Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:34, реферат
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с данной культурой, которая выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
КУЛЬТУРЫ И СЕРВИСА
Реферат по предмету: «Экономика социальной сферы»
на тему: «Физическая культура»
Выполнил: студент 4 курса
очного отделения
факультета культуры и сервиса
группа: 42 СКСиТ
Алексеев
С. В.
Нижневартовск
2011
Понятие и сущность физическая культуры.
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с данной культурой, которая выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.
Физическая культура представляет собой явление культуры и определяется через деятельность, направленную на познание и преобразование физической природы человека. Результат, достигаемый с помощью такой деятельности выражается в состоянии здоровья человека, физических возможностях, разнообразным формам общественной жизни и деятельности. В процессе развития физической культуры создаются научные и материально – технические ценности, которые выражаются в накоплении знаний о физических возможностях человека и способах их целенаправленного развития. Зарождение и развитие физической культуры как социального явления обусловлено историей развития общества и общественных отношений . Развитие категории физическая культура тесно связано с именами многих отечественных ученых, таких как Н.А. Фомина, В.Г. Григоренка, Н.Ю. Синягина, которые широко использовали его в своих работах . В научной литературе имеются различные подходы к определению понятия физическая культура. В педагогических словарях категория физическая культура представлена как культура, способствующая разностороннему физическому развитию и совершенствованию, укреплению здоровья.
Виленский
М.Я. в своих трудах раскрывал
физическую культуру как процесс
творческого развития личности, который
следует рассматривать как
Категорию
физическая культура в широком смысле
определяет В.И. Ильинич как органическую
часть общечеловеческой культуры, ее
особую самостоятельную область. По
мнению автора это специфический
процесс и результат
Исходя из определений понятия категории физическая культура Андреева В.К. и Битянова М.Р. в своих работах, выделяют компоненты физической культуры, к которым относят физическое воспитание и физическое развитие. Физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей, приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
Следующий компонент физической культуры мотивационно-ценностный, рассматривали в своих трудах А. Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, В.Н. Мясищев, Л.А. Блохина, он отражает активное положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
В.В. Пятков считает, что в мотивационно-ценностный компонент входят знания, которые являются кругозором личности в сфере физической культуры и разделяют их на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на практике, самосовершенствоваться в сфере физической культуры». Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие». Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности, осознанию себя как личности, своих интересов, стремлений, переживаний. Потребности в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности, потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я». Л.Д. Глазырина считает, что потребности также относят к мотивационно – ценностному компоненту и тесно связаны с эмоциями - переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. В побуждении к занятиям физической культурой Т.А. Маркина считает важными как мотивы, так и интересы, которые отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор занятий физкультурой свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса. Интересы обычно возникают на основе мотивов и целей физкультурной деятельности. Физическая культура совместно с отношением развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию.
Проведенный нами анализ педагогической и другой литературы, позволил нам сделать следующие выводы:
Физическую
культуру следует рассматривать
как особый род культурной деятельности,
результаты которой полезны для
общества и личности. В социальной жизни
в системе образования, воспитания, в сфере
организации труда, повседневного быта,
здорового отдыха физическая культура
проявляет свое воспитательное, образовательное,
оздоровительное, экономическое и общекультурное
значение, способствует возникновению
такого социального течения, как физкультурное
движение, т.е. совместная деятельность
людей по использованию, распространению
и приумножению ценностей физической
культуры. Физическая культура- основа
социально-культурного бытия человека,
основополагающая модификация его общей
и профессиональной культуры. Как интегрированный
результат воспитания и профессиональной
подготовки она проявляется в отношении
человека к своему здоровью, физическим
возможностям и способностям, в образе
жизни и профессиональной деятельности
и предстает в единстве знаний, убеждений,
интересов, эмоций, отношений, мотивов,
ценностных ориентации и в их практическом
воплощении. Физическая культура выступает
как интегральное качество личности, как
условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной
деятельности, как обобщенный показатель
профессиональной культуры будущего специалиста
и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Она характеризует свободное, сознательное
самоопределение личности, которая на
разных этапах жизненного развития из
множества ценностей избирает, осваивает
те, которые для нее наиболее значимы.
