Финансовая среда. Предпринимательские риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание

В настоящее время в мировой и российской практике осуществления предпринимательской деятельности задача корректной количественной оценки рыночного риска приобретает огромное значение. Из всех типов рисков только рыночные риски поддаются нормализованному вероятностно-статистическому описанию, а методы оценки рыночного риска получили широкое применение в мировой практике.

Содержание

1 Методы количественной оценки предпринимательских рисков…………… 3
1.1 Методы оценки риска …………………………………………………….. 4
1.2 Абсолютные показатели риска …………………………………………… 6
1.3 Вероятностные показатели оценки риска ………………………………. 10
1.4 Статистические показатели оценки риска ……………………………… 14
1.5 Метод целесообразности затрат ………………………………………….16
1.6 Экспертные методы оценки риска ……………………………………… 17
1.7.Метод аналогий ……………………………………………………………19
2 Сущность и виды диагностики предпринимательских рисков
хозяйственных организаций …………………………………………………20
3 Задача …………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы …………………………………………. 27

Работа состоит из  1 файл

к.р.2 фин.среда и предпр.риски.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

      Степень риска измеряется двумя показателями: средним ожидаемым значением  и колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

        Среднее ожидаемое значение связано  с неопределенностью ситуации, оно  выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных результатов Е(х), где вероятность каждого результата (А) используется в качестве частоты или веса соответствующего значения (х). В общем виде это можно записать так:

Е(х)=А1Х1 +А2Х2+···+АnXn.

      Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала.

      Для окончательного решения необходимо измерить колеблемость (размах или  изменчивость) показателей, т.е. определить меру колеблемости возможного результата.

      Колеблемость  возможного результата представляет собой  степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для ее определения  обычно вычисляют дисперсию или  среднеквадратическое отклонение:

      Коэффициент вариации - это отношение среднего квадратичного отклонения к средней арифметической. Он показывает степень отклонения полученных значений.

      Коэффициент вариации позволяет сравнивать колеблемость признаков, имеющих разные единицы  измерения. Чем выше коэффициент  вариации, тем сильнее колеблемость признака.

      Установлена следующая оценка коэффициентов  вариации:

 до 10% - слабая колеблемость;

10-25% - умеренная  колеблемость;

свыше 25% - высокая колеблемость.

      Дисперсионный метод успешно применяется и  при наличии более чем двух альтернативных признаков.

      В тех случаях, когда информация ограничена, для количественного анализа  риска используются аналитические  методы, или стандартные функции  распределения вероятностей, например нормальное распределение, или распределение  Гаусса, показательное (экспоненциальное) распределение вероятностей, которое довольно широко используется в расчетах надежности, а также распределение Пуассона, которое часто испопьзуют в теории массового обслуживания.

      Вероятностная оценка риска математически достаточно разработана, но опираться только на математические расчеты в предпринимательской деятельности не всегда бывает достаточным, так как точность расчетов во многом зависит от исходной информации.  

      1.5 Метод целесообразности затрат

      Этот  метод позволяет определить критический объем производства или продаж, т.е. нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

      Производство  продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический  объем производства необходимо оценивать при освоении новой продукции и при сокращении ее выпуска, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую, ужесточением экологических требований и другими причинами.

      Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукции подразделяют на переменные и постоянные.

      Под переменными понимают издержки, общая  величина которых находится в  непосредственной зависимости от объемов  производства и реализации, а также от их структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции. Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д.

      К постоянным издержкам производства относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства.

        Они должны быть оплачены, даже  если предприятие не производит  продукцию (отчисления на амортизацию,  аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего  управленческого персонала и  т.д.).

      Критический объем производства (Vкp) можно представить в следующем виде:

      Vкр = 3пост/ (Ц - 3пер),

где Ц - цена издения (единицы продукции), руб.;

3пост - постоянные затраты, руб.;

3пер  - переменные затраты, руб. 

      Некоторые зарубежные авторы называют критический объем производства порогом рентабельности и используют этот показатель дпя оценки финансовой устойчивости предприятия.

      Чем больше разность между фактическим  объемом производства и критическим, тем выше финансовая устойчивость.

      Любое изменение объема производства (продаж) оказывает существенное влияние на прибыль. Данная зависимость называется эффектом производственного (или операционного) левериджа.

      Производственный  леверидж показывает степень влияния  постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.

      Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при  некотором объеме производства, тем  выше производственный леверидж, следовательно, тем выше предпринимательский риск.

