Финансовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание

Выбор и актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что Япония является третьим по экономической мощи центром в мире. На нее приходится около 7% мирового ВВП. Это объясняется не столько многочисленностью населения (130 млн. человек в 2007 г.), сколько высоким уровнем развития. В 2007 г. ВВП на душу населения Японии (по паритету покупательной способности иены к доллару) составил 23 900 долл., и Япония уступала по этому показателю только Швейцарии, США, Люксембургу, Сингапуру и Норвегии.

Содержание

Введение
1. Основные черты социально-экономической модели
1.1 Особенности организации предпринимательства и трудовые отношения
1.2 Государственный сектор и банки в экономике
1.3 Государственный бюджет и налоговая система
2. Современные тенденции социально-экономического развития
2.1 Особенности экономического развития
2.2 Современное состояние финансовой системы Японии
2.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой и кредитно- денежной политики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

“Особенность  Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран” Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования.- М.: Финансы и статистика, 2005.

С точки зрения состояния финансов, Япония, без преувеличения, можно сказать, находится на краю пропасти. Общая сумма государственной задолженности Японии и задолженности бюджетов органов местного самоуправления составляет приблизительно 645 триллионов иен, причем, как говорят, приблизительно 330 триллионов иен из этой суммы приходится на облигации государственного долгосрочного займа. Таким образом, соотношение суммы задолженности к ВНП (500 триллионов иен) составило 132%. Если сравнить с развитыми государствами, то в США аналогичный показатель составляет 59%, во Франции- 65%, в Германии- 63%. Результаты сопоставления показателей свидетельствуют о том, что в Японии задолженность бюджетов двух уровней крайне велика и что даже в случае появления в экономической ситуации позитивных изменений, когда- то настанет время платить по долгам.

Но, если правительство  примет решение выполнить обязательства  по облигациям государственного долгосрочного  займа в объеме 40%, то общая сумма  выплат по ним составит 132 триллиона  иен и если эту сумму выплачивать равными частями в течение 10 лет, ежегодно на указанные цели придется ассигновать из бюджета 13,2 триллиона иен. Подобная задача практически не выполнима. Затруднительным представляется даже ежегодное выделение половины этой суммы, то есть 6,6 триллионов иен. Более предпочтительным представляется первоочередное ассигнование денежных средств на ликвидацию дефицита бюджетов обоих уровней. Если рост дефицита продолжится, то размер долгосрочной задолженности государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления будет расти и впредь.

Совокупный  размер бюджетного дефицита Японии достиг 10% от ВВП в 2003 г., или в денежном исчислении 50 триллионов иен. Один лишь дефицит общего государственного бюджета  страны (не считая бюджета по специальным счетам) увеличится до 40 триллионов иен. Это огромная сумма.

Из других развитых стран сопоставимый с Японией  бюджетный дефицит имела только Италия в мирное время. Однако за последние 5 лет руководство страны добилось его резкого сокращения, и в настоящее время отношение суммы бюджетного дефицита к объему ВНП составляет всего 2%. Ну, а если говорить о США, то они имеют профицит бюджета, который в текущем году составил 16,7 млрд. долларов.

Имеется мнение, что в перспективе проблема долгов по долгосрочным государственным займам решится в процессе естественного роста налоговых поступлений, ее сторонники ссылаются при этом на американский прецедент.

Также для японской финансовой системы оказался очень  сложным 2005 г.: страны АТР переживали глубокий финансовый кризис. В это время в Японии значительно снизились темпы роста ВВП (-0,8%). Частные производственные капиталовложения сократились на 11,7%. Портфель заказов в машиностроении снизился на 19%, в строительно-подрядных компаниях - на 11,9%. Уровень безработицы к началу 2005 г. составлял 4,6% активного населения. Реальная заработная плата уменьшилась на 2%. Объем экспорта Японии сократился на 2,3%. Отличительной особенностью кризиса являлось снижения уровня внутренних цен. В 2005 г. отмечен рекордный уровень банкротств (почти 19 тыс.) и необычайно высокий объем задолженности, что явилось следствием банкротства кредитных учреждений, в том числе двух крупнейших банков - Банка долгосрочного кредита и Японского кредитного банка.

Основные макроэкономические показатели Японии www.prime-tass.ru - статистические данные.

