Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание

Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (КУРСОВАЯ).DOC

— 241.50 Кб (Скачать документ)

1.3 Виды финансовых  планов и их роль в управлении      предприятием

 

Финансовое планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и  оперативное. [28, c.318]

Стратегическое  финансовое планирование хозяйствующего субъекта

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

    • распределение ресурсов;
    • адаптация к внешней среде;
    • внутренняя координация;
    • организационное стратегическое предвидение. [7, с. 239]

Стратегическое планирование является процессом и состоит из следующих последовательных, взаимосвязанных этапов, представленных на рисунке 1.1.

 

Миссия организации

Цели организации

Оценка и анализ внешней  среды

Обследование сильных и слабых  сторон организации


 

Контроль организации  и оценка стратегии

Реализация стратегии

Выбор стратегии

Анализ стратегических альтернатив



Тактика



Политика



Правила



Процедуры


 

Рис. 1.1. Процесс стратегического планирования [11, с. 53]

 

Стратегическое планирование может поднять новые проблемы организации. Некоторые из них включают:

    • сложность стратегического планирования. Это требует изменения типа мышления. Стратегическое планирование должно быть созидательным процессом, использующим новые идеи. Многие люди не готовы к такому типу принятия решений. Новые отношения и роли могут возникать в результате применения стратегического планирования. Отдельные люди могут быть недовольны дополнительными заданиями и деятельностью; [26, 240]
    • стратегическое планирование требует дополнительных затрат времени, вовлечения новых людей, не говоря о времени на исследования, перераспределения ресурсов, изменения в организации. Все это может «утопить» организацию, особенно при недостатке ресурсов;
    • стратегические планы могут быть мало эффективными. Неверные предположения, чересчур оптимистичные прогнозы и другие решения могут привести к неэффективному стратегическому плану.

     Такой стратегический  план может привести к серьезным  проблемам                 в организации;

    • невозможность применения. Если высший менеджмент не поддержит стратегический план, то применение становится невозможным и весь процесс - пустой тратой времени и ресурсов. Дополнительно, может возникнуть внутреннее сопротивление стратегическому планированию. [12, с. 124 ]

         В число потенциальных преимуществ, которые дает разработка  стратегического плана, входят:

    • улучшение качества организационной работы;
    • наличие четкого представления о направлении движения к будущему;
    • возможность своевременного решения главных организационных проблем;
    • достижение более высокого экономического показателя «затраты – эффективность»;
    • создание рабочего коллектива и накопление экспертных знаний;
    • выполнение требований финансирующих организаций;
    • принятие активной, а не выжидательной позиции по отношению к проблемам, стоящим перед организацией. [13, с. 462]

        Стратегическое планирование не  должно рассматриваться как гарантия  будущего успеха. Стратегическое  планирование имеет следующие  ограничения:

    • стратегическое планирование не обеспечивает возможности принятия будущих решений. Невозможно предсказать будущее. Стратегическое планирование предоставляет общее направление движения, основанное на предположениях;
    • стратегическое планирование не является макетом будущего. Происходит слишком много перемен – меняется рынок, предпочтения потребителей, появляются новые конкуренты, новые технологии, новые возможности, изменяются финансовые условия и т.д. Стратегическое планирование динамичный процесс, восприимчивый к переменам;
    • стратегическое планирование не может решить критические ситуации, угрожающие организации. Стратегическое планирование не выведет из кризиса. Организация должна быть стабильна до начала применения стратегического планирования;
    • стратегическое планирование не определяет всех критических факторов, связанных с организацией. Стратегическое планирование призвано определить наиболее важные вопросы, встающие перед организацией. Фокусируя внимание на основных вопросах, стратегический план минимизирует детали и таким образом увеличивает шансы успешного применения. [14, с. 54]

В современных быстроменяющихся условиях долгосрочные планы теряют свою актуальность без соответствующих  управленческих воздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важной методологической особенностью формирования системы стратегического планирования становится механизм адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям развития. Адаптивный характер планов предполагает, что они должны быть достаточно гибкими, легкоприспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешних факторов. Следовательно, чтобы обеспечить адаптивный характер стратегического планирования, все виды планов должны предусматривать действия на случай непредвиденных обстоятельств. [15, с. 317]

Текущее финансовое планирование

Текущее финансовое планирование является планированием осуществления. Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности [16, с. 244]. Производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сметами образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложения собственных ресурсов.

