Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 10:33, курсовая работа
Целью работы является изучение финансовой системы России и разработка путей ее развития и совершенствования.
Введение…………………………………………………………………….………….....3
1. Сущность и функции финансов. Финансовая политика России……………….……5
1.1. Сущность и функции финансов……………………………………………..…..5
1. 2. Финансовая политика России…………………………………………….……..7
2. Финансовая система России. Государственные финансы………………………….11
2.1. Финансовая система России, ее состав………………………………………...11
2.2. Государственные финансы……………………………………………………..16
3. Пути развития и совершенствования финансовой системы в России……..22
3.1. История развития финансовой системы России………………………..22
3.2. Пути развития и совершенствования финансовой системы в России..26
Заключение………………………………………………………...............................30
Глоссарий………………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………………...34
Приложение 1 ……………………………………………………………………………36
Приложение 2……………………………………………………………………….....…37
Приложение 3 ……………………………………………………………………………38
Приложение 4 ……………………………………………………………………………39
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. 9
Таким
образом, можно заключить, что финансовая
система Российской Федерации представляет
собой многоуровневую и разветвленную
систему финансовых взаимоотношений.
Российский финансовый механизм, как и
во многих развитых странах, строится
на принципах многоцелевого регулирования
экономических процессов.
2.2.
Государственные
финансы
Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.
В состав государственных финансов входят три элемента (приложение 4): 1) федеральные финансы; 2)финансы субъектов Российской Федерации; 3)финансы органов местного самоуправления. Каждый из них, в свою очередь, состоит из нескольких частей: бюджета, внебюджетных фондов, кредитов, финансов предприятий:
- первая часть системы
- социальные статьи бюджета
-
потребность в кредите
- финансы предприятий. Здесь
Соответственно, можно выделить различные виды вышеперечисленных частей. Так, различают: федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, финансы казенных унитарных предприятий, финансы предприятий субъектов Федерации и финансы муниципальных унитарных предприятий.
Государственные
доходы – это финансовые отношения,
связанные с формированием
Общим доходным источником для всех элементов государственных финансов является валовой внутренний продукт. Существуют и специфические источники доходов, например, местные налоги и налоги в пользу субъектов Российской Федерации.
Система
государственных доходов
Государственные доходы выполняют определенные функции, в числе которых:
- экономическая (стимулирующая)
функция – стимулирование
- фискальная функция – заключается в изъятии части средств физических и юридических лиц с целью формирования денежных ресурсов государства.
Государственные расходы – это подсистема финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Различают следующие виды государственных расходов:
-
прямые, которые осуществляются
через систему бюджетов и
-
косвенные, к которым
Система государственных расходов строится на следующих принципах:
1.
Целевое направление средств.
Все средства делятся на
2.
Безвозвратность расходования –
3. соблюдение режима экономии – применение методов минимизации затрат относительно получаемого результата.
Бюджет
– это экономическая форма
образования и использования
централизованного фонда
Государственный бюджет выполняет определенные функции. В их числе:
- аккумуляция денежных средств физических и юридических лиц;
-
финансирование основных
-
распределительная или
В состав государственных финансов входят также региональные финансы и финансы муниципалитетов. Следует учитывать, что Россия представляет собой федеративное государство, в котором регионы отличаются различной культурой и уровнем социально-экономического развития.
Финансы региона – неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Это денежные ресурсы и потоки (в наличной или безналичной форме), обеспечивающие нормальный уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен и социально приемлемый жизненный уровень населения данного региона.
Финансы региона выполняют ряд функций:
-
способствуют развитию
- повышают уровень занятости;
- способствуют привлечению инвестиций;
-
обеспечивают жизненными
Региональные бюджеты получили название бюджетов субъектов РФ, к которым относят бюджеты областей, краев, республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга и т.д. региональные бюджеты занимают двойственное положение, поскольку одновременно являются и самостоятельным элементом, и звеном в единой бюджетной системе государства.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются из двух источников:
- к первому относятся собственные источники формирования бюджетных средств – поступления от налогов на имущество, на недвижимость, дорожного, транспортного налогов и др.;
-
ко второму – регулирующие
источники. Это часть
Местные бюджеты – это районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Следует отметить, что местное самоуправление не является органом государственной власти. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Доходную часть местных бюджетов составляют доходы в форме поступлений от регулирующих доходов, финансовой помощи в различных формах, средств от взаимозачетов, а также собственные доходы. За местными бюджетами закреплено 50% подоходного налога с физических лиц, 10 – налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства.
Расходы бюджетов муниципальных образований можно разделить на три группы:
- к первой группе относятся расходы, связанные с решением вопросов местного значения;
-
ко второй группе можно
- третья группа расходов связана с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам.10
В
настоящее время финансы
Таким
образом, государственные финансы
не только историческое звено финансовой
системы, но и наиболее ответственный
ее элемент. Именно эффективность использования
государственных финансов во многом влияет
на состояние экономики в настоящем и
будущем, на уровень жизни населения и
состояние стратегически важных отраслей
экономики.
3. Пути развития и совершенствования финансовой системы в России
3.1.
История развития
финансовой системы
России
На разных этапах развития страны состав финансовой системы изменялся. После революции 1917 года финансовая система страны была радикально реформирована. Потребности страны в ресурсах, возросшие в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией, потребовали прямого централизованного их распределения. Обесценивание денег, ликвидация денежных взаиморасчетов между предприятиями, снижение роли денежных налогов привели к снижению значения и роли финансов, к упрощению финансовой системы. В 1918 году произошло слияние Государственного казначейства и Народного банка, а в марте 1919 года все государственные предприятия были переведены на сметное финансирование из бюджета. Все денежные поступления предприятия должны были перечислять в бюджет, а единственным источником финансирования их деятельности стали ассигнования из бюджета по сметам, составляемыми самими предприятиями по установленной форме.
Снижение
роли денег и натурализация
После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Финансы стали играть важную роль в социально-экономическом развитии страны.
Информация о работе Финансовая система России. Пути ее развития и совершенствования