Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание

Некоммерческие организации имеют существенные отличия от коммерческих организаций. Особенности некоммерческих организаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формировании денежных ресурсов. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Работа состоит из  1 файл

Финансы некоммерческих организаций.docx

— 39.81 Кб (Скачать документ)

Финансы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации  имеют существенные отличия от коммерческих организаций. Особенности некоммерческих организаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формировании денежных ресурсов. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом.

Финансы потребительских  кооперативов

Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в  России является потребительский кооператив.

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая организация  согласно ст. 116 и 50 ГК РФ может быть создан виде: кооператива, потребительского союза, потребитель кого общества.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

·        добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

·        обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

·        демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потребительского общества,  свободное участие пайщика в выборных органах);

·        взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды;

·        ограничение размеров кооперативных выплат;

·        доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

·        забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетворение спроса населения — это социальная категория.

В России на 1 января 2001 г. насчитывалось 3280 потребительских обществ, в том числе 1240 районных и 200 городских, остальные 1840 — сельские и рабочие. Все они объединяют 11,5 млн пайщиков.

В среднем на одно потребительское общество (потребительский  кооператив) приходится 3,5 тыс. членов-пайщиков. В отдельных регионах России есть потребительские общества с численностью, превышающей 10 тыс. пайщиков.

Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские  союзы и Центросоюз РФ, образуя  систему организаций потребительской  кооперации.

Потребителъская кооперация — социально-ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем.

В соответствии с  действующим законодательством  основными задачами потребительской  кооперации являются:

§  создание и развитие организаций торговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах;

§  закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

§  производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения;

§  оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Поскольку потребительский  кооператив является кооперативной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с Учетом их социальной значимости.

В связи с изложенным следует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнить социальные задачи стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым.

Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются:

¨     вступительные и паевые взносы пайщиков;

¨     прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли – дополнительная цель деятельности кооператива, ради которой он создан);

¨     заемные и привлеченные денежные средства и средства, полученные в порядке государственной поддержки.

Таким образом, паевые взносы и прибыль являются основными  источниками самофинансирования потребительски го общества.

Доходы потребительского общества, полученные от торговой и  иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты.

В потребительском  обществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской  кооперации; резервный и иные фонды  в соответствии с уставом потребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социального развития, финансирования капитальных вложений, финансирования научных исследований и экспериментальных разработок).

Финансы потребительского общества и его структурных подразделений  включают следующие финансовые и  денежные отношения:

¨     между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой — они получают от него средства в виде кооперативных выплат;

¨     потребительского общества с коммерческими предприятиями — поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за нарушение условий договора;

¨     потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов;

¨     с организациями и учреждениями при поставке заготовленных сельскохозяйственных продуктов и сырья;

¨     с банком при оплате процентов за кредиты, а также в процессе хранения денег в банке;

¨     с вышестоящим кооперативным союзом и его структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов;

¨     потребительского общества со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов;

¨     с транспортными организациями при оплате тарифов за перевозки различных грузов;

¨     потребительского общества с вольнонаемными работниками — при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности;

¨     со страховыми организациями и компаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательских рисков;

¨     с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребительского общества.

Отношения, возникающие  в системе потребительской кооперации РФ, основным звеном которой является потребительское общество, являются объектом гражданско-правового регулирования. В настоящее время наряду с  ГК РФ регулирование деятельности потребительских  обществ как некоммерческих организаций  осуществляется Федеральным законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

Высшим органом  управления в потребительском является общее собрание пайщиков. В период между собраниями действует совет, избираемый на общем пайщиков. Исполнительный орган — правление потребитель кого общества. Исходя из структуры органов управления распределение прибыли (доходов) в потребительском обществе формирование денежных фондов являются компетенцией общего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе принимать его устав.

Пайщики потребительского общества имеют право:

© добровольно объединяться в потребительское общество и свободно выходить из него с возвращением паевого взноса;

© избирать и быть избранными в органы управления и контроля потребительского общества;

© получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания пайщиков;

© иметь преимущества в приобретении (получении) товаров на предприятиях торговли потребительского общества;

© сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукты и сырье для переработки;

© получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

© быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и наличием вакансий;

© пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых собранием пайщиков;

© получать информацию от органов управления и контроля потребительского общества об их деятельности.

Общее собрание пайщиков может устанавливать и иные права  пайщиков.

Контролирующим органом  финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества является ревизионная  комиссия, избираемая пайщиками.

Федеральный закон "О  потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерация" определяет пайщика как центральную фигуру в потребительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской кооперации.

Пайщик играет исключительно  важную роль в финансово-экономической  деятельности потребительского общества, которая заключается прежде всего в создании паевого фонда как одного из важнейших источников финансовых ресурсов. Экономическая роль пайщика заключается также в создании доходов путем приобретения им товаров преимущественно в магазинах своего потребительского общества, в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потребительского общества привлекает и не пайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеет постоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке.

Осуществляя розничный  товарооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмечалось выше, удовлетворение спроса населения — это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах кооператива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежеспособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации

В нынешних условиях потребительские кооперативы выполняют  не только торговые и заготовительные, но и производственные функции, осуществляют связи между ленным производством  и сельским хозяйством, между го дом и деревней, создавая тем самым  экономический и социальный эффект. Для того чтобы потребительская  кооперация в перспективе укрепляла  свои позиции на внутреннем рынке  товаров и услуг, она должна работать на увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций