Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:11, реферат

Описание

Получив государственную независимость, Украина решает чрезвычайно важную задачу - создание экономики, способной обеспечить достойную жизнь народу. Поэтому Украина осуществляет переход к рыночной экономике. В процессе этого перехода происходят глубокие изменения в различных сферах экономической жизни. Одним из наиболее значимых изменений является переход к новому типу макроэкономического регулирования, которое связывает отдельные отрасли и производства в национальную экономику.

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

 

     

     3.Стимулирующий  эффект фискальной политики

     Активная  (стимулирующая) фискальная политика заключается в увеличении государственных расходов, снижении налогов или представляет собой комбинацию этих мер. Как правило, такая политика осуществляется в период экономического спада и в краткосрочном периоде имеет целью стимулировать совокупный спрос. В долгосрочном периоде такая политика может привести к росту предложения факторов производства и экономического потенциала страны.

     Однако  существует опасность, что в результате снижения налогов снизятся доходы государственного бюджета у вырастет его дефицит. Государство будет вынуждено увеличить объем займов (путем продажи ценных бумаг населению или за счет внешних источников). Для повышения привлекательности государственных ценных бумаг нужно будет поднять их цену – увеличить размер процентных выплат, что вызовет повышение банковской ставки процента. А более высокая ставка процента привлечет финансовые ресурсы населения и фирм в банки и понизит стимулы для производственных инвестиций.

     Такой комплекс процессов получил в экономической теории название «эффекта вытеснения». Его иллюстрация дана на рис.13.2.

     «Эффект вытеснения» - потребительские расходы, увеличившись (результат стимулирующей  фискальной политики), могут снова  снизится за счет роста процентных ставок, вызванных увеличением государственных заимствований (которые в свою очередь обусловлены снижением налоговых поступлений).

       

     Рис.13.2. Механизм «эффекта вытеснения» при  стимулирующей фискальной политике.

 

     

     4.Современная  фискальная политика в Украине. Её влияние на динамику национального производства

     Фискальная  политика - главный инструмент экономического регулирования. Изменение валового внутреннего продукта каждой страны вызвано определенным набором экономических, социальных и других факторов. Хорошо известно, что ключевыми инструментами влияния на макроэкономическую ситуацию и, в частности, на ВВП является монетарная и фискальная политика. Монетарная, как правило, действенная, когда экономика страны открыта со свободным движением капиталов, а ее валютный курс является гибким. Зато фискальная эффективна в условиях фиксированного валютного курса и при существовании ограничений на финансовых рынках. Кроме того, как показывает мировой опыт, инструменты фискальной политики чаще используются для решения проблем со значительным падением производства. Например, профессор экономики университета Беркли (Калифорния) Алан Ауэрбах утверждает, что уровень фискальной поддержки экономики США последние годы значительно больше по сравнению с пакетами фискальной помощи при кризисных периодов последних двадцати пяти лет. По экономической политике Украины, то она характеризуется слабым развитием и низкой эффективностью монетарных инструментов по сравнению с фискальными.

     В Украине обменный курс гривны долгое время был и фактически остается фиксированным относительно доллара США, поэтому именно фискальная, а не монетарная политика играла и играет большую роль. Как известно, ответственными за осуществление фискального воздействия за последние 20 лет является правительство и президент, в зависимости от полномочий в конкретный период времени. Так что можно ожидать, что благосостояние населения Украины зависит во многом от уровня компетентности именно правительства или президента, а не Национального Банка.

     Основные  направления фискальной политики Украины за последние годы состоят в следующем:

      - снижение граничного уровня  перераспределения ВВП через  доходную часть бюджета; 

     - расширение базы налогообложения  путем законодательного сокращения  льгот; 

     - ослабление налогового давления на фонд оплаты труда;

     - снижение ставок налога на  прибыль и НДС; 

     - стимулирование малого предпринимательства  в приоритетных сферах материального  производства (введение упрощенной  системы налогообложения);

     - предоставление экспортерам высокотехнологичной продукции скидок с действующих ставок налога на прибыль;

     - усиление контроля за правильностью  уплаты налогов, борьба с уклонением  от налогов. 

