Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:26, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов формирования прибыли, способов её увеличения и эффективного использования.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Прибыль и рентабельность как показатели результативности деятельности организации………………………………………………………………………5
1.1. Сущность прибыли, её виды……………………………………………….5
1.2. Понятие, виды, показатели рентабельности……………………………...11
2. Пути совершенствования деятельности организации……………………..22
2.1. Пути рационального распределения прибыли…………………………...22
2.2. Факторы, влияющие на величину прибыли……………………………...27
2.3. Факторы, влияющие на увеличение уровня рентабельности……………28
3. Практическая часть…………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………...50
4)Является
одним из источников формирования
бюджетов разных уровней. Она поступает
в бюджеты в виде налогов и
наряду с другими доходными поступлениями
используется для финансирования и удовлетворения
совместных общественных потребностей,
обеспечения выполнения государством
своих функций, государственных
инвестиционных, социальных и других программ,
принимает участие в
формировании бюджетных и благотворительных
фондов. За счет прибыли выполняется также
часть обязательств предприятия перед
бюджетом,
банками, другими предприятиями и организациями.
5)Является
основным источником
Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовый доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Распределение
и использование прибыли
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций.
Итак, итогом из вышенаписанного являются следующие тезисы:
1)Прибыль
в своем физическом виде
2)Прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия: производственной, непроизводственной и финансовой, это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.
3)Из
всего многообразия видов прибыли максимально
желанной является чистая прибыль. Собственно,
прибыль и является наиприоритетнейшей
целью организации. Однако, даже являясь
основной целью ведения хозяйственной
деятельности, она всегда остается лишь
инструментом.
1.2. Понятие, виды, показатели рентабельности.
Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских риском, в мировом масштабе, и учитывая нынешнее экономическое положение Республики Беларусь, в частности.
В
рыночной экономике выживают и успешно
функционируют только те предприятия,
которые соизмеряют свои доходы с
затратами и величиной
Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, а фискальная система страны получит больше выплат в бюджет.
Для выяснения сущности экономической эффективности производства, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».
Эффект – абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Эффективность же – величина относительная, являющая собой соотношение полученного результата(эффекта) к затратам, произведенным для его достижения . Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловивши получение данного эффекта.
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического результата в виде абсолютного показателя — прибыли (эффект) или относительного — рентабельности (эффективность). Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.
Рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль как вознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т. е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
показатели рентабельности
характеризуют финансовые результаты
и эффективность деятельности
предприятия. Они измеряют доходность
предприятия с различных позиций и систематизируются
в соответствии с интересами участников
экономического процесса.
Источниками
для расчета коэффициентов
В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций является подразделение на:
- показатели
рентабельности хозяйственной
- показатели финансовой рентабельности;
- показатели рентабельности продукции.
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности.
Рентабельность хозяйственной деятельности (R) характеризует норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, исполь зуемых предприятием, т. е. является отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов к сумме инвестированного ими капитала:
где П – сумма доходов вкладчиков и кредиторов;
ИК – сумма инвестированного ими капитала.
В качестве инвестированного капитала при оценке эффективности хозяйственной деятельности необходимо использовать сумму всех активов, так как их общая величина учитывает все долги предприятия, в том числе и по эксплуатации.
Некоторые экономисты предлагают из общей величины активов исключать бездействующие и избыточные основные производственные средства, оборудование к установке, денежные средства, нематериальные активы, т.е. средства, которые не способствуют получению прибыли. Однако такой подход является недостаточно оправданным, а показатель не широко используется на практике. Это связано с тем, что руководство предприятия должно не только эффективно использовать активы в своей деятельности, но и следить за составом активов, не создавая излишних запасов оборудования, материалов и т. д.
При расчетах рентабельности необходимо иметь в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение. При этом наиболее правильным является расчет средней хронологической величины инвестированного капитала.
Необходимо отметить, что при расчетах коэффициентов рентабельности могут использоваться различные показатели дохода предприятия: валовая прибыль, чистая прибыль, прибыль от реализации. Наиболее оправданным подходом при оценке эффективности хозяйственной деятельности является использование суммы чистой прибыли и процентов, уплаченных за пользование кредитом. С учетом этого основной показатель рентабельности хозяйственной деятельности может быть определен следующим образом:
,
где RA— рентабельность активов;
ЧП — чистая прибыль;
Пр— проценты, уплаченные за пользование кредитами;
Сн— ставка налога на прибыль в коэффициенте;
А
— среднегодовая стоимость
Однако определение уровня рентабельности по данной формуле затруднено тем, что проценты за пользование кредитами включены в себестоимость продукции, а не возмещаются из прибыли. При проведении внутреннего анализа рентабельности такие расчеты становятся возможными. В условиях отсутствия информации внешние субъекты анализа могут использовать только показатель чистой прибыли. Но и чистую прибыль невозможно точно подсчитать по данным текущей отчетности, так как в ней не выделяются платежи в бюджет за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Чистую прибыль можно определить приблизительно, вычитая налог на прибыль из прибыли отчетного периода. Полученный результат имеет завышенное значение, которое может быть уточнено только в ходе проведения внутреннего анализа.
Информация о работе Финансовые результаты деятельности организации