Финансовая система России. Пути ее развития и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 10:33, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение финансовой системы России и разработка путей ее развития и совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………….....3
1. Сущность и функции финансов. Финансовая политика России……………….……5
1.1. Сущность и функции финансов……………………………………………..…..5
1. 2. Финансовая политика России…………………………………………….……..7
2. Финансовая система России. Государственные финансы………………………….11
2.1. Финансовая система России, ее состав………………………………………...11
2.2. Государственные финансы……………………………………………………..16
3. Пути развития и совершенствования финансовой системы в России……..22
3.1. История развития финансовой системы России………………………..22
3.2. Пути развития и совершенствования финансовой системы в России..26
Заключение………………………………………………………...............................30
Глоссарий………………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………………...34
Приложение 1 ……………………………………………………………………………36
Приложение 2……………………………………………………………………….....…37
Приложение 3 ……………………………………………………………………………38
Приложение 4 ……………………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ Курсовая Финансовая система.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

      Негативным  моментом данной системы была излишняя концентрация ресурсов в руках государства, из-за чего трудовым коллективам оставлялась  незначительная часть заработанного. Это практически уничтожало личную заинтересованность людей в трудовых усилиях и порождало иждивенческие настроения среди работающих и всего населения.

      Неоконсервативная финансовая политика предполагает многоцелевое регулирование экономики и бездефицитное  финансирование. В основе данного типа финансовой политики лежит идея стимулирования предложения, что достигается с помощью низких налоговых ставок на прибыль и имущество предприятий. Многоцелевое регулирование подразумевает, что имеется несколько приоритетных направлений расходования бюджетных средств, а не один.

      Сегодня большинство государств стараются  распределить имеющиеся финансовые ресурсы по отраслям экономики, имеющими одинаково важное значение для государства.

      Все типы рассмотренных финансовых политик  отличаются друг от друга финансовым механизмом.

      Финансовый  механизм – это система установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

      Элементами  финансового механизма выступают: налоговые ставки, налогооблагаемая база, норма обязательного резервирования денежных средств, уровень нормируемых расходов и т.д.

      Финансовый  механизм выполняет ряд функций, таких, как аккумулирование финансовых ресурсов, финансирование расходов, стимулирование и регулирование экономики, порядок  распределения бюджетных средств, формы и средства контроля за их расходованием.

      Существуют  два вида финансового механизма: директивный и регулирующий:

      - директивное финансовое воздействие  включает в себя элементы, прямо  установленные государством, например: налоги, государственный кредит, расходы государственного бюджета, организация и устройство бюджетного процесса, финансовое планирование. Данные элементы считаются директивными методами воздействия, поскольку они устанавливаются государством для всех субъектов экономики, исходя только из интересов государства, и другие субъекты экономических отношений не могут повлиять на данные методы и как-либо изменить их;

      - к регулирующему типу финансового  механизма относят определенные  отношения в конкретном сегменте  финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. В принципе, сюда относят те правила, которые формируют финансовый механизм для негосударственных и частных предприятий.

      Таким образом, совокупность финансовой политики и финансового механизма в конкретной стране создает финансовую систему данного государства. Ее задача состоит в обеспечении сбалансированного движения стоимостных и натурально-вещественных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта рабочей силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Финансовая система  России. Государственные финансы

     2.1. Финансовая система России, ее состав 
 

     Финансовая  система России – это система  форм и методов образования, распределения, и использования фондов денежных средств государства и предприятий.6

     Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

     Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

     Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

     Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: 1) в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; 2) перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.7

     Задача  финансовой системы состоит в обеспечении сбалансированного движения стоимостных и натурально – вещественных потоков в процессе воспроизводства  общественного продукта и рабочей силы.

     Финансовая  система Российской Федерации состоит  из трех звеньев (приложение 2):

     1. Финансы хозяйствующих субъектов;

     2. Финансы государства и муниципальных образований;

     3. финансы населения (то есть домашних хозяйств).

       Финансы предприятий представляют  собой совокупность денежных  отношений, связанных с формированием  и использованием децентрализованных денежных фондов  в процессе кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы. Финансы предприятий – неотъемлемое звено финансовой системы государства, поскольку именно финансовые ресурсы, формируемые предприятиями,   являются основой развития экономики и локомотивом экономического роста.

        Финансы государства  - это совокупность  денежных отношений, проявляющихся  в формировании и использовании  централизованных денежных фондов  в целях удовлетворения общественных  потребностей. Финансы государства посредством распоряжения бюджетными средствами перераспределяют  валовой внутренний продукт страны и обеспечивают выполнение функций, которые не по силам предпринимательским структурам, но необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения и социальной стабильности в стране, поступательного развития национальной экономики и безопасности государства.

     Финансы населения (домохозяйств) представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджетов домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей. В отличие от финансов государства, которые используются на благо всего общества, финансы населения обеспечивают личные потребности граждан.

     Все три субъекта формируют платежеспособный спрос на товары и услуги потребительского и производственного (инвестиционного) назначения. Следовательно, они участвуют в накоплении национального богатства.

     В финансовой системе выделяются три  взаимосвязанных подсистемы финансовых отношений и ресурсов, возникающих:

      - у хозяйствующих субъектов;

      - у государства;

      - у населения (домохозяйства).

     Все подсистемы взаимодействуют между  собой (приложение 2). Данное взаимодействие определяется общим источником первичных доходов, то есть валового внутреннего продукта. Каждая из подсистем отражает участие того или иного субъекта экономических отношений в образовании и распределении стоимости валового внутреннего продукта в связи с присвоением первичных доходов.8

     Финансовую  систему можно рассматривать  и с другой точки зрения (приложение 3). В данном случае финансовая система состоит из двух элементов: финансов хозяйствующих субъектов и финансов государства.

     Финансы хозяйствующих субъектов состоят  из государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных и общественных финансов.

  1. Общегосударственные финансы включают в себя:

               - Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. По состоянию государственного бюджета судят об уровне экономического развития страны, ее экономическом строе, приоритетах государственной политики, материальном положении населения. Государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

         - Внебюджетные фонды – представляют собой средства федерального правительства и местных властей, не включенных в бюджет. К внебюджетным фондам относятся Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, фонды медицинского страхования и так далее. Всего в нашей стране насчитывается более 40 внебюджетных фондов. Их финансирование происходит за счет целевых налоговых отчислений.

         - Государственный кредит. Отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.  Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

         - Фонды страхования. Их можно разделить на фонды социального, имущественного, личного страхования, международного страхования и страхования вкладов. Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций.

         - Фондовый рынок. Среди звеньев финансовой системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в самостоятельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит  для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

     2. Финансы предприятий различных  форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участие в процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

     В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения  производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий¸ освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.

Информация о работе Финансовая система России. Пути ее развития и совершенствования