Финансовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание

Выбор и актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что Япония является третьим по экономической мощи центром в мире. На нее приходится около 7% мирового ВВП. Это объясняется не столько многочисленностью населения (130 млн. человек в 2007 г.), сколько высоким уровнем развития. В 2007 г. ВВП на душу населения Японии (по паритету покупательной способности иены к доллару) составил 23 900 долл., и Япония уступала по этому показателю только Швейцарии, США, Люксембургу, Сингапуру и Норвегии.

Содержание

Введение
1. Основные черты социально-экономической модели
1.1 Особенности организации предпринимательства и трудовые отношения
1.2 Государственный сектор и банки в экономике
1.3 Государственный бюджет и налоговая система
2. Современные тенденции социально-экономического развития
2.1 Особенности экономического развития
2.2 Современное состояние финансовой системы Японии
2.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой и кредитно- денежной политики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Основные черты  социально-экономической модели

1.1 Особенности  организации предпринимательства  и трудовые отношения

1.2 Государственный  сектор и банки в экономике

1.3 Государственный  бюджет и налоговая система

2. Современные  тенденции социально-экономического развития

2.1 Особенности  экономического развития

2.2 Современное  состояние финансовой системы  Японии

2.3 Рекомендации  по совершенствованию бюджетно-налоговой  и кредитно- денежной политики

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Выбор и актуальность рассматриваемой темы обуславливается  тем, что Япония является третьим  по экономической мощи центром в  мире. На нее приходится около 7% мирового ВВП. Это объясняется не столько  многочисленностью населения (130 млн. человек в 2007 г.), сколько высоким уровнем развития. В 2007 г. ВВП на душу населения Японии (по паритету покупательной способности иены к доллару) составил 23 900 долл., и Япония уступала по этому показателю только Швейцарии, США, Люксембургу, Сингапуру и Норвегии.

После переворота 1867--1868 гг. («революция Мэйдзи») Япония за сто лет прошла путь от традиционной феодальной социально-экономической  системы до развитой рыночной экономики. Ряд соседей Японии -- Южная Корея, Тайвань, Таиланд использовали во многом уроки японского пути «догоняющего развития».

За последние  военные десятилетия Япония добилась внушительных успехов в становлении  национальной экономики. На сегодняшний  день Япония по динамике роста, по мотивации  экономической деятельности, формам организации бизнеса и менеджменту, достижениям в конкурентоспособности и качестве товарной продукции эта страна не имела аналогов среди индустриально развитых государств.

На долю Японии приходится около 12 % мирового промышленного  производства. Страна занимает первое место в мире по производству судов, автомобилей, станков, бытовой электроники и электронных компонентов, роботов. Доля Японии в мировом производстве телевизоров составляет более 60 %, выплавляемой стали- 14,3, искусственных волокон- 12,3, по улову рыбы (около 12 млн. т) Япония занимает первое место в мире, по тоннажу морского торгового флота - второе место в мире.

С конца 80-х гг. в связи с обострением экономических  противоречий с основными торговыми  партнерами и нарастанием конкуренции  со стороны новых индустриальных стран (НИС) в Японии началась структурная перестройка экономики с целью расширения внутреннего спроса, повышения роли сферы услуг и информатики, развития собственного научно- технического потенциала. Приоритетными становятся отрасли «высокого потенциального роста», высокотехнологические проекты и наукоемкие направления, такие как телекоммуникации, микроэлектроника, оптоволоконные материалы, авиация и космонавтика, медицина, биотехнология, защита окружающей среды и др.

Основная цель курсовой работы - рассмотрение тенденций развития и потенциала Японии. Для этого предусматривалось решение целого ряда ключевых задач:

1. в первой  главе Основные черты социально-экономической  модели:

1.1. особенности  организации предпринимательства  и трудовые отношения.

1.2. государственный  сектор и банки в экономике.

1.3. государственный  бюджет и налоговая система.

2. во второй  главе Современные тенденции  социально-экономического развития:

2.1. Динамика  социально-экономического развития.

2.2. Современное  состояние финансовой системы.

2.3. Рекомендации  по совершенствованию бюджетно- налоговой и кредитно- денежной  политики.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы.

