Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:11, реферат
Получив государственную независимость, Украина решает чрезвычайно важную задачу - создание экономики, способной обеспечить достойную жизнь народу. Поэтому Украина осуществляет переход к рыночной экономике. В процессе этого перехода происходят глубокие изменения в различных сферах экономической жизни. Одним из наиболее значимых изменений является переход к новому типу макроэкономического регулирования, которое связывает отдельные отрасли и производства в национальную экономику.
Введение
Получив государственную независимость, Украина решает чрезвычайно важную задачу - создание экономики, способной обеспечить достойную жизнь народу. Поэтому Украина осуществляет переход к рыночной экономике. В процессе этого перехода происходят глубокие изменения в различных сферах экономической жизни. Одним из наиболее значимых изменений является переход к новому типу макроэкономического регулирования, которое связывает отдельные отрасли и производства в национальную экономику.
Основной экономической функцией правительства является стабилизация экономики. Стабилизация частично достигается благодаря законам фискальной политики. Особое значение фискальная политика приобретает в переходной экономике. Проведение фискальной политики в Украине происходило не всегда удачно вследствие трудностей переходного периода. Это объясняется многими обстоятельствами, прежде всего, непоследовательностью экономической политики, изменчивостью приоритетов, слабостью основных составляющих рыночной инфраструктуры, монополизмом производителей, а также, тем, что большинство нормативных актов, касающихся этой проблемы, не согласованы между собой. Хотя за годы независимости есть определенные достижения молодого государства. Не следует останавливаться на достигнутом. Для построения крепкого государства необходимо совершенствовать инструменты экономической политики. Все это обусловливает необходимость изучения и обобщения опыта проведения фискальной политики в переходной экономике Украины.
В данной работе Вашему вниманию будут представлены: понятие фискальной политики, механизм и стимулирующий эффект фискальной политики, современная фискальная политика в Украине и её влияние на динамику национального производства.
1.Понятие фискальной политики
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.
Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
2.Механизм фискальной политики.
Дискреционная и недискреционная фискальная политика
Фискальная политика используется как инструмент стабилизации экономики. В период спада используется стимулирующая фискальная политика, которая может включать увеличение государственных расходов или снижение налогов или снижение налогов или сочетание и того и другого. В условиях же инфляционного роста применяется сдерживающая фискальная политика, которая строится на основе снижения государственных расходов или повышении налогов или сочетании и того и другого.
Поскольку фискальная политика связана с государственными расходами и налогами, то может возникнуть представление, что активное её применение предполагает постоянный контроль экономической ситуации со стороны государственных чиновников. Они должны отслеживать тенденции экономического развития, быстро принимать решения для преодоления негативных явлений. Но экономика очень динамична, а правительственные решения требуют длительного времени не только на подготовку и принятие законодательной власти, но и на реализацию. К моменту реализации тенденции могут измениться, а решения оказаться несвоевременными, поэтому фискальная политика в целом довольно инертна и не обладает достаточной гибкостью.
Однако не всегда реализация мер фискальной политики предполагает описанный порядок их реализации. В зависимости от характера реагирование на изменение экономической ситуации фискальную политику подразделяют на две составляющие.
Существует дискреционная и недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Дискреционная фискальная политика проводится правительством путем сознательного манипулирования ее инструментами - налогами и государственными расходами с целью стимулирования экономического роста, обеспечения занятости и контроля над инфляцией. Конкретными орудиями данной политики выступают: правительственные закупки, общественные работы, государственные инвестиции, социальные программы, изменение трансфертных расходов, управление налоговым гнетом. При этом разделение данных взаимосвязанных инструментов относительно: например, организация общественных работ немыслима без направления в эту сферу определенных государственных инвестиций, а любые трансфертные программы требуют корректировки налоговой политики государства.
Одними из важнейших инструментов дискреционной фискальной политики являются налоговые льготы, а также налоговые кредиты - предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей на определенные цели.