 Фискальная политика Украины требует еще усовершенствования. Было бы целесообразно: 
1) предоставить ей оптимального, гибкого и ровно напряженного характера, не допускать произвольной трактовки, сделать ее понятной для всех;

2) при  изменении системы налогообложения  учитывать специфические задачи  каждого этапа перехода экономики  Украины к рынку и осуществления реформ;

3) при  разработке системы налогообложения  учитывать исторические и социально-культурные  традиции украинского народа  относительно определенных видов  налогов;

4) считать  необходимым элементом процесса  разработки новых налогов научную  экспертизу проектов законодательных актов; разработать четкий механизм для предотвращения игнорированию выводов экспертизы относительно изменений в налогообложении;

5) провести  нужны глубокие качественные  изменения в отношениях между  правительством и главными распорядителями бюджетных средств;

6) усовершенствовать  единую компьютерную сеть в  Украине с целью сбора данных  о совокупный доход физических  лиц;

7) провести  перерегистрацию всех законных  и подзаконных актов, регулирующих  налоговое законодательство относительно их взаимосоответствия (наиболее целесообразным является принятие Налогового и Бюджетного кодексов);

8) упорядочить  существующие налоги и сократить  их количество; 
9) усовершенствовать систему льгот на налоги (льготы должны быть прозрачными и конкретными, должна существовать система контроля за предоставлением льгот);

10) усилить  защиту налогоплательщиков;

11) усовершенствовать  направления расходов;

12) реформировать  систему пенсионного обеспечения,

13) усовершенствовать  систему социальной защиты населения;

14) рационально  использовать финансовые ресурсы  государственного бюджета на  содержание армии и военизированных  формирований;

15) усилить  экономические санкции и уголовную  ответственность за нецелевое  использование государственных  средств;

16) изменить  направления инвестирования государственных средств. 
17) полученные средства от продажи государственных облигаций необходимо направить на развитие инновационных предприятий, а не на текущее потребление или финансирование убыточных предприятий. Что в будущем увеличит реальный доход государства;

18) внутренние  и внешние заимствования могут  быть и дальше, но государство  должно придерживаться установленного  предела;

19) необходимо  применять механизмы денежной  приватизации; 
20) Украина должна тратить средства на реформы, поскольку именно они могут стимулировать рост ВВП.

 

      5.Нормативно-правовая  база фискальной  политики

     Как упоминалось ранее, фискальная политика государства – маневрирование налогами и государственными расходами. Что  касается нормативно-правовой базы налогообложения Украины, то тут действует основной Закон Украины от 04.12.90 г. №509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» (с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены законами Украины от 02.12.2010 г. №2756-VI, от 07.04.2011г. №3205- VI, от 07.07.2011 г.№ VI ). Решением Конституционного Суда Украины от 30 ноября 2010 года № 22-рп/2010 изменения, внесенные пунктом 13 раздела VIІ Закона Украины от 27 апреля 2010 года № 2154-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными). Настоящий Закон определяет статус государственной налоговой службы в Украине, ее функции и правовые основы деятельности.

     С 1 января 2011 года в связи с принятием  Налогового кодекса, а также закона Украины «О государственном бюджете на 2011 год», внесены изменения в порядок начисления и уплаты налогов и сборов.

     1. Усиление полномочий налоговых  органов. Согласно проекту Налогового  кодекса налоговые органы имеют  право проводить внеплановые  проверки без предупреждения, в случае если в течение двух подряд базовых отчетных периодов налогоплательщик показывает убытки. Количество таких проверок и их периодичность в документе не ограничиваются. Таким образом, представители сезонного бизнеса, а в период экономического спада ― представители целого ряда отраслей промышленности могут подвергаться безосновательному вмешательству налоговых органов в их хозяйственную деятельность.