 

Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

 

Среднегодовые темпы прироста ВВП

-0,8

1,9

1,7

-0,6

1,2

0,4

2,7

2,0

 

Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции

-5,1

-3,7

5,6

-7,4

-1,5

3,3

5,5

3,0

 

Индекс потребительских  цен

-1,9

-1,1

-0,7

-0,7

-0,9

-0,3

-0,2

-0,4

 

Безработица (% от активного населения)

4,6

4,5

4,7

5,0

5,4

5,2

4,7

4,5

 
                   

 

3.3 Рекомендации  по совершенствованию бюджетно-налоговой  и

кредитно- денежной политики

Главной проблемой  в рамках переживаемого страной  кризиса является отсутствие или  недостаточное понимание представителями  правительственных и деловых  кругов самого факта наличия серьезных  кризисных явлений в экономике  и финансах. Депрессия длится более 10 лет и главная задача на данный момент - найти пути выхода из нее, однако мало кто задумывается о перспективах экономики и финансов. Конечно, одновременно решать проблемы выхода из депрессии и оздоровления финансовой системы невозможно. Следовательно, до тех пор, пока население не ощутит появление признаков улучшения экономической ситуации, правительство должно отдавать приоритет мероприятиям, направленным на решение из названных проблем. Тем не менее, долг политиков - уже сейчас думать о последующей реформе финансовой системы. При этом думать надо перспективно.

Существует  много способов решения проблемы дефицита бюджета, однако не все они  одинаково правомерны и результативны.

В определенных кругах существует мнение, что со временем проблему придется решать с помощью инфляционных процессов, и другого пути выхода из кризиса не существует. Действительно, в случае роста инфляции номинальная нагрузка на бюджет по выплатам задолженности по ценным бумагам снизится. Однако при помощи инфляции не удастся ликвидировать причины, порождающие бюджетный дефицит. Более того, существует опасность, что по мере роста инфляции придется увеличивать выпуск займов на покрытие бюджетного дефицита. Это стимулирует дальнейшее увеличение его размеров. Другим последствием будет рост доходности по долгосрочным депозитам, в результате чего прекратятся инвестиции в оборудование и жилищное строительство. Испытывая неуверенность в завтрашнем дне, население сократит расходы на потребление. На этом фоне будет продолжаться рост цен. Приведенный выше сценарий является типичным примером стагфляции.

Подобная ситуация сложилась в Японии в конце 40-х  годов. Инфляционные процессы тех лет  связаны с так называемым «курсом  Доджа», который одновременно предусматривал резкое сокращение государственных  расходов. В результате экономика оказалась в кризисной ситуации, и спастись стране удалось лишь благодаря «специальным заказам» в период событий на Корейском полуострове.

Мировой опыт свидетельствует  о том, что нередко средством  спасения от экономических катаклизмов и галопирующей инфляции в конечном итоге становились трагические события, связанные с началом войны. В 1929 г. президент США в целях преодоления экономического кризиса провозгласил «новый курс». Заключительным аккордом в борьбе с кризисом стала Вторая мировая война «Деньги, банки и денежно-кредитная политика» \\Эдвин Дж. Долан\\2005. Подобного рода ассоциации наводят на грустные мысли.

Однако средство спасения японской экономики все  же существует. Облигации государственного долгосрочного займа являются внешним долгом и представляют собой задолженность перед населением страны, это не финансовые обязательства перед другими государствами. Как следствие курс иены остается относительно стабильным. В случае наличия внешнего долга ситуация на валютном рынке была бы иной.

Итак, остается один способ решения проблемы внутренней задолженности, а именно: частично заморозить выполнение обязательств по ней и  отложить выплаты на более поздний  срок. Одновременно необходимо приложить  максимум усилий к сокращению дефицитного финансирования бюджетов двух уровней, как можно скорее прекратить его рост, а впоследствии - стремиться к снижению его размеров. Совместно с органами местного самоуправления составит среднесрочный план мероприятий, направленных на решение этой проблемы и, заручившись его поддержкой со стороны общественности, приступить к реализации намеченных мероприятий.

Сейчас Японии необходимо осуществить кардинальный пересмотр системы бюджетного финансирования, провести административную реформу, решительно осуществить мероприятия по оптимизации численности госслужащих, по ограничению и сокращению бюджетных ассигнований, проанализировать состояние дел с пенсиями, медицинским страхованием, оплатой пребывания больных в госпитале и разработать постоянные и стабильные правила государственного финансирования.

В перспективе  следует коренным образом пересмотреть систему налогообложения и путем  введения утвержденных в законодательном  порядке ограничений добиться такой  ситуации, что налоговые поступления  от физических лиц будут превышать 50% всей налоговой массы. Также Япония должна поставить целью не позже, чем через 10 лет добиться сбалансированности государственного и местного бюджетов.