Дискреционная фискальная политика в кризисный период наряду с сознательным сокращением налогов и наращиванием государственных расходов предполагает также проведение политики ускоренной амортизации. Ее антициклический эффект состоит в следующем: государство увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, значительно превышающих его действительный износ - возрастает спрос на современное оборудование- расширяется емкость рынка продукции машиностроения - происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики. Политика ускоренной амортизации относится сегодня к числу мощных инструментов стимулирования инвестиционной активности и наращивания занятости населения в наиболее приоритетных отраслях национальной экономики в условиях нисходящей и низкой экономической конъюнктуры. Используя ускоренное амортизационное списание основного капитала в качестве средства антикризисного регулирования воспроизводства, правительство фактически законодательно разрешает фирмам укрывать в необлагаемых налогами амортизационных фондах (при условии последующего направления на инвестиции - на иные цели использовать данные средства запрещается) значительную долю получаемой ими прибыли, отказываясь при этом от немалых налоговых поступлений в государственный бюджет.
Поэтому нельзя не заметить, что у политики ускоренной амортизации имеются нема-лые социально-экономические издержки. Повышая нормы списания основного капитала и требуя их неукоснительного соблюдения всеми фирмами (независимо от того, функционируют они в государственном или частном секторе), государство тем самым взвинчивает издержки производства соответствующих товаров и услуг, а значит, и их цены. Определен-ные инфляционные последствия имеет и сокращение налогооблагаемой базы в связи с исключением из нее той части прибыли предприятий, которая искусственно перемещается в амортизационные фонды. Возрастающий вследствие этого бюджетный дефицит выступает дополнительным фактором роста общего уровня цен. Таким образом, амортизационная политика государства изменяет структуру совокупного спроса и структуру ВНП: при повышении инвестиционного спроса фирм происходит некоторое сжатие потребительского спроса домохозяйств на подорожавшую продукцию. И еще неизвестно, каким окажется суммарное влияние ускоренной амортизации на совокупный спрос. Однако следует учитывать, что речь в данном случае идет об экономике, находящейся в ситуации экономического спада, а значит, достигающей равновесия на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения, на котором угрозой инфляционного всплеска цен можно в значительной мере пренебречь. Однако данная угроза может внезапно стать реальной в случае, если политика ускоренной амортизации перестанет быть временным явлением и будет пролонгирована в условиях повышательной экономической конъюнктуры.
Рассмотрим
теперь в качестве инструмента дискреционной
фискальной политики правительственных
расходов. При нулевом торговом балансе
совокупные расходы состоят из расходов
домохозяйств, фирм, государства на приобретение
материальных благ и услуг.
Таким образом, увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, вызывает приращение валового национального продукта. При этом существует эмпирическое подтверждение значительно меньшей эффективности наращивания трансфертных расходов правительства сравнительно с его расходами на государственные закупки (трансформационными тратами). К тому же важно, чтобы рост государственных расходов финансировался не за счет увеличения налогов (что неминуемо привело бы к сокращению ВНП в той или иной степени), а за счет увеличения бюджетного дефицита, то есть путем дефицитного финансирования. Рестриктивная же фискальная политика приводит к смещению точки макроэкономического равновесия левее точки Е.
Встроенные (автоматические) стабилизаторы — автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Иными словами, необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов сформулированы так, что бюджетно-налоговая политика при перемене экономических условий изменяется автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность. Автоматический стабилизатор — любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.
Основными
автоматическими
Тенденция налогов автоматически изымать часть каждой дополнительной денежной единицы ЧВП означает, что величина мультипликатора сокращается. Любое падение инвестиций, благодаря автоматическим стабилизаторам, ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину, т. е. сокращение инвестиций будет оказывать уменьшенное влияние на экономическую систему. Однако не следует преувеличивать роль встроенных стабилизаторов. Они только ограничивают размах или глубину экономических колебаний, но не могут преодолеть эти нарушения на 100 %. Остальная часть нарушений устраняется дискреционной фискальной и кредитно-денежной политикой.