Финансовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание

Выбор и актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что Япония является третьим по экономической мощи центром в мире. На нее приходится около 7% мирового ВВП. Это объясняется не столько многочисленностью населения (130 млн. человек в 2007 г.), сколько высоким уровнем развития. В 2007 г. ВВП на душу населения Японии (по паритету покупательной способности иены к доллару) составил 23 900 долл., и Япония уступала по этому показателю только Швейцарии, США, Люксембургу, Сингапуру и Норвегии.

Содержание

Введение
1. Основные черты социально-экономической модели
1.1 Особенности организации предпринимательства и трудовые отношения
1.2 Государственный сектор и банки в экономике
1.3 Государственный бюджет и налоговая система
2. Современные тенденции социально-экономического развития
2.1 Особенности экономического развития
2.2 Современное состояние финансовой системы Японии
2.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой и кредитно- денежной политики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

1.3 Государственный  бюджет и налоговая система

Япония -- страна со сравнительно «маленьким» правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26--27% ВВП. Эффективная  налоговая ставка (сумма поступлений  общенациональных и местных налогов) -- 22-23% ВВП. Основой доходной части центрального бюджета являются прямые налоги. Налоги на доходы граждан, наследство и дарение дают 42% всей суммы налоговых поступлений, налоги на прибыли предприятий -- 26%. Ставки налога на прибыль невысоки и дифференцированы по размерам предприятий в пределах 26,42--33,48%. Единственный крупный косвенный налог на потребительские товары и услуги взимается по ставке всего 5% розничной цены.

Особенностью  расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18--20%), трансферты региональным администрациям -- префектурам (16--18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используются не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев.

В настоящее  время самой крупной расходной  статьей бюджета центрального правительства  является обслуживание государственного долга. В 90-х гг. страна переживает третий за послевоенный период бюджетный кризис (первые два были соответственно в 1946--1949 и 1977--1980 гг.). Как и во многих других странах, бюджетные инвестиции являются средством стимулирования конъюнктуры. В конце 70-х гг. текущий дефицит бюджета, покрываемый выпуском государственных облигаций, доходил до 34,7% расходной части бюджета. Продажа государственных предприятий помогла к началу 90-х гг. отказаться от государственных заимствований, но ненадолго. В 1996/97 финансовом году дефицит бюджета, покрываемый выпуском государственных облигаций, дошел до опасного уровня -- 28%, что составляет 4,2% ВВП страны.

Банк Японии, являющийся эмиссионным центром  страны, регулирует денежную массу  в обращении и кредитную экспансию  банков. Пока корпоративный сектор находился в сильной зависимости  от банковского финансирования, Банк Японии устанавливал административные лимиты рефинансирования городских банков путем дисконтирования коммерческих векселей. Через ставку дисконта Банк Японии управлял всей системой ставок денежного рынка. В настоящее время ставки денежного рынка формируются свободно, а главной функцией Банка Японии является определение размеров денежной массы и эмиссия банкнот Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А. С Булатова.- М.: Экономистъ, 2006.

 

2. Современные тенденции  социально-экономического развития

2.1 Факторы, динамика и особенности социально - экономического

развития

Японская модель развития отличается от американской и западно-европейской  более высокой степенью участия  государства в экономической  и общественно- социальной жизни  общества. Вплоть до настоящего времени у государства сохраняются многие рычаги воздействия на различные области экономической деятельности в стране, включая ее внешние направления.

Одной из главных особенностей японской социально- экономической  политик является выработка как  общих направлений развития на перспективу, так и конкретных экономических программ и стимулирования на их основе хозяйственного (экономического) развития.

На протяжении всего послевоенного  периода правительство Японии последовательно  осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики.

Первый план (План восстановления экономики) был составлен в 1949 г. Он был рассчитан до 1952 г. и имел целью восстановление довоенного экономического и жизненного уровня. Первый экономический  план, принятый в официальном порядке, был разработан в 1955г. с тех пор было подготовлено 12 планов, в основном пятилетних, степень влияния которых на реальную жизнь разнились в зависимости от долгосрочной экономической цели. По силе воздействия на экономику и эффективности реализации наиболее значительным был принятый в 1960 г. «План удвоения национального дохода». В соответствии с ним национальный доход должен был вырасти в 2 раза за 10 лет, в действительности цель была достигнута за 7 лет.

