Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:36, курсовая работа
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Введение
1 Теоретические основы фискальной политики…..…………………….…….4
1.1 Понятие, цели и направления бюджетно-налоговой политики….……4
1.2 Инструменты и стабилизаторы фискальной политики ……………….7
1.3 Кривая Лаффера ……………………………………….……………….12
2 Анализ процессов формирования фискальной политики в России …..15
2.1 Исторические предпосылки формирования фискальной политики в переходный период …………………………………………..……………..15
2.2 Анализ эффективности фискальной политики в 2000 гг............ ……27
Заключение…………………………………………………
Содержание
Введение
1 Теоретические основы фискальной политики…..…………………….…….4
1.1 Понятие, цели и направления бюджетно-налоговой политики….……4
1.2 Инструменты и стабилизаторы фискальной политики ……………….7
1.3 Кривая Лаффера ……………………………………….……………….12
2 Анализ процессов формирования фискальной политики в России …..15
2.1 Исторические предпосылки формирования фискальной политики в переходный период …………………………………………..……………..15
2.2 Анализ эффективности фискальной политики в 2000 гг............ ……27
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Данная тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся еще в неустойчивой стадии формирования.
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времен бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.
Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.
Финансирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Ныне экономисты различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности бюджетно-налоговой системы, ее функций и роли в макроэкономическом регулировании.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач. Во-первых, охарактеризовать сущность фискальной политики с различных точек зрения, дать развернутое определение данному понятию, а также выявить ее функции в современных экономических системах. Во-вторых, определить роль фискальной политики в государственном регулировании экономики и его влияние на различные социально-экономические процессы. В-третьих, показать, каким образом происходило становление бюджетных отношений и налоговой системы в России с начала рыночных преобразований, и каким образом при таких сложных условиях различные теоретические положения реализовывались на практике.
Таким образом, предметом исследования в данной работе является фискальная политика, а объектом исследования является фискальная политика России в период 90 – 2000-х годов и пути ее совершенствования.
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие, цели и направления бюджетно-налоговой политики
Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Дж. М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты. Но большинство экономистов к этой позиции относится с осторожностью, полагая, что сокращение налогов на практике может и не оказать сильного стимулирующего влияния на совокупное предложение. Кроме того, изменение совокупного предложения происходит в течение длительного периода времени, в то время как величина совокупного спроса может быть изменена в короткий период. Экономическая теория допускает существование конкурирующих между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.
Важнейшая задача фискальной политики – это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику. Одним из главных таких фондов является государственный бюджет. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов. В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.
Основными целями фискальной политики являются:
Ликвидация безработицы.
Борьба с инфляцией.
Стабилизация экономического развития.
Антициклическое регулирование экономики.
Стимулирование экономического роста.
Достижение внешнеторговой сбалансированности.
В зависимости от ситуации в экономике различают два основных направления фискальной политики:
1. Стимулирующая фискальная политика.
2. Сдерживающая фискальная политика.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.1а), имеет цель сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.1.б), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:
а) сокращение государственных закупок;
б) увеличение налогов;
в) сокращение трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.
1.2 Инструменты и стабилизаторы фискальной политики
Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.
Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.
Государственные расходы делятся на четыре основных группы:
расходы на социально-культурные нужды;
расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
военные расходы;
расходы на управление.
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т. п.
По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:
расходы в сферу материального производства;
расходы на непроизводственную сферу;
расходы на создание резервов.
По целевому назначению государственные расходы делятся на:
капитальные затраты - затраты на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники).
текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.
затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.
По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.
По источникам государственные расходы делятся на три группы:
бюджетные ассигнования;
расходы за счет резервных и страховых фондов;
кредитные источники финансирования;
самофинансирование.
Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов - создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:
утверждение налогов - прерогатива законодательной власти;
налог является индивидуально безвозмездным;
односторонний характер установления налога;
уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;
налог взыскивается в условиях безвозвратности;
цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Классификация налогов может быть проведена по разным критериям:
1. По способу взимания:
прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
Информация о работе Фискальная политика государства в переходный период