Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:34, реферат
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с данной культурой, которая выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.
4. Подготовка специализированных профессиональных кадров через системы высшего и среднего образования и повышения квалификации.
5. Производство
и реализация товаров
6. Производство оборудования, снаряжения, инвентаря для спорта высших достижений.
7. Специализация
маркетинговой и
8. Развитие всех направлений спортивной науки.
9. Информационное обеспечение на всех уровнях и др.
Во всех структурных подразделениях отрасли ФиС производится совершенно конкретный продукт, почти во всех случаях принимающий товарную форму. Однако товар принимает материальную форму не всегда, он может быть представлен в виде услуги.
Существенно различается товар отрасли "физическая культура и спорт* по цели назначения: он может удовлетворять потребности определенных сословий в физической активности, может служить средством оздоровления всей нации, достижением высокого спортивного результата почти на пределе возможностей личности, а может принять форму информации самого неожиданного характера.
Лучше
всего структура отрасли
Задачи и функции социологии физической культуры
Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в физкультурно-спортивной деятельности, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в спортивной деятельности. Гносеологическим объектом этой ветви социологии являются физическая культура и спорт как социальные, социокультурные феномены, операциональным объектом выступают конкретные реальные образования этих феноменов. Основным и главным предметом выделяется человек (индивид и личность), включенный в физкультурно-спортивную деятельность. Социология физической культуры и спорта широко пользуется базовыми определениями, понятиями и терми-нами ряда наук, в первую очередь социологии, а также педагогики, психологии, менеджмента, правоведения, но в основном применяет терминологию, свойственную специфическим научным направлениям теории физического воспитания, спортивной педагогики и адаптивной физической культуры.
Физическая культура – социальная, т.е. организуемая, обеспечиваемая и осуществляемая людьми деятельность по развитию и совершенствованию физических (или естественно-природных) качеств и способностей человека. Спорт – составная часть физической культуры, осуществляемая в форме специально организованной соревновательной деятельности.
Физическая культура и спорт – составные части общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Физическая культура и спорт – одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работо-способности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к высоко-производительному труду и защите Родины, а также развития и укрепления дружбы между народами.
Содержание
понятия «физическая культура»
употребляется в двух значениях.
Во-первых, как составная часть
совокупной культуры общества, как
компонент социального образа жизни.
В данном случае на передний план выдвигается
результативная сторона явления, а не
процесс.
Во-вторых, как специфическая деятельность,
как социальный процесс по овладению особой
культурой в интересах всестороннего
гармоничного развития человека, совершенствования
социального общения и повышения эффективности
общественно полезной деятельности, в
первую очередь трудовой.
Выражение «массовая физическая культура» подразумевает развитие физической культуры среди широких масс и различных групп населения, освоение ценностей физической культуры широкими слоями общества. Это преимущественно количественная, масштабная характеристика, а не качественная оценка.
Физическая культура и спорт обладают гуманистической миссией, что проявляется в многообразии их форм и содержания:
– в Международном олимпийском движении и физическом воспитании подрастающего поко-ления, учащейся молодежи;
– в спортивной тренировке любителей разных видов спорта;
– в индивидуальных, групповых, коллективных занятиях;
– в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;
– в спортивных соревнованиях;
– в спортивных праздниках и вечерах.
Как
система физкультурно-
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и максимальное продление жизни человека.
Физкультурное движение – объединение и совместная деятельность людей на основе идей физической культуры и специальной организации. Физкультурно-спортивное движение – определение, получившее широкое распространение в отечественной практике, которым принято обозначать и подчеркивать богатство форм и разнообразие направлений физкультурного движения, наиболее организованную и закрепленную в общественном сознании его структурно-функциональную ветвь – спорт. В Федеральном законе (1999) дано определение: физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивные организации – государственные и общественные, коммерческие и некоммерческие организации, основным видом деятельности которых является оказание услуг в сфере физической культуры и спорта. В Федеральном законе (1999) говорится: «Физкультурно-спортивная организация – одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей».
Спорт высших достижений – сфера спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий.
Физкультурные и спортивные общественные объединения – добровольные формирования (организации), возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов развития физической культуры и спорта и действующие на основе добровольности, равноправия их членов, самоуправления и законности. В Федеральном законе (1999) сказано, что физкультурные и спортивные объединения, это – «общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» (ст. 2).