В декабре 2001 г. кабинет министров Японии одобрил новую экономическую программу, охватывающую период с 2001 по 2006гг. Именуемый как «Социально- экономический план структурных реформ - сильная экономика и свободная от проблем жизнь народа» этот документ ставит главной целью форсированное проведение в стране широких структурных реформ, включая корректировку нынешней структуры экономики. Он акцентирует внимание на развитие внутреннего спроса, снижении зависимости экономики от экспорта, расширении импорта готовых товаров и полуфабрикатов, стимулировании зарубежных инвестиций, увеличении экономической помощи развивающимся государствам.

Вмешательство государства  в экономику осуществлялось преимущественно  через налоговую систему или  кредитно- финансовые механизмы. Основными  рычагами этой политики служили налоговые льготы и государственная кредитно- инвестиционная деятельность. Налоговые льготы представлялись либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, применявшейся в отношении важных видов оборудования, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно- инвестиционная деятельность состояла в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952-1955 гг. промышленность получала из этих источников 28 % необходимых ей финансовых средств Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие /под ред. проф. М. Н. Чепурина.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: юридический дом «Юстицинформ», 2006..

Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным  бизнесом и правительством, особенно в периоды депрессии. Принятию важных экономических решений предшествуют консультации с деловыми кругами, и, как правило, эти решения являются результатом компромиссов заинтересованных сторон. Так, во время нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса «высокой иены» преодоление экономических трудностей и стимулирование хозяйственного развития шло при поддержке со стороны правительства Центрального Банка Японии, проводивших меры макроэкономического характера по расширению спроса. Снижение спроса компенсировалось такими стимулирующими мерами, как смягчение условий кредитования, расширение бюджетных расходов на общественные (строительные) работы, снижение налогов и др.

Важнейшим фактором, обусловившим высокую динамику экономического развития Японии последних десятилетий, стала  структурная перестройка экономики. Государство и крупнейшие корпорации Японии стали рассматривать структурную перестройку на новейшей технологической основе как главный метод способ снижения издержек и повышения эффективности производства. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережение, развитие новых наукоемких отраслей и производств, технологическая перестройка ряда прежних отраслей и производств на основе НТП и оперативного внедрения его достижений, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных систем.

В ходе такой перестройки осуществлялся курс на относительное свертывание производства в ресурсоемких (энергоемких и сырьевых) отраслях, на форсирование развитие отраслей высоких технологий (электроника, новые материалы, биотехнология и др.), на разработку и внедрение электронных устройств, в технику и технологические процессы, на развитие информатики и информационных структур, на значительное повышение степени гибкости производства при переходе на новые виды товаров и услуг, в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка и сдвигами в его структуре.

Широкомасштабное внедрение  достижений НТП в экономику сопровождалось серьезными сдвигами структуре факторов экономического роста, в том числе  выдвижением на первый план информационного  и человеческого факторов Государственное регулирование экономики. Курс лекций под редакцией Н.Б. Антоновой. Минск 2006г..

Особое внимание уделяется  в Японии науке и образованию, которые превратились в главный  структурный фактор экономического роста.

По ряду направлений  Япония добилась заметных успехов: если в начале 60-х гг. ее собственные разработки составляли 18-24 % всех патентов, внедрявшихся в производство, а остальные приходились на импорт зарубежной техники и технологий, то в первой половине 90-х гг. положение существенно изменилось и 80-84% технологических новинок представлено уже национальными разработками.

Серьезные сдвиги прослеживаются в инвестиционном процессе. Традиционно высокой, хотя и снижающийся  в тенденции, остается норма накопления капитала (33,7% в 1970 г. и 29,5% в 2005 г.), вследствие этого остаются стабильно высокими темпы роста фондовооруженности труда, которая за последние 10 лет в промышленности возросла на 71%, обеспечив рост производительности труда на 38%. В структуре накопления капитала заметно возрос удельный вес фонда возмещения, для которого в валовых производственных инвестициях корпораций в 2004-2005 гг. достигла 74,5%.

Принципиальное  значение в механизме экономического роста Японии имеет платежеспособный рыночный спрос населения и его  основа- динамика заработной платы. Последняя  в 1980-1990 гг. возросла в целом в 1,3 раза, в1990-1996 гг.- в 1,4 раза, в 1996-2000 гг.- в 1,2 раза, в 2000-2006 гг.- в 1,1 раза. Высокая склонность к сбережениям является национальной чертой японцев, доля сбережений в структуре расходов средней японской семьи составила в 2005 г. 17,2%.

Экономические успехи Японии во многом были предопределены внешними факторами. С одной стороны  ее расходы на национальную оборону  были сведены до минимума, а с  другой, в качестве компенсации лояльности Японии западному лагерю, США и  другие развитые страны допускали вполне осознанную индифферентность в отношении функционирования японской экономической модели, весьма отличающихся от западных аналогов.

Совокупность  внутренних и внешних факторов обусловила высокую динамику развития экономики  Японии. В настоящее время экономика Японии проходит весьма сложный этап развития, обусловленный рядом таких причин, как исчерпание ресурсов экстенсивных методов роста, сохранение значительного государственного вмешательства в экономику, ограничивающее действие рыночных рычагов, «психологическая изоляция» из-за ограничения доступа в страну иностранных товаров и капитала. В этой связи можно констатировать, что Япония отстает, по крайней мере, на 10 лет от США и Великобритании в дерегулировании экономики. Кроме того, развитие экономики за последние годы проходит в условиях заметных колебаний национальной валюты- иены. Положение также усугубляется нынешним экономическим кризисом в Восточной и Юго-Восточной Азии, что вынуждает предпринимателей из Японии вносить существенные коррективы в свой бизнес в этом регионе. Негативными факторами являются также колоссальный государственный долг (суммарно близкий к отметке годового объема ВВП) и кризис кредитно-банковского сектора, обремененного крупной суммой «неработающих» долгов. Другой причиной нестабильности экономики стала изменившаяся внешняя среда. Завершившаяся эпоха глобальной конфронтации социализма и капитализма инициировала формирование нового мирового порядка, что означало для Японии поиск путей, адекватного участия в меняющейся структуре мирохозяйственных связей. Изменение политической нагрузки во взаимоотношениях Японии с западными партнерами объективно было сопряжено с усилением не нее внешнего давления в плане более равноправного участия в международном разделении труда, предоставления иностранным корпорациям на японском рынке товаров и капиталов тех же условий, которыми Япония пользуется в других странах. Неравнозначные условия хозяйственного обмена вызывают определенные противоречия Японии внешним миром в сфере торгово-экономических отношений. Значительное превышение экспорта из Японии в США над ее импортом оттуда стало ядром японо-американских противоречий. Воронин В. П., Кондакова Г. В., Подмолодина И. М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учеб. пособие/под ред. В. П. Воронина.- М.: Финансы и статистика, 2007.

Также Японское правительство обращает большое  внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это  связано с тем, что численность  данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов. За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления.- 2006.

Таким образом, с начала 90-х годов динамика основных социально-экономических показателей  Японии заметно отличается от периодов прошлых циклов развития. Японская экономика переживает нестабильный этап развития. Резервы традиционных доходов в развитии отраслей оказались в определенной мере исчерпаны. Однако фундаментальные предпосылки свидетельствуют о том, что экономические трудности в Японии носят временный характер. В отличие от большинства азиатских стран японские корпорации заимствуют средства на местном рынке капитала, поэтому они не стоят перед проблемой оттока или срочного погашения иностранных кредитов. Япония является страной с крупным положительным сальдо торгового и платежного баланса, солидным запасом золото - валютных ресурсов, обладает высокой степенью накоплений у населения. Она по-прежнему остается крупнейшим мировым донором. Проблема Японии не в источниках капиталов, а в разумной, взвешенной, соответствующей ситуации экономической политике Сенаторов А. Япония: курс на структурные реформы // Проблемы Дальнего Востока.- 2003..

2.2 Современное  состояние финансовой системы

Изучение финансовой системы Японии представляет интерес  для российских специалистов в области  экономики и финансов. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Информация о работе Финансовая система Японии