экономический модель япония корпорация финансовый

 

1. Основные черты  социально-экономической модели

1.1 Особенности организации  предпринимательства и трудовые

отношения

Для Японии характерен большой  социальный слой мелкого предпринимательства. Частные предприятия семейного  типа преобладают не только в розничной  торговле, общественном питании и других отраслях сферы услуг, но и в обрабатывающей промышленности, строительстве. Так, в обрабатывающей промышленности 74% наемных работников заняты на предприятиях, имеющих до 300 рабочих мест.

Практически без наемного труда обходится сельское хозяйство. В Японии насчитывается 2 млн. 600 тыс. крестьянских хозяйств, преимущественно мелких. Средний размер земельных участков 1,9 га (правда, более половины обрабатываемой земли -- поливные участки, дающие два урожая в год). Но только около 17% занимаются исключительно сельским хозяйством. Остальные, пользуясь короткими расстояниями до городов и развитой транспортной сетью, получают большую часть дохода в других отраслях.

Для Японии характерен также  высокий уровень занятости. Норма  безработицы в течение 70-х гг. держалась на уровне 2% экономически активного населения и только в 90-х гг. превысила планку 3%. Знаменитая японская «система пожизненного найма» с оплатой по стажу - это неформальный институт. Она распространена только на крупных предприятиях и охватывает работников самой высокой квалификации - менеджеров, инженеров (не больше 10% всех работающих по найму).

Во многом из-за этого  в Японии практически нет рынка  труда для высших звеньев управляющих. Карьера менеджера -- это пожизненная  карьера в одной и той же фирме или ее дочерних компаниях. Представители высшего звена управляющих -- это люди, для которых жизненно важны отношения доверия и постоянного партнерства со своими поставщиками, клиентами, банками, что является главной гарантией стабильности фирмы, а вместе с ней и самой карьеры менеджера.

Низкая норма безработицы  остальных наемных работников объясняется  рядом причин: традициями социального  партнерства, характерными для многих азиатских обществ, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, отчего работодатели дорожат вложениями в «человеческий капитал»; широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день) в торговле и сфере услуг.

Сектор крупных корпораций Японии -- это 2,4 тыс. акционерных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах. Между тем общее число акционерных компаний -- около 800 тыс. Средние и мелкие предприятия работают без широкой дисперсии собственности и управляются как закрытые акционерные компании и товарищества.

Каждая из крупных корпораций является ядром группы, называемой «кэйрэцу». В японской «кэйрэцу» связующими элементами являются отношения собственности и контракта. Закон запрещает банкам держать более 5% акций, выпущенных нефинансовыми компаниями. Поэтому «кэйрэцу» не являются финансово-промышленными группами под эгидой банков, и последние даже не входят в их состав.

Головная компания «кэйрэцу»  сочетает собственную производственную деятельность с финансовым управлением  группой (т.е. функциями холдинга) и  производственной кооперацией с ее участниками. Особенностью Японии является как широкое распространение этих групп в сочетании с массой мелких предприятий (в стране насчитывается 3,7 млн. индивидуальных и семейных предприятий и 770 тыс. партнерств), так и более тесные, чем в других развитых странах, взаимосвязи крупного и мелкого бизнеса. У 2,4 тыс. компаний, зарегистрированных на Токийской бирже, имеется периферия из 31,5 тыс. дочерних и ассоциированных компаний.

Среди «кэйрэцу» есть примеры  как вертикальной интеграции на технологической основе, так и конгломератов. Периферия таких крупнейших корпораций, как машиностроительные «Мицубиси дзюкоге», «Комацу», электротехнические «Хитати» «Тосиба», «Сони», «Мацусита дэнки», автомобильные «Тойота» и «Ниссан», насчитывает по 300-400 компаний. Эта периферия выполняет роль более или менее постоянных поставщиков и исполнителей заказов и дополняется сетью так называемых субподрядчиков, не связанных с головной компанией отношениям и собственности. Многие группы имеют развитую периферию за границей и являются японскими ТНК.

Практически все предприятия  объединены в отраслевые союзы -- бесприбыльные  организации с добровольным членством  и правом свободного выхода. В Японии насчитывается более ста общенациональных предпринимательских союзов, а с учетом местных организаций мелкого бизнеса -- более 20 тыс. Общенациональные союзы предпринимателей образуют Федерацию экономических организаций «Кэйданрэн».

