Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:11, реферат
Получив государственную независимость, Украина решает чрезвычайно важную задачу - создание экономики, способной обеспечить достойную жизнь народу. Поэтому Украина осуществляет переход к рыночной экономике. В процессе этого перехода происходят глубокие изменения в различных сферах экономической жизни. Одним из наиболее значимых изменений является переход к новому типу макроэкономического регулирования, которое связывает отдельные отрасли и производства в национальную экономику.
3.Стимулирующий эффект фискальной политики
Активная (стимулирующая) фискальная политика заключается в увеличении государственных расходов, снижении налогов или представляет собой комбинацию этих мер. Как правило, такая политика осуществляется в период экономического спада и в краткосрочном периоде имеет целью стимулировать совокупный спрос. В долгосрочном периоде такая политика может привести к росту предложения факторов производства и экономического потенциала страны.
Однако существует опасность, что в результате снижения налогов снизятся доходы государственного бюджета у вырастет его дефицит. Государство будет вынуждено увеличить объем займов (путем продажи ценных бумаг населению или за счет внешних источников). Для повышения привлекательности государственных ценных бумаг нужно будет поднять их цену – увеличить размер процентных выплат, что вызовет повышение банковской ставки процента. А более высокая ставка процента привлечет финансовые ресурсы населения и фирм в банки и понизит стимулы для производственных инвестиций.
Такой комплекс процессов получил в экономической теории название «эффекта вытеснения». Его иллюстрация дана на рис.13.2.
«Эффект вытеснения» - потребительские расходы, увеличившись (результат стимулирующей фискальной политики), могут снова снизится за счет роста процентных ставок, вызванных увеличением государственных заимствований (которые в свою очередь обусловлены снижением налоговых поступлений).
Рис.13.2. Механизм «эффекта вытеснения» при стимулирующей фискальной политике.
4.Современная фискальная политика в Украине. Её влияние на динамику национального производства
Фискальная политика - главный инструмент экономического регулирования. Изменение валового внутреннего продукта каждой страны вызвано определенным набором экономических, социальных и других факторов. Хорошо известно, что ключевыми инструментами влияния на макроэкономическую ситуацию и, в частности, на ВВП является монетарная и фискальная политика. Монетарная, как правило, действенная, когда экономика страны открыта со свободным движением капиталов, а ее валютный курс является гибким. Зато фискальная эффективна в условиях фиксированного валютного курса и при существовании ограничений на финансовых рынках. Кроме того, как показывает мировой опыт, инструменты фискальной политики чаще используются для решения проблем со значительным падением производства. Например, профессор экономики университета Беркли (Калифорния) Алан Ауэрбах утверждает, что уровень фискальной поддержки экономики США последние годы значительно больше по сравнению с пакетами фискальной помощи при кризисных периодов последних двадцати пяти лет. По экономической политике Украины, то она характеризуется слабым развитием и низкой эффективностью монетарных инструментов по сравнению с фискальными.
В Украине обменный курс гривны долгое время был и фактически остается фиксированным относительно доллара США, поэтому именно фискальная, а не монетарная политика играла и играет большую роль. Как известно, ответственными за осуществление фискального воздействия за последние 20 лет является правительство и президент, в зависимости от полномочий в конкретный период времени. Так что можно ожидать, что благосостояние населения Украины зависит во многом от уровня компетентности именно правительства или президента, а не Национального Банка.
Основные направления фискальной политики Украины за последние годы состоят в следующем:
- снижение граничного уровня перераспределения ВВП через доходную часть бюджета;
-
расширение базы
- ослабление налогового давления на фонд оплаты труда;
- снижение ставок налога на прибыль и НДС;
-
стимулирование малого
-
предоставление экспортерам
-
усиление контроля за
Фискальная
политика Украины требует еще усовершенствования.
Было бы целесообразно:
1) предоставить ей оптимального, гибкого
и ровно напряженного характера, не допускать
произвольной трактовки, сделать ее понятной
для всех;
2) при
изменении системы
3) при
разработке системы
4) считать
необходимым элементом
5) провести
нужны глубокие качественные
изменения в отношениях между
правительством и главными
6) усовершенствовать единую компьютерную сеть в Украине с целью сбора данных о совокупный доход физических лиц;
7) провести
перерегистрацию всех законных
и подзаконных актов,
8) упорядочить
существующие налоги и
9) усовершенствовать систему льгот на
налоги (льготы должны быть прозрачными
и конкретными, должна существовать система
контроля за предоставлением льгот);
10) усилить защиту налогоплательщиков;
11) усовершенствовать направления расходов;
12) реформировать
систему пенсионного
13) усовершенствовать
систему социальной защиты
14) рационально
использовать финансовые
15) усилить
экономические санкции и
16) изменить
направления инвестирования государственных
средств.
17) полученные средства от продажи государственных
облигаций необходимо направить на развитие
инновационных предприятий, а не на текущее
потребление или финансирование убыточных
предприятий. Что в будущем увеличит реальный
доход государства;
18) внутренние
и внешние заимствования могут
быть и дальше, но государство
должно придерживаться
19) необходимо
применять механизмы денежной
приватизации;
20) Украина должна тратить средства на
реформы, поскольку именно они могут стимулировать
рост ВВП.
5.Нормативно-правовая база фискальной политики
Как упоминалось ранее, фискальная политика государства – маневрирование налогами и государственными расходами. Что касается нормативно-правовой базы налогообложения Украины, то тут действует основной Закон Украины от 04.12.90 г. №509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» (с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены законами Украины от 02.12.2010 г. №2756-VI, от 07.04.2011г. №3205- VI, от 07.07.2011 г.№ VI ). Решением Конституционного Суда Украины от 30 ноября 2010 года № 22-рп/2010 изменения, внесенные пунктом 13 раздела VIІ Закона Украины от 27 апреля 2010 года № 2154-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными). Настоящий Закон определяет статус государственной налоговой службы в Украине, ее функции и правовые основы деятельности.
С 1 января 2011 года в связи с принятием Налогового кодекса, а также закона Украины «О государственном бюджете на 2011 год», внесены изменения в порядок начисления и уплаты налогов и сборов.
1.
Усиление полномочий налоговых
органов. Согласно проекту
2.
Внедрение концепции "
3.Также
Налоговым кодексом внедряется
понятие государства с
4.
Проект Налогового кодекса
5.
Деконсолидация филиалов. Согласно
проекту филиалы (несмотря на
то, что они не являются
6.
Налогообложение роялти. Согласно
проекту Налогового кодекса
7.
Ужесточение правил
8.
Услуги налоговых
В
нынешнем виде документ содержит противоречащие
нормы, в нем существует ряд недоработок,
поэтому для инициаторов
По мнению экспертов, ряд норм в проекте Налогового кодекса, окажут существенное влияние на механизм налогообложения и объем налоговых отчислений для всех предприятий, работающих в Украине. При этом некоторые модели ведения бизнеса станут экономически нецелесообразными. С учетом планируемых законодательных нововведений представителям бизнеса необходимо заранее пересмотреть свои бизнес-модели. Поспешность в принятии документа может пагубно отразиться на бизнес-климате.