Текущее планирование хозяйственной  деятельности предприятия состоит  в разработке трёх документов: плана  движения денежных средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. [17, с. 342]

Основной целью построения этих документов является оценка финансового  положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется  тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчётному периоду. [18, с.147]

Текущие финансовые планы  предпринимательской фирмы разрабатываются  на основе данных, которые характеризуют:

    • финансовую стратегию фирмы;
    • результаты финансового анализа за предшествующий период;
    • планируемые объёмы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;
    • систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
    • действующую систему налогообложения;
    • действующую систему норм амортизационных отчислений;
    • средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п. [19, с. 342]

Оперативное  финансовое планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный  счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное  планирование, которое дополняет  текущее. Это связано с тем, что  финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [7, с. 251]

Оперативный план необходим  для обеспечения финансового  успеха предприятия. Поэтому при  его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере  деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства. [25, 672]

Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности  в краткосрочном кредите. [20, с.179]

В платежном календаре  притоки и оттоки денежных средств  должны быть сбалансированы. Правильно  составленный платежный календарь  позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину  такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия.

Кроме платёжного календаря  на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. [ 21, с. 463]

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической  записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.

Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования. [7, с. 256]

Рассмотрев цели и  сущность финансового планирования, а также различные аспекты  практики составления финансовых планов, можно сделать вывод, что финансовый план является неотъемлемой частью  внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

 

 

2. Анализ финансового  планирования на предприятии   ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»

 

2.1. Характеристика  предприятия «Южно-Сахалинский хлебокомбинат  имени И.И. Кацева» и анализ  основных показателей деятельности

 

        Открытое акционерное общество «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева» зарегистрировано администрацией г. Южно-Сахалинска 28 апреля 1995 №232. ОАО является правопреемником государственного предприятия «Южно-Сахалинский хлебокомбинат». Учредителями являются государственные (49%) и физические (51%) лица. Со стороны государства учредителем является Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области. Физическим лицом является генеральный директор Болдов Валентин Дмитриевич.

         Юридический адрес предприятия:  Россия, г.Южно-Сахалинск, ул.Хлебная 6. E-mail: Hlebokombinat@snc.ru.

        Уставный капитал ОАО составляет 1560604 рублей.

ОАО имеет 2 структурных  подразделения:

  • хлебокомбинат
  • хлебозавод №2

        Комбинат имеет 9 собственных  торговых точек: магазин «Былина» (пр. Победы, 50 кв.3), магазин «Надежда» (пр. Мира, 153), магазин №6 (ул. Хлебная, 6), киоск №2 (ул.Ленина, 58-а), пять «Купав» и арендует помещение магазина «Рябинка» (ул. Ленина, 218), которое с августа 2004 г. эксплуатируется по договору простого товарищества с ООО «Розничная компания».

     На предприятии действует наблюдательный орган – Совет директоров, орган управления – общее собрание акционеров, единоличный исполнительный орган – генеральный директор.

        Основными видами деятельности  ОАО является:

  • производство хлебобулочных изделий
  • производство кондитерских изделий
  • торговля продовольственными товарами

 

Таблица 2.1

 Анализ основных показателей деятельности ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»

п/п

Показатели

Ед. измерения

2003

2004

Абс. отклонение

Относит. отклонение, %

1

2

3

4

5

6

7

1.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

Тыс.руб.

256,905

295,973

+39,068

114,4

2.

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

Тыс.руб.

180,031

209,420

+29,389

116,3

3.

Валовая прибыль

Тыс.руб.

96,108

106,387

+10,279

110,7

4.

Чистая прибыль (убыток)

Тыс.руб.

11,222

10,249

-973

 

Информация о работе Финансовое планирование