Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа
Целью моей курсовой объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.
1 Организационные формы предпринимательства.
2 Фирма, как субъект рыночных отношений
3 Сходства и различия предпринимательской деятельности ближнего, дальнего зарубежья и Казахстана.
Введение.
Глава 1:
Фирма - ее структура, цели и задачи.
1.1. Цели и функции фирмы.
1.2. Предпринимательская способность
1.3. Система ценностей на фирме.
Глава 2:
Организационные формы предпринимательства.
2.1.Организационно - правовая форма.
2.2.Организационно - экономическая форма.
Глава 3:
Фирма, как субъект рыночных отношений.
3.1. Механизм функционирования предприятия.
3.2. Конкурентоспособность фирмы.
3.3. Стратегическое планирование.
Глава 4:
Сходства и различия предпринимательской деятельности ближнего, дальнего зарубежья и Казахстана.
4.1.Особенности организации предпринимательской деятельности в
США и Японии.
4.2.Характерные черты предпринимательского потенциала России.
4.3.Основные черты предпринимательства Казахстана.
Заключение.
2.2.Организационно - экономическая форма.
К основным организационно - экономическим формам предпринимательства можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово - промышленные группы.
Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.
Ассоциации - это мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций - совместные решения научно - технических, производственных, экономических, социальных и других задач.
Консорциум - представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции(например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно - технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.
Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.
Картель - означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем, объеме производства и др.
Финансово промышленные группы, являются новой организационно - экономической формой предпринимательства. Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.
Так как в условиях рыночной экономики мы не перестаем оглядываться на зарубежные страны, хочется отметить основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Это частнопредпринима-тельская фирма, партнерство и корпорация.
Частнопредпринимательская фирма - это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем её обязательствам.
Собственник фирмы обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры, контракты. Преимущество частнопредпринимательской фирмы - в простоте её организации, управления, свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации(одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой фирмы - ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.
Партнерство - это предприятие, фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело( так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).
В условиях партнерства относительно легче решить финансовые вопросы, связанные с началом и продолжением деятельности предприятия, фирмы. Здесь в большей мере, чем в частнопредпринимательской фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток партнерства - разделение функций, вследствие чего возможна несогласован-ность действий и даже несовместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела одного или нескольких партнеров возникает угроза потенциального распада партнерства.
Под корпорацией понимается предприятие, фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Это общество, основано на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от её владельцев-акционеров, что позволяет ей функционировать относительно стабильно.
К недостаткам корпорации надо отнести в первую очередь наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений. Мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.
Глава 3.
Фирма, как субъект рыночных отношений.
3.1. Механизм функционирования предприятия.
Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется по ряду направлений:
· основные требования, которое выдвигает рынок фирме, работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли.
· не только произвести продукцию, но и сбыть её, реализовать. наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней.
· на смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность - возможность несостоятельности и банкротства.
Следовательно. Поведение фирмы в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности фирмы.
Любая фирма независимо от организационно-правовой формы. Формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой:
4.Социальная
среда
6.Маркетинг
на входе 6.Маркетинг на выходе
2. Ресурсы затрат 3. Ресурсы - результаты
5.Природная
среда.
Рассмотрим схему более детально. Выше уже отмечено, что в условиях рынка предприятие решает две задачи - произвести продукцию и реализовать её. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить - какой ассортимент, в каком количестве - предприятие должно изучить рынок. Прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, то есть заняться маркетингом. При чем маркетинг необходимо заниматься постоянно - как до запуска продукции в производство. Так и после. В процессе реализации продукции. Поэтому на схеме маркетинг показан до начала производства и после его окончания.
Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:
· характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цены у конкурентов;
· общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продаж у конкурентов;
· каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
· конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков её уровень;
· законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;
· уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы, учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития;
· финансовые, материальные и иные ресурсы необходимые для достижения этих целей;
· перспективные, (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
· оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям;
Далее возвращаясь к схеме обращаем внимание на то, что предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы. Ресурсы иной потребительной стоимости.
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия.
3.2. Конкурентоспособность фирмы.
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайне мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности. В результате конкурентной борьбы между фирмами , выпускающими одинаковую продукцию или оказывающие одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют выявляется конкурентное преимущество той или иной фирмы.
Конкурентное преимущество - это то, что выигрышно отличает данное предприятие от его конкурентов и обеспечивает его превосходство на рынке.
Оно базируется на конкурентоспособности и обычно связано либо с более высокими, чем у конкурентов, качеством товаров, либо с более низкими издержками их производства. Различают два основных вида рыночной стратегии фирмы. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, фирмы должны или выпускать на рынок сравнимые товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибыль как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат(стратегия меньших издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли(стратегия дифференциации).
Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из двух стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью экономических(
Выбирая оптимальную для своей фирмы стратегию, её руководство также должно решить, в какой сфере конкуренции будет реализоваться конкурентное преимущество. Речь идет либо о конкуренции во всех секторах экономики одновременно , либо о нацеленности на какой-то узкий его сегмент. Причем, избрав узкий целевой сегмент и работая точно в соответствии с его специфическими потребностями, фирма может иметь выигрыш с точки зрения более низких издержек или более высокой дифференциации по сравнению с конкурентами, работающими на более широкий рынок.
Насколько же конкурентоспособны малые фирмы? Могут ли они противостоять крупным фирмам? По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым фирмам присуще многие положительные качества, которыми не обладают крупные фирмы.
Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего, они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные фирмы не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые не редко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о финансирование проекта, который, возможно, начнет давать прибыль лишь через семь-десять лет. Ожидание скорой отдачи средств начисто их лишают их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие фирмой одобряют и утверждают планы, а не товары.
В противоположность крупным фирмам малые фирмы действуют по принципу ориентации на нужды. Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового выступает, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. Малые фирмы способны мыслить перспективно. У них относительно невысоки издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на основание и выпуск новой продукции.
Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам. При неудаче в одной сфере деятельности они могут, быстро переключится на другую, более эффективную. Кроме того, малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход.
Мелкие фирмы «терпимы к хаосу», что совсем или почти невозможны для традиционной крупной фирмы. Вместе с тем надо иметь в виду, что инновации - это в основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, то вверх, то в стороны. Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно естественно.
Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач, а на крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все её благополучие.
Таким образом, преимущества малых фирм подтверждаются: они могут успешно вести конкурентную борьбу.
3.3. Стратегическое планирование.
После того как конкурентная рыночная стратегия и сфера конкуренции определены, следующим инструментом реализации целевых установок предприятия, обеспечивающим устойчивое положение на рынке, является стратегическое планирование, то есть систематическое составление плана действий, направленных на достижение целевых установок фирмы.