В настоящее  время верхняя ставка налога на наследство в Японии составляет 70%. В Австралии и Канаде, например, наследство налогообложению не подлежит. В Англии и Франции верхняя ставка налога составляет 40%, в Германии- 30% Картавцева Е.П. Налогообложение в зарубежных странах. Текст лекций.- Новосибирск, НИНХ, 2002.. При сравнении этих показателей становится очевидным, насколько велико налоговое бремя в Японии. Налог на наследство является вопросом жизни и смерти мелких и средних предприятий, он в значительной степени ограничивает людей трудиться, подрывает дух предпринимательства у деловых кругов и подвергает их соблазну расточительства. «Чем наследник будет платить государству, лучше я сам все потрачу»,- считают они.

Пересмотр ставок налога на наследство будет самым  активным образом стимулировать  рост деловой активности в Японии, благодаря чему в перспективе можно рассчитывать на увеличение поступлений в бюджет по таким позициям, как корпоративный налог, налог на прибыль и т. д. Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления.- 2006.

С наступлением 90-х годов в Японии наметился процесс замедления оборота денежных средств, в частности снизились объемы банковского кредитования, что заметно ухудшило экономическую конъюнктуру. В целях преодоления кризисных явлений, правительство ассигновало 60 триллионов иен в качестве официальной помощи финансовым институтам. В дополнение к этому Банк Японии решился пойти на такую сверхлиберальную уступку как «нулевой ссудный процент». Принятые меры позволили несколько оживить финансовую систему и способствовали появлению симптомов улучшения экономической ситуации.

Если бы столь  решительные, хорошо продуманные и  последовательные меры принимались  и в других аналогичных случаях, результаты были бы иными, к тому же удалось бы избежать излишнего расходования бюджетных средств. Японское правительство должно осознать, насколько важно заблаговременно выявлять симптомы заболевания, принимать и претворять в жизнь ответственные решения, нацеленные на предотвращение болезни.

Роль финансовых учреждений особо велика сейчас, в период, когда экономика страны пытается выкарабкаться из трясины кризиса, банки должны одновременно решать две задачи: осуществлять процесс внутренней реструктуризации, с одной стороны, и проявлять смелость и решительность в вопросах кредитования предприятий, которые пытаются найти пути выхода из кризиса, освоить новые для себя сферы деятельности, с другой. Хочется надеяться, что руководители финансовых учреждений в возможно короткие сроки разработают стратегию решения двуединой задачи и выполнят возложенную на них миссию.

 

Заключение

Причины принимавшихся  за последние 10 лет неудачных решений  в финансово-экономической области  связаны с неумением точно  и вовремя поставить диагноз  кризисным явлениям в экономике  и финансах, запоздалым принятием  мер к их преодолению, с отсутствием проницательности и решимости осуществлять смелые и широкомасштабные мероприятия. Правительство, финансовые ведомства, представители финансовых кругов обязаны сделать соответствующие выводы и не допустить повторения подобного рода ошибок.

Банк Японии, который в соответствии с законом  стал самостоятельным учреждением, должен тщательно отслеживать ситуацию на рынке и решительно, не поддаваясь давлению извне, проводить в жизнь  разработанные им предприятия.

Анализирую  предшествующую информацию, можно прийти к такому выводу: если у страны появятся цели и достойные руководители, то возвращение утраченных позиций будет неизбежно. Нация располагает необходимым для этого культурным и историческим потенциалом.

Соединенные Штаты, несмотря на внешнюю задолженность в 80 млрд. долларов, являются процветающей страной. Общая сумма государственной задолженности Японии и задолженности бюджетов органов местного самоуправления составляет 635 триллионов иен, однако это - внутренняя задолженность, долг своему народу. От иностранных государств Япония не зависит, у нее нет оснований для закомплексованности. Пусть на погашение задолженности потребуется длительное время, пусть даже отрезок, равный продолжительности жизни целого поколения, страна все равно в состоянии рассчитаться с кредиторами. Общая сумма финансовых активов Японии составляет в настоящее время 1300 триллионов иен, а сумма иностранных государств превышает 80 млрд. долларов.

История свидетельствует  о том, что японцы традиционно  отличались умением перенимать за рубежом все лучшее и гармонично приспосабливать новшества к традиционному укладу общества. В японских компаниях на основе процессов управления и процессов развития лежит принцип согласия между трудом и капиталом, в этих отношениях нет непостоянства, зыбкости, текучести. Если попытаться охарактеризовать их суть коротко, то лучше всего подойдет слово «спаянность». Поэтому хочется выразить надежду на то, что отношения спаянности помогут управленческому аппарату совместно с профсоюзами разработать отвечающую требованиям XXI века новую модель японского менеджмента.

Информация о работе Финансовая система Японии