Важное место в культурной жизни, в системе физической культуры, физического воспитания, формирования и осуществления здорового образа жизни занимает туризм. Туризм – добровольно совершаемые пространственные перемещения продолжительностью более суток с позна-вательной, оздоровительной, спортивной или иной неутилитарной целью.
Туризм как вид деятельности человека основывается на исторических, экономических и культурных потребностях людей в перемещениях на значительные расстояния, что связано с решением коммерческих, экономических и военных, конфессионных, познавательных и промысловых интересов разных народов и групп населения.
В основе большинства видов туризма лежат естественные способы активного передвижения: ходьба, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, гребля на лодке или байдарке и все это в сочетании с целительными факторами природы (солнцем, чистым воздухом и водой). Не меньшее значение имеет и эстетическая привлекательность туризма – красота природы, открывающаяся перед туристами. Поэтому спортивный квалификационный и рекреационный оздоровительный туризм представляют собой компонент физической культуры и здорового образа жизни людей, важное и эффективное средство их физического воспитания.
В условиях неуклонного прогресса техники и связанных с этим явления гипокинезии и гиподинамии (уменьшения двигательной деятельности и телесной подвижности людей) туристские походы и путешествия, экскурсии по родному краю, рекреационные прогулки на лоне природы обеспечивают поддержание определенного уровня двигательной активности, необходимой для здоровья людей. Если занятия различными видами спорта так или иначе ограничены возрастом занимающихся, то туризм практически не имеет возрастных ограничений и в любом возрасте является источником бодрости, здоровья, средством повышения работоспособности и трудового долголетия.
В общественной жизни проявление физической культуры и спорта осуществляется через множество функций (В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов и др.), которые отличают их от других сфер жизнедеятельности. К ним относятся:
– формирование специальной системы физического развития и воспитания детей и подростков, учащейся молодежи, поддержания активной жизнедеятельности взрослого населения;
– сокращение числа профессиональных заболеваний трудящихся в различных отраслях производства посредством организации занятий оздоровительной физической культурой специальной направленности;
– нейтрализация ошибок природы (врожденных дефектов, заболеваний), которые приводят к ограничению движений, специальными физическими упражнениями;
– организация и проведение соревнований на различных уровнях;
– организация спортивных шоу и показательных выступлений;
– организация спортивных праздников и вечеров с выдающимися спортсменами, тренерами, чествования ветеранов спорта;
– создание самостоятельных предприятий, производящих товары и услуги отрасли;
– обеспечение отраслевой подготовки профессиональных кадров высшего и среднего звена;
– обеспечение длительного функционирования кадров высшей квалификации во всех отраслях национального хозяйства;
– реабилитация инвалидов, в том числе военных, через систему физических упражнений;
– создание особого вида потребительских стоимостей благ и услуг;
– осуществление рекламной акции по пропаганде здорового образа и стиля жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Для исполнения этих функций в обществе существуют соответствующие структуры организованных систем:
– организация обслуживания населения в процессе занятий физической культурой оздоровительной направленности в различных формах;
– проведение спортивно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий по месту жительства;
– организация и проведение соревнований различного уровня;
– производство и реализация товаров физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристического назначения, их прокат;
– подготовка специализированных профессиональных кадров;
– информационное обеспечение на всех уровнях (В.У. Агеевец, Л.В. Аристова, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов и др.).
Физическая культура и спорт составляют важное информационное пространство и поле практической деятельности на поприще социальной педагогики и социальной работы, что является важнейшим аспектом исследования для специалистов.
Физическая культура и спорт не только и не столько чисто педагогическая сфера, но социально-экономическая и социально-педагогическая система, и потому всерьез следует внедрять в менталитет и научные разработки, знание системного подхода.
Специальные исследования и обобщения позволяют в наибольшей мере выявить и познать тенденции и закономерности, социологические и культурологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности, которые наиболее важны для характеристики этого социального явления. Познание социологических факторов и развития социологии физической культуры и спорта играют решающую роль в совершенствовании функционирования данной сферы, рационального социального управления ею, наиболее плодотворной реализации педагогического воздействия на отдельных лиц и на группы, общности, активно включенные в физкультурно-спортивную и туристскую деятельность, в специфическую культуру общества.