Япония отличается традиционно  высоким уровнем сбережений населения (15--18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы.

Финансовая структура  японских корпораций характеризуется  низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х частях.- Часть I Международная макроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов.- М.: Международные отношения, 1999.

 

1.2 Государственный сектор  и банки в экономике

В стране насчитывается девять крупных коммерческих банков, имеющих  право открывать отделения по всей территории страны (так называемые городские): «Токио-Мицубиси», «Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи», «Асахи», «Дайва» и «Токай». Действуют также 129 региональных банков (имеющих отделения только в своих префектурах), 33 траст-банка, управляющих частными пенсионными и паевыми фондами, и три банка долгосрочного кредита: Промышленный банк, Банк долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный банк. Кроме того, есть большая сеть кооперативных банков для сельского хозяйства и мелких кредитных ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков: Экспортно-импортный банк, Японский банк развития, Финансовая корпорация для жилищного строительства и несколько специализированных банков для финансирования мелкого предпринимательства.

«Городские» банки, траст - банки и три банка долгосрочного кредита имеют постоянную клиентуру в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на биржах. Каждый такой банк является «головным» для определенного круга фирм. Понятие «головной банк» промышленной компании неформально и не имеет четкого количественного критерия. В среднем головные банки предоставляют компаниям от 15 до 25% долгосрочных кредитов. Некоторые компании являются постоянными заемщиками двух и более банков, каждый из которых выполняет функцию головного.

Как правило, представитель  головного банка входит в совет  директоров своего постоянного клиента  и имеет достаточный доступ к  внутренней документации фирмы, ведет  основные расчетные счета этого  клиента и получает ежедневную информацию о его текущей деятельности. Головной банк, беря клиента на постоянное обслуживание, проводит глубокую ревизию его финансовой деятельности и становится главным «диагностом» компании и неформальным гарантом ее кредитоспособности для других банков. Банк заинтересован не в максимизации прибыли и курса акций компании (это забота акционеров), а в стабильности ее дохода и отсутствии угрозы банкротства. Известны случаи, когда головные банки группы «спасают» своих клиентов, идут на смягчение условий кредита и проводят санацию компаний-заемщиков, не доводя дело до банкротства.

Подобный институт банковского мониторинга компаний-заемщиков  сформировался в период высоких  темпов экономического роста (см. ниже), когда на денежном рынке длительное время была нехватка ресурсов и условия  «рынка продавца» давали банкам возможность выбирать лучших клиентов. В настоящее время напряженность на денежном рынке спала, и банки стали конкурировать в поисках заемщиков. Так, городские банки все больше работают с мелкой клиентурой, отбивая ее у местных банков Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М.: Инфра - М, 2006.

Центральному  правительству принадлежат всего  пять казенных (унитарных) предприятий (в том числе Монетный двор государственное  лесное хозяйство), 13 банков, сеть высших учебных заведений и паевое участие в 73 организациях, преимущественно некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями институты и лаборатории, цен научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства. Есть, наконец, группа предприятий, которые специализируются на строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерных сооружений (многопролетный мост через Внутреннее море, соединяющий острова Хонсю и Сикоку).

Ряд крупных  государственных предприятий был  приватизирован во второй половине 80-х  гг., в том числе Корпорация государственных железных дорог, национальная телефонно-телеграфная система, табачная и алкогольная монополии, авиалинии «JAL» и др. Леонтьева Е. Приватизация государственных предприятий в Японии // МЭ и МО. 2005.

На местном  уровне государству принадлежат  водопровод и канализация, предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр., а также несколько тысяч акционерных и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д.

Таким образом, в Японии, как и в Соединенных  Штатах, государственный сектор невелик. В отличие от стран Западной Европы, он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры. Япония -- страна с сильной государственной экономической политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогов бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.

Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста  содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложений. В открытой экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о намерениях и официальный ритуал. Государственное регулирование экономики. Курс лекций под редакцией Н.Б. Антоновой. Минск 2006

Информация о работе Финансовая система Японии