Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:50, курсовая работа
Выбор и актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что Япония является третьим по экономической мощи центром в мире. На нее приходится около 7% мирового ВВП. Это объясняется не столько многочисленностью населения (130 млн. человек в 2007 г.), сколько высоким уровнем развития. В 2007 г. ВВП на душу населения Японии (по паритету покупательной способности иены к доллару) составил 23 900 долл., и Япония уступала по этому показателю только Швейцарии, США, Люксембургу, Сингапуру и Норвегии.
Введение
1. Основные черты социально-экономической модели
1.1 Особенности организации предпринимательства и трудовые отношения
1.2 Государственный сектор и банки в экономике
1.3 Государственный бюджет и налоговая система
2. Современные тенденции социально-экономического развития
2.1 Особенности экономического развития
2.2 Современное состояние финансовой системы Японии
2.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой и кредитно- денежной политики
Заключение
Список использованной литературы
1.3 Государственный бюджет и налоговая система
Япония -- страна со сравнительно «маленьким» правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26--27% ВВП. Эффективная налоговая ставка (сумма поступлений общенациональных и местных налогов) -- 22-23% ВВП. Основой доходной части центрального бюджета являются прямые налоги. Налоги на доходы граждан, наследство и дарение дают 42% всей суммы налоговых поступлений, налоги на прибыли предприятий -- 26%. Ставки налога на прибыль невысоки и дифференцированы по размерам предприятий в пределах 26,42--33,48%. Единственный крупный косвенный налог на потребительские товары и услуги взимается по ставке всего 5% розничной цены.
Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18--20%), трансферты региональным администрациям -- префектурам (16--18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используются не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев.
В настоящее время самой крупной расходной статьей бюджета центрального правительства является обслуживание государственного долга. В 90-х гг. страна переживает третий за послевоенный период бюджетный кризис (первые два были соответственно в 1946--1949 и 1977--1980 гг.). Как и во многих других странах, бюджетные инвестиции являются средством стимулирования конъюнктуры. В конце 70-х гг. текущий дефицит бюджета, покрываемый выпуском государственных облигаций, доходил до 34,7% расходной части бюджета. Продажа государственных предприятий помогла к началу 90-х гг. отказаться от государственных заимствований, но ненадолго. В 1996/97 финансовом году дефицит бюджета, покрываемый выпуском государственных облигаций, дошел до опасного уровня -- 28%, что составляет 4,2% ВВП страны.
Банк Японии,
являющийся эмиссионным центром
страны, регулирует денежную массу
в обращении и кредитную
2. Современные тенденции
социально-экономического
2.1 Факторы, динамика и особенности социально - экономического
развития
Японская модель развития отличается от американской и западно-европейской более высокой степенью участия государства в экономической и общественно- социальной жизни общества. Вплоть до настоящего времени у государства сохраняются многие рычаги воздействия на различные области экономической деятельности в стране, включая ее внешние направления.
Одной из главных особенностей японской социально- экономической политик является выработка как общих направлений развития на перспективу, так и конкретных экономических программ и стимулирования на их основе хозяйственного (экономического) развития.
На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики.
Первый план (План восстановления экономики) был составлен в 1949 г. Он был рассчитан до 1952 г. и имел целью восстановление довоенного экономического и жизненного уровня. Первый экономический план, принятый в официальном порядке, был разработан в 1955г. с тех пор было подготовлено 12 планов, в основном пятилетних, степень влияния которых на реальную жизнь разнились в зависимости от долгосрочной экономической цели. По силе воздействия на экономику и эффективности реализации наиболее значительным был принятый в 1960 г. «План удвоения национального дохода». В соответствии с ним национальный доход должен был вырасти в 2 раза за 10 лет, в действительности цель была достигнута за 7 лет.
В декабре 2001 г. кабинет министров Японии одобрил новую экономическую программу, охватывающую период с 2001 по 2006гг. Именуемый как «Социально- экономический план структурных реформ - сильная экономика и свободная от проблем жизнь народа» этот документ ставит главной целью форсированное проведение в стране широких структурных реформ, включая корректировку нынешней структуры экономики. Он акцентирует внимание на развитие внутреннего спроса, снижении зависимости экономики от экспорта, расширении импорта готовых товаров и полуфабрикатов, стимулировании зарубежных инвестиций, увеличении экономической помощи развивающимся государствам.
Вмешательство государства в экономику осуществлялось преимущественно через налоговую систему или кредитно- финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служили налоговые льготы и государственная кредитно- инвестиционная деятельность. Налоговые льготы представлялись либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, применявшейся в отношении важных видов оборудования, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно- инвестиционная деятельность состояла в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952-1955 гг. промышленность получала из этих источников 28 % необходимых ей финансовых средств Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие /под ред. проф. М. Н. Чепурина.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: юридический дом «Юстицинформ», 2006..