      Работать  с высоким производственным левериджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы производства и сбыта; имеют устойчивый спрос на свою продукцию.

      1.6 Экспертные методы оценки риска

      Базируются  на опросе экспертов. Экспертная оценка - это не решение, а лишь полезная информация, которую помогает выбрать обоснованное решение. Широко используется при определении уровней %, инфляции, видов финансовых рисков.

      При экспертной оценке привлекаются эвристические  методы, правила, которые группируются в зависимости от возможностей предпринимателей, от ситуации принятия решения, в зависимости от условий вложения компании.

      Метод экспертных оценок основан на обобщении  мнения специалистов-экспертов о  вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

      Метод экспертных оценок применяется в  случаях, когда:

1) длина  исходных динамических рядов  недостаточна для оценивания  с использованием экономико-статистических  методов; 

2) связь  между исследуемыми явлениями  носит качественный характер  и не может быть выражена  с помощыо традиционных количественных  измерителей;

З) входная  информация неполная и невозможно предсказать  влияние всех факторов;

4) возникли  экстремальные ситуации, когда требуется  принятие быстрых решений. Суть  экспертных методов заключается  в организованном сборе суждений  и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

      Выделяют  следующие стадии экспертного опроса:

1) формулировка  цели экспертного опроса;

2) подбор  основного состава рабочей группы;

3) разработка  и утверждение технического задания на проведение экспертного опроса;

4) разработка  подробного сценария проведения  сбора и анализа экспертных  мнений (оценок), включая как конкретный  вид экспертной информации (слова,  условные градации, числа, ранжирование, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы), так и конкретные методы анализа этой информации;

5) подбор  экспертов в соответствии с  их компетентностью; 

6) формирование  экспертной комиссии;

7) проведение  сбора экспертной информации;

8) анализ  экспертной информации;

9) интерпретация полученных результатов и подготовка заключения;

10) принятие  решения - выбор альтернативы.

      Существует  масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом  работают отдельно, он даже не знает, кто  еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов.

      В других - экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В  одних методах число экспертов  фиксировано, в других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.

        Среди наиболее распространенных  методов получения экспертных  оценок можно выделить:

1) метод  "Дельфы"

2) метод  "снежного кома";

З) метод "дерева целей";

4) метод  "комиссий круглого стола";

5) метод эвристического прогнозирования;

6) матричный  метод.

      1.7.Метод  аналогий 

      Обычно используется при анализе рисков нового проекта.

        Проект рассматривастся как "живой"  организм, имеющий определенные  стадии развития.

      Жизненный цикл проекта состоит из

- этапа разработки,

- этапа выведения на рынок,

- этап роста,

-этапа зрелости и

- этапа упадка.

      Изучая  жизненный цикл проекта, можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных  последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию.

      Нельзя  забывать, что последствия неверных оценок рисков или отсутствия возможности  противопоставить действенные меры могут быть самыми неприятными. 
 

      2 Сущность и виды  диагностики предпринимательских рисков хозяйственных организаций

      Формирование  эффективной системы управления рисками в любой компании невозможно без их идентификации, актуализации, систематизации и анализа.

      Существующий  на данный момент набор диагностических  методик риска, предложенных и апробированных многими авторами и организациями весьма значителен. Наибольшее распространение среди них получили такие как, SWOT - анализ, PEST-анализ, «бенчмаркинг», сценарный анализ, «мозговой штурм», финансовый коэффициентный анализ и « стресс-тестирование».

      В современных условиях, когда остро  обозначилась проблема неэффективного управления рисками, а стратегия  становится основным вектором развития компании, появляется необходимость  внедрения в практику предприятий  наиболее приспособленных к потребностям риск - менеджмента методик диагностики бизнес - рисков.

      Под диагностикой рисков понимают процесс  выявления актуального спектра  рисков и потенциальных векторов их воздействия на бизнес и деятельность страховой организации. В то же время  идентификация рисков - это оценка и построение рискового профиля, в том числе и для региональных точек продаж. При этом процедура анализа рисков логически входит в процесс их идентификации.

      В целом процесс управления рисками  целесообразно представить в  виде 3-х этапного комплекса процедур:

1 –  определение цели управления  рисками;

2 –  анализ, оценка рисков;

3 –  разработка мероприятий по снижению  степени опасности риска.

Информация о работе Финансовая среда. Предпринимательские риски