Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 07:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать финансовую систему РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансов;
- изучить понятие финансовой системы;
- рассмотреть государственный бюджет как главный элемент финансовой системы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ…………………5
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА……………7
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ГЛАВНЫЙ
ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ - курсовая.docx

— 95.43 Кб (Скачать документ)

     - отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

     - отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

     - сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

     - годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

     - реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

     - отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

     Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год  в течение полутора месяцев после  представления отчета в ГД, используя  материалы и результаты проведенных  проверок и ревизий. Государственная  Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает  решение об утверждении или отклонении отчета.

     Исполнение  бюджетов начинается после их утверждения  в установленном порядке. В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

     Осуществление бюджетных операций через счета  Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа  исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено  открытие в Казначействе лицевых  счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств  бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные  операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

     Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

     Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

     - перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

     - распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

     - возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

     - учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

     Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы  санкционирования:

     - составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета),

     - утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей,

     - утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям,

     - утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей,

     - принятие денежных обязательств бюджетополучателями,

     - подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

     Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

     За  исполнение доходной части бюджета  отвечают Министерство РФ по налогам  и сборам и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в  Казначейство, а также органы, распоряжающиеся  государственным (муниципальным) имуществом.

     Если  в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов  в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом  законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение  о сокращении в установленный  законом срок, исполнительный орган  вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).

     Уполномоченный  исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые  отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом.

     Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х годов не был исполнен полностью.

     Доходная  часть государственного бюджета формируется в основном за счет налогов (в том числе акцизных сборов и таможенных пошлин), а также за счет неналоговых поступлений (доходов от государственной собственности, государственной торговли) и взносов в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхования от безработицы. Расходная часть государственного бюджета предполагает затраты на: социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели), хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации, субсидии, расходы на осуществление государственных программ). Расходы государства направлены также на вооружение, материальное обеспечение внешней политики (включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам), на содержание правительственных органов. В расходную часть бюджета также входят платежи по государственному долгу. Основная цель использования государственного бюджета в рыночной экономике состоит в создании наилучших условий функционирования рыночной системы. Таким образом, выбор для страны финансовой политики, способной оптимальным образом распределить имеющиеся финансовые ресурсы для решения стоящих перед обществом задач, существенно влияет на экономический рост.

     Основная  часть государственных доходов  и расходов проходит через государственный  бюджет.

     Доходы  бюджета – это экономические  отношения между государством, с  одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой.

     Одновременно  с этим доходы бюджета — это  денежные средства, поступающие в  распоряжение органов государственной  власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

     Бюджет  активно участвует в распределении  прибыли предприятий и хозяйственных  организаций.

     Существует  известная зависимость между  формами и величиной изъятия  в бюджет части прибыли предприятий  и заинтересованностью последних  в результатах работы. От того, насколько  совершены формы изъятия в  бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании  производственных ресурсов, повышении  уровня рентабельности и увеличении прибыли.

     Доходы  бюджетов – это часть национального  дохода, подлежащая централизации в  бюджеты разных уровней.

     Доходы  могут формироваться на налоговой  и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

     В доходах бюджетом могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые  в бюджеты других уровней бюджетной  системы для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также  безвозмездные перечисления.

     Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете  на очередной финансовый год. В составе  доходов бюджетов особенно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов.

     Доходы  бюджетов подразделяются на собственные  и регулирующие.

     Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами  действующим законодательством.

     Регулирующие  доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

     Нормативы отчислений определяются законом о  бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему  собственные доходы бюджета другого  уровня.

     Таблица 1.

     Доходы  и расходы федерального бюджета РФ за 2008 – 2010 гг.

Показатели 2008 2009 2010
Доходы, тыс. руб. 6 644 447 448,0 7 465 446 753,0 8089 965 207,0
Расходы, млн. руб. 6 570 297 744,0 7 451 153 801,8 8089 965 207,0
ВВП, млрд. руб. 35 000,0 39 690,0 44 800,0

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Понятие «финансы» зачастую отождествляют  с деньгами. Однако если финансы  и деньги — это одно и то же, то почему существуют два разных термина для одной и той же категории?

     Термин  finansia возник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т. е. процесс, отношения между субъектами, а конкретно—денежные отношения.

     Денежные  отношения становятся финансовыми, когда движение денег приобретает  определенную самостоятельность - не просто обслуживает движение товаров, а становится "самоцелью".

     Финансовая  система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды  имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий  различных форм собственности.

     Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку  они непосредственно участвуют  в процессе материального производства. Источником централизованных государственных  фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального  производства.

     Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП стран  с рыночной экономикой. 

     Основная  часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.

     Государственный бюджет - это годовой план государственных  расходов и источников их финансового покрытия.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

     Государственный бюджет обеспечивает для органов  государственного управления возможность выполнения ими своих функции, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

     Бюджет  является инструментом мобилизации  средств всех секторов экономики  для проведения государственной  внутренней и внешней политики. С, помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Информация о работе Финансовая система РФ