Специфичной для Японии чертой
является сотрудничество между частным
бизнесом и правительством, особенно
в периоды депрессии. Принятию важных
экономических решений
Важнейшим фактором, обусловившим
высокую динамику экономического развития
Японии последних десятилетий, стала
структурная перестройка
В ходе такой перестройки осуществлялся курс на относительное свертывание производства в ресурсоемких (энергоемких и сырьевых) отраслях, на форсирование развитие отраслей высоких технологий (электроника, новые материалы, биотехнология и др.), на разработку и внедрение электронных устройств, в технику и технологические процессы, на развитие информатики и информационных структур, на значительное повышение степени гибкости производства при переходе на новые виды товаров и услуг, в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка и сдвигами в его структуре.
Широкомасштабное внедрение достижений НТП в экономику сопровождалось серьезными сдвигами структуре факторов экономического роста, в том числе выдвижением на первый план информационного и человеческого факторов Государственное регулирование экономики. Курс лекций под редакцией Н.Б. Антоновой. Минск 2006г..
Особое внимание уделяется в Японии науке и образованию, которые превратились в главный структурный фактор экономического роста.
По ряду направлений Япония добилась заметных успехов: если в начале 60-х гг. ее собственные разработки составляли 18-24 % всех патентов, внедрявшихся в производство, а остальные приходились на импорт зарубежной техники и технологий, то в первой половине 90-х гг. положение существенно изменилось и 80-84% технологических новинок представлено уже национальными разработками.
Серьезные сдвиги прослеживаются в инвестиционном процессе. Традиционно высокой, хотя и снижающийся в тенденции, остается норма накопления капитала (33,7% в 1970 г. и 29,5% в 2005 г.), вследствие этого остаются стабильно высокими темпы роста фондовооруженности труда, которая за последние 10 лет в промышленности возросла на 71%, обеспечив рост производительности труда на 38%. В структуре накопления капитала заметно возрос удельный вес фонда возмещения, для которого в валовых производственных инвестициях корпораций в 2004-2005 гг. достигла 74,5%.
Принципиальное значение в механизме экономического роста Японии имеет платежеспособный рыночный спрос населения и его основа- динамика заработной платы. Последняя в 1980-1990 гг. возросла в целом в 1,3 раза, в1990-1996 гг.- в 1,4 раза, в 1996-2000 гг.- в 1,2 раза, в 2000-2006 гг.- в 1,1 раза. Высокая склонность к сбережениям является национальной чертой японцев, доля сбережений в структуре расходов средней японской семьи составила в 2005 г. 17,2%.
Экономические успехи Японии во многом были предопределены внешними факторами. С одной стороны ее расходы на национальную оборону были сведены до минимума, а с другой, в качестве компенсации лояльности Японии западному лагерю, США и другие развитые страны допускали вполне осознанную индифферентность в отношении функционирования японской экономической модели, весьма отличающихся от западных аналогов.
Совокупность внутренних и внешних факторов обусловила высокую динамику развития экономики Японии. В настоящее время экономика Японии проходит весьма сложный этап развития, обусловленный рядом таких причин, как исчерпание ресурсов экстенсивных методов роста, сохранение значительного государственного вмешательства в экономику, ограничивающее действие рыночных рычагов, «психологическая изоляция» из-за ограничения доступа в страну иностранных товаров и капитала. В этой связи можно констатировать, что Япония отстает, по крайней мере, на 10 лет от США и Великобритании в дерегулировании экономики. Кроме того, развитие экономики за последние годы проходит в условиях заметных колебаний национальной валюты- иены. Положение также усугубляется нынешним экономическим кризисом в Восточной и Юго-Восточной Азии, что вынуждает предпринимателей из Японии вносить существенные коррективы в свой бизнес в этом регионе. Негативными факторами являются также колоссальный государственный долг (суммарно близкий к отметке годового объема ВВП) и кризис кредитно-банковского сектора, обремененного крупной суммой «неработающих» долгов. Другой причиной нестабильности экономики стала изменившаяся внешняя среда. Завершившаяся эпоха глобальной конфронтации социализма и капитализма инициировала формирование нового мирового порядка, что означало для Японии поиск путей, адекватного участия в меняющейся структуре мирохозяйственных связей. Изменение политической нагрузки во взаимоотношениях Японии с западными партнерами объективно было сопряжено с усилением не нее внешнего давления в плане более равноправного участия в международном разделении труда, предоставления иностранным корпорациям на японском рынке товаров и капиталов тех же условий, которыми Япония пользуется в других странах. Неравнозначные условия хозяйственного обмена вызывают определенные противоречия Японии внешним миром в сфере торгово-экономических отношений. Значительное превышение экспорта из Японии в США над ее импортом оттуда стало ядром японо-американских противоречий. Воронин В. П., Кондакова Г. В., Подмолодина И. М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учеб. пособие/под ред. В. П. Воронина.- М.: Финансы и статистика, 2007.
Также Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов. За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления.- 2006.
Таким образом,
с начала 90-х годов динамика основных
социально-экономических
2.2 Современное состояние финансовой системы
Изучение финансовой системы Японии представляет интерес для российских специалистов в области экономики и финансов. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.