Фискальная политика государства в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:36, курсовая работа

Описание

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы фискальной политики…..…………………….…….4
1.1 Понятие, цели и направления бюджетно-налоговой политики….……4
1.2 Инструменты и стабилизаторы фискальной политики ……………….7
1.3 Кривая Лаффера ……………………………………….……………….12
2 Анализ процессов формирования фискальной политики в России …..15
2.1 Исторические предпосылки формирования фискальной политики в переходный период …………………………………………..……………..15
2.2 Анализ эффективности фискальной политики в 2000 гг............ ……27
Заключение…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике.doc

— 713.50 Кб (Скачать документ)

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования. Таким образом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения (рис. 4):

Рис. 4 Схема построения бюджетной системы СССР до 1991 г.

Табл. 1 Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)

Табл.1 демонстрирует, что основную часть доходов бюджета СССР составляли поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистического хозяйства. Доходы социалистических предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли (плата за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли), налога с оборота, взносов государственных предприятий на государственное социальное страхование и некоторых других платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономической реформы перестроены таким образом, чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении производства, его техническом совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоенный период значительно снизилась в связи с освобождением многих плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска государственных внутренних займов, реализуемых по подписке. Рост абсолютной суммы налогов с населения связан с увеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одновременном снижении ставок обложения.

 

Табл. 2 Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)

В табл.2 показано, что свыше 80% расходов бюджета составляют затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурных нужд. Первые включают преимущественно капитальные и др. затраты, связанные с постройкой новых предприятий, расширением и техническим обновлением действующих предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие хозяйства. С проведением экономической реформы намного повышается роль собственных средств, а также кредитов банка в финансировании расходов на увеличение основных и оборотных фондов предприятий. Расходы на социально-культурные мероприятия включают финансирование затрат на просвещение и здравоохранение, строительство учебных заведений и лечебных учреждений, выплату стипендий, пенсий и пособий по государственному социальному страхованию и обеспечению и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей населения. Значительный рост этих расходов, в послевоенный период связан с расширением сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения и др. мероприятиями.

Расходы на оборону включают содержание Вооруженных Сил СССР и их оснащение необходимыми техническими средствами. Проводя политику мирного сосуществования государств с различным социальным строем, Советский Союз принимает вместе с тем необходимые меры к укреплению своей обороноспособности.

Расходы на управление включают финансирование органов государственной власти и управления (Верховных Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления). Они тесно связаны с расходами по организации производства и культурному обслуживанию населения.

 

Табл.3 Динамика расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)

Из таблицы 3 мы видим, что с течением времени после отечественной войны экономика СССР и ее республик стремительно начала восстанавливаться, а впоследствии и развиваться, что сильно сказалось на бюджете страны, он стал увеличиваться в разы.

Рисунок 5 показывает, что практически до распада СССР его главными бюджетными расходами оставались народное хозяйство, социальная политика и образование, что говорит о высоком социальном обеспечении населения.

Рис.5 Расходы бюджетных средств СССР в 1985 году.

Рис. 6 Расходы бюджетных средств СССР в 1990 году

 

Рисунок 6 показывает изменения в структуре экономики за 5 лет, до возникновения экономического кризиса начиная с 1985 года по 1990 год. Как мы видим, наибольшее значение в экономике все еще имеет народное хозяйство. В 1990 году расходы бюджета на него сократились с 56.3% от всех расходов до 38.8%, что повлекло за собой серьезные изменения в структуре всей этой отрасли и привело к серьезному кризису. Увеличились расходы на правоохранительную деятельность и безопасность, с 1.5% до 2%, так же возросли расходы на оборону страны с 4.9% до 14.6%. Стремительно выросли расходы на социальную и внешнеэкономическую политику.

Рисунок 7 показывает, что доходы государственного бюджета были на самом низком показателе в период распада СССР и экономического кризиса в стране, но вплоть до 1994 года доходы пусть и стали повышаться, но так и не смогли подняться на докризисный уровень.

Рис. 7 Динамика доходов бюджетов СССР и России в период с 85-ого по 94-ый гг.

Рисунок 8 показывает, что расходы государственного бюджета были на самом высоком уровне в 1991 году, что было вызвано попытками правительства вывести из кризиса государственные предприятия, оказать им материальную поддержку. Также из-за распада СССР государство потеряло значительную часть доходов в бюджет, но содержать стране все равно приходилось большую из оставшейся части страны.

Рис. 8 Динамика расходов бюджетов СССР и России в период с 85-ого по 94-ый гг.

 

Рис. 9 Дефицит бюджетов СССР и России в период с 85-ого по 94-ый гг.

Как видно из рисунка 9, самый серьезный кассовый дефицит возник в 1991 году. Расходы бюджета резко превышали доходы в период распада СССР и экономического кризиса. Государство было вынуждено поддерживать рушившуюся экономику новыми расходами, но из-за того, что часть территорий отделилась, у них сформировался собственный бюджет, страна потеряла значительную часть доходов в казну. И на протяжении всего исследуемого периода экономике страны так и не удалось выйти из дефицита бюджета.

Рис. 10 Расходы бюджета России в 1994 г.

К 1994 году в России в период гиперинфляции кассовый дефицит составлял угрожающую цифру. Как видно из рисунка 10 в период политической и экономической нестабильности, роста преступной экономической деятельности, стали возникать потребности в дополнительных расходах на правоохранительную деятельность, образование, здравоохранение, внешнеэкономическую деятельность и управление.

 

Закон "О федеральном бюджете на 1995 год" был принят Государственной Думой 15 марта 1995 года, и в нем были прописаны жесткие меры, направленные на покрытие дефицита федерального бюджета. Были также внесены поправки в Налоговый Кодекс РФ и структура доходов и расходов федерального бюджета к концу 1995 года выглядела следующим образом:

      налоговые доходы – 73,57%;

      налоговые доходы – 18,42%;

      возврат бюджетных ссуд – 1,15%;

      средства целевых бюджетных фондов – 6,86%.

Мы видим, что бюджет формировался в большей части из налоговых поступлений (около 75%), что было отражено в Налоговом кодексе. Неналоговые доходы, которые в основном состояли из средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации и др.) не занимали и 20%.

Бюджет страны в 1995 году формировался, в основном, из налоговых отчислений, таких как НДС (налог на добавочную стоимость, который действует в России с 1992 года, ) и налог на прибыль, чье появление было вызвано переходом страны от командно-административной к рыночной экономике. А основным пунктом расходов государства являлась национальная оборона, т.к. из-за потери территорий страна должна была уделять больше внимания защите своих граждан. А самые незначительные траты были направлены на транспорт, связь, охрану окружающей среды, культуры и СМИ, о чем можно судить, что резко упало социальное обеспечение населения.

Несмотря на предпринятые усиленные меры по покрытию дефицита бюджета доходы в 1995 году составили 175160.6 млрд. руб., расходы – 248344.3 млрд. руб. Дефицит бюджета составил 73183.7 млрд. руб.

 

 

 

 

2.2    Анализ эффективности фискальной политики в 2000 гг.

 

Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень важно анализировать  существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

Рассмотрим фискальную политику, проводимую в России:

Рис. 11 Структура доходов федерального бюджета на 2005 год.

 

На основании рисунка 11 мы видим, что, как и в начале 90-ых годов, бюджет в современной России в основном формируется за счет налоговых отчислений. Но, в то же время, из-за того, что экономика нашего государства выросла, и активно экспортируются на запад ресурсы страны, большое значения для бюджета имеют доходы от внешнеэкономической деятельности, они составляют почти 28% от всех поступлений.

Рисунок 12 показывает, что в настоящее время большая часть бюджетных средств тратится на поддержу субъектов федерации, т.к. многие из них не способны обеспечить свои нужны получаемыми доходами. Также национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность требует большого вложения денежных ресурсов в виду неустойчивой обстановки в стране и мире в целом

Рис. 12 Структура расходов федерального бюджета на 2005 год.

Рис. 13 уровень бюджетных ассигнований за 2005-2008 гг.

 

Как видно из рисунка 13, уровень бюджетных ассигнований ежегодно растет, увеличиваются потребности в финансировании в определенных областях экономики, ведомствах и структурах.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

 

В декабре 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

 

В ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год", который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

В 2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет. В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

      2008г Доходы – 6644,4 млрд руб. Расходы – 6570,3 млрд руб.

      2009г Доходы – 7465,4 млрд руб. Расходы – 7451,2 млрд руб.

      2010г Доходы – 8090,0 млрд руб. Расходы – 8090,0 млрд руб.

В марте 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета. 2008 год - доходы — 8056,9 млрд руб. (▲21,2%), расходы — 6901,6 млрд руб. (▲5%) В 2009 году доход бюджета составит 9,518 триллиона рублей (19,6% ВВП), расход – 8,811 триллиона рублей (18,1% ВВП), профицит – 707 миллиардов рублей (1,5% ВВП). В 2010 году доход бюджета составит 10,402 триллиона рублей (18,7% ВВП), расход – 9,792 триллиона рублей (17,6% ВВП), профицит – 610 миллиардов рублей. В 2011 году доход бюджета составит 11,408 триллиона рублей (18% ВВП), расход – 10,706 триллиона рублей (16,9% ВВП), профицит – 702 миллиарда рублей.

Информация о работе Фискальная политика государства в переходный период