);

     - организация налогов;

     - финансирование отраслей народного хозяйства;

     - формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

     Во  всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета  государственные и территориальные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них  функций.

     Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции  финансов.

     Бюджет  выполняет следующие задачи:

     - перераспределение национального дохода ;

     - государственное регулирование и стимулирование экономики;

     - финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

     - контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

     Первый  этап бюджетного процесса - составление  проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований  и отраслей экономики, а также  подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных  или муниципальных услуг и  иных установленных нормативов.

     Президент РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную  политику на очередной финансовый год.

     Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

     Основой для составления бюджета является:

     - бюджетное послание Президента РФ;

     - прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);

     - основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

     - прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

     - план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

     Рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового  контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

     Для контроля за исполнением бюджета  существует специальный орган - Счетная палата, которая участвует также в предварительном контроле при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

     Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании  отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств. Ответственным за составление  отчета об исполнении федерального бюджета  является Министерство финансов РФ.

     Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

     - отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

     - отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

Информация о работе Финансовая система РФ