Физическая культура и спорт в обществе
Олимпийские
игры, которые имели большое
В средневековом обществе важную, формирующую образ жизни людей роль играла католическая церковь, которая проповедовала аскетизм и греховность заботы о теле. Однако в это время развивались системы физической подготовки рыцарей и оруженосцев, проводились рыцарские турниры – состязания в воинских умениях.
По мере развития общества, появления новых орудий труда, оружия, формирования многолюдных армий рыцарская система физического воспитания оказалась несостоятельной и ушла в историю. Система физического воспитания в тот период складывалась стихийно и основывалась на традиционно передаваемых из поколения в поколение играх, состязаниях.
Культура ценностей, которая возникла в эпоху Возрождения, проникла и в систему воспитания, в которой важное место уделялось физическому воспитанию. В это время в системе физического воспитания преимущественно преобладали военные, лечебные и атлетические упражнения.
Строгое и четкое
развитие системы физического воспитания
получили в XVIII – начале
XX века. В этот период формируются национальные
гимнастические системы (немецкая, шведская,
чешская).
Шведская система предполагала активное телесное развитие и игры с использованием гимнастических упражнений. В немецкой системе физические упражнения имели ярко выраженный военно-прикладной характер. Чешская система, или как ее еще называли сокольская, сочетала в себе физическое и нравственное воспитание.
В историческом развитии физической культуры и спорта исследователи выделяют четыре крупномасштабных этапа.
1. Семейно-родовое
физическое воспитание на
2. Общинные местные системы физического воспитания. Они складывались на базе общественного опыта и традиций и были ориентированы на обретение людьми общей готовности к выполнению основных социальных функций – трудовых, военных, бытовых, продолжения рода.
3. Национальные системы физического воспитания, детерминированные потребностями развивающихся государственных и производственно-экономических систем и структур.
4. Глобальная
интеграция физической
Вместе с этим
в различных фазах
К ним относятся:
– деятельность, направленная на удовлетворение потребностей обеспечения родовой сущности человека путем вклада в необходимое физическое совершенствование людей;
– профессиональная деятельность, в которой занятия физическими упражнениями имеют целевое назначение или необходимый компонент профессиональной подготовки к производственно-трудовой или военной деятельности.
Развитие физической культуры и спорта, структуризация в определенную систему, а также стратификация физической культуры и спорта по различным направлениям происходят в обществе.
Социологи рассматривают общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. В качестве первоосновы социальной жизни, как правило, выделяют социальное действие. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Социальное действие – это преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентированный на других людей, их возможные ответные действия. Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в обучении, общении, самоутверждении, безопасности и т.д.
Одной
из основных потребностей человека всегда
была потребность в движении, развитии
своих физических и умственных способностей.
Физическая культура в обществе и возникла
как возможность удовлетворения определенных
потребностей человеком.
Структура отрасли «физическая культура и спорт»
На рубеже двух веков, двух тысячелетий Россия вновь оказалась на перепутье исторической судьбы. Началась переоценка ценностей, но главное - еще впереди. Для создания процветающей России, оптимально структурированной экономики необходимо восстановить потенциал культуры. Россия должна сохранить человеческое лицо, для чего надо переоценить место отраслей в национальном производстве, их приоритетность. В данном случае одной из отраслей национального хозяйства - физической культуре и спорту - принадлежит будущее. Ни одна отрасль не имеет такой сложной структуры, как ФиС. Ни одна отрасль не призвана выполнять столь великое многообразие функций, как ФиС. Ни одна отрасль не может напрямую решать проблему оздоровления нации, а ФиС может. Изменение характера труда в информационных обществах столь существенно, что потребление товаров и услуг отрасли становится нормальной функцией живой личности - человека. В связи с этим расширяются и видоизменяются целевые задачи отрасли. В современных условиях можно выделить в отрасли ФиС следующие структуры:
1. Организация обслуживания населения в процессе занятий физической культурой оздоровительной направленности в различных формах.
2. Проведение
спортивно-зрелищных
3. Организация
и проведение соревнований