     2. Внедрение концепции "конечного  выгодополучателя". Согласно документу  в момент выплаты дохода нерезидентам  украинские резиденты имеют право самостоятельно применять сниженную ставку налога на репатриацию, предусмотренную Конвенцией об избежании двойного налогообложения, только в случае если нерезидент является "конечным выгодополучателем". Данное правило может существенно повлиять на те структуры, где иностранное лицо, получающее доходы от украинских компаний в виде, например, процентов или роялти, в свою очередь, передает эти суммы дальше "по цепочке".

     3.Также  Налоговым кодексом внедряется  понятие государства с преференционным режимом налогообложения. Под эту категорию, в частности, подпадают страны, где ставка налога не превышает половины ставки налога на прибыль в Украине (что может означать налоговую ставку от 10% до 12,5%), а также те страны, в которых действуют законы о неразглашении информации и которые не предоставляют информацию налоговым органам Украины. Налоговые последствия операций с резидентами таких стран станут менее благоприятными (такое влияние в первую очередь могут ощутить на себе экспортеры, работающие, например, с торговыми компаниями в Швейцарии или в ряде офшорных юрисдикций с нулевой ставкой налога, а также структуры получающие финансирование с Кипра).

     4. Проект Налогового кодекса Украины  предусматривает применение Правил  налогообложения иностранных компаний с участием украинского капитала. В соответствии с данными правилами если украинская компания владеет более чем 10% капитала компании, расположенной в государстве с преференционным режимом налогообложения, то часть доходов такой компании, которая соответствует проценту владения, будет включаться в доходы украинской материнской компании.

     5. Деконсолидация филиалов. Согласно  проекту филиалы (несмотря на  то, что они не являются отдельными  юридическими лицами) должны подавать  отдельные налоговые декларации. При этом убытки одного филиала не могут засчитываться против дохода другого филиала или головного офиса. Стоит отметить, что во всем мире существует противоположная тенденция, предусматривающая консолидацию налогового учета не только филиалов, но и дочерних предприятий (при соблюдении некоторых условий).

     6. Налогообложение роялти. Согласно  проекту Налогового кодекса Украины  в состав валовых доходов не  могут включаться выплаты роялти  в пользу лиц, не зарегистрированных  как плательщики налога на  прибыль на общих основаниях (в частности, нерезидентов). Данные меры были предприняты в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов и переводу денег за рубеж, однако, по мнению специалистов Делойта, столь жесткие правила могут быть расценены как превышение мер необходимого противодействия.

     7. Ужесточение правил недостаточной  капитализации. Согласно проекту  Налогового кодекса Украины если  более 20% в уставном капитале  компании принадлежит нерезиденту,  то при выплате процентов по  кредиту, полученному от такого  нерезидента или связанных с ним лиц, к составу валовых расходов можно относить только проценты, начисленные на сумму, не превышающую долю такого нерезидента в уставном капитале украинской компании. При этом разницу, не отнесенную к составу валовых расходов ввиду данного ограничения, нельзя переносить на будущие периоды

     8. Услуги налоговых консультантов.  Важным нововведением в Налоговом  кодексе Украины является норма,  согласно которой в случае  если налоговая отчетность компании  составляется профессиональными  консультантами, они ставят свою подпись на налоговой декларации. Это позитивное изменение, которое широко применяется в международной практике.

     В нынешнем виде документ содержит противоречащие нормы, в нем существует ряд недоработок, поэтому для инициаторов законопроекта очень важно создать общественную платформу для обсуждения документа и учесть замечания бизнес-сообщества.

     По  мнению экспертов, ряд норм в проекте  Налогового кодекса, окажут существенное влияние на механизм налогообложения  и объем налоговых отчислений для всех предприятий, работающих в Украине. При этом некоторые модели ведения бизнеса станут экономически нецелесообразными. С учетом планируемых законодательных нововведений представителям бизнеса необходимо заранее пересмотреть свои бизнес-модели. Поспешность в принятии документа может пагубно отразиться на бизнес-климате.

Информация о работе Фискальная политика