Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:34, реферат
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с данной культурой, которая выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.
Полученная на основе конкретных социологических исследований информация о функционировании и развитии физической культуры в обществе, о потребностях и интересах различных групп населения в этой сфере позволяет рационально определить общее направление и частные мероприятия дальнейшего совершенствования физической культуры, системы физического воспитания различных групп населения.
Обобщая основные направления деятельности физической культуры как социально-педагогической системы, можно сформулировать основные функции социологии физической культуры:
– теоретико-познавательные (описательные, объяснительные, аналитические, синтезирующие и эвристические);
– мировоззренческие;
– организационно-практические.
Теоретико-познавательные функции состоят в исследовании социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольно-спортивных обществах и других организациях.
Социология физической культуры и спорта (ФКС) выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту.
Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся в физической культуре и спорте тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция (Н.А. Пономарев).
Мировоззренческая
функция социологи ФКС
Социология физической культуры и спорта как наука сложилась в начале XX века в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни (Л.И. Лубышева). Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:
- выполняет четко
определенные социальные
- имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (стадионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);
- ведет активную
подготовку профессиональных
Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов физкультурной отрасли знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич, Н.В. Коротаева).
Задачи социологии ФКС сводятся к двум социально значимым проблемам: достижению массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер.
Объективные факторы определяют массовость физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:
- уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;
- подготовка профессиональных кадров, их численность и качество обучения.
Субъективные факторы влияют на разрешение проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним относятся:
– формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;
– формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентаций населения на физкультурно-спортивную деятельность;
– воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.
Не менее значима для социологии ФКС задача разрешения социальных проблем спорта. Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими социальными явлениями; спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление факторов, стимулирующих занятия спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного феномена – вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью конкретных социологических исследований.
Социология ФКС является весьма важной органичной составной частью физкультурного профессионального образования, подготовки к трудовой деятельности современного специалиста физической культуры и спорта.
Феномены физической культуры и спорта имеют для каждого человека непреходящее ценностное значение как фактор развития и совершенствования физических и психических способностей, укрепления и устойчивого сохранения здоровья.
Физическая
культура и спорт как явление
весьма многомерно. Они реализуются лично
индивидуумом и группой, коллективом и
социальными институтами, в том числе
специальными, имеющими сложные иерархические
структуры организации (государственные,
общественные, частные).
Список